Шоу, сумевшее показать кошмарные будни военных медиков в Корее, а также новый взгляд на военную драму и комедию.
«Чертова служба в госпитале M.A.S.H» — сатирический сериал о приключениях военных медиков США в Корее (1950-1953). Франшиза началась с романа бывшего армейского врача Ричарда Хукера «M.A.S.H: Роман о трёх армейских докторах», которая продолжалась полнометражным фильмом, а позже и сериалом. В лонге мы поговорим как армейские и медицинские байки помогли доктору Ричарду Хорнбергеру (Хукер) создать одно из самых популярных произведений на американском ТВ.
Будни доктора Хорнбергера
Ричард Хорбергер (настоящая фамилия Хукера) во время боевых действий в Корее служил сотрудником Mobil Army Surgical Hospital. Концепция подобных мобильных госпиталей появилась в 1945 году. Их вдохновителем и создателем считается знаменитый кардиохирург Майкл Дебейки. Свой звездный час мобильные госпитали пережили во время военных конфликтов в Корее, Вьетнаме и в других локальных конфликтах.
В Корее расположились семь подобных госпиталей: 8054й, 8055й, 8063й, 8076й, 8209й, 8225й и 8228й. Доктор Хорбергер служил в в M.A.S.H 8055. Там он познакомился с врачами Гарольдом Секором и Джоном Иннисом. Врачи быстро подружились.
Работа в госпитале рутинная: осмотр раненых, операции, перевязки и только редкие минуты затишья. Досуг у врачей невелик. В свободное время они либо отдыхали, либо играли в футбол или в карты. Алкоголь был частым спутником, но всё находилось в рамках приличия, так как работать приходилось в тяжёлых условиях.
После работы врачи собирались в своей палатке, которую Ричард позднее назовёт «Болотом». Это неуютное место с земляным полом отапливалось при помощи плиты заправляемой сырой нефтью. В свободное время Секор и Иннис рассказывали Ричарду немало баек и историй, происходящие в госпитале, которые стали затем основой для сюжета книги.
После окончания Корейской войны Ричард Хорбергер решил заняться писательским трудом. Под псевдонимом Ричард Хукер он написал первый роман под названием «M.A.S.H: Роман о трёх армейских докторах». В создании этого произведения ему помогал знаменитый военный корреспондент Уилфред Чарльз Хайнц.
Произведение Хукера — это сборник историй про хирурга Бенджамина Пирса по прозвищу «Соколиный глаз» и его друзей. Пирс ненавидит армию и её порядки, ему наплевать на уставы и правила. Его главная мечта заключается в том, чтобы поскорее вернуться домой. Пирс циник и бабник, но у него есть одна хорошая черта – он талантливый врач. Без его помощи лагерь просто бы не справился.
Несмотря на свой характер, Пирс неплохой человек. Он ладит со своими коллегами и даже с военным капелланом, а его основные враги — это откровенные проходимцы вроде неквалифицированных медиков, майора Бёрнса и Джонатана Хобсона, которые прикрываются мнимым патриотизмом и псевдорелигиозностью. Как только они берутся за дело, то сразу же появляются трагедии: смертельные исходы у раненых и попытки снять с себя ответственность. Они готовы пойти на любую подлость лишь бы получить очередное повышение. Однако благодаря находчивости Пирса все злодеи получают по заслугам.
Многое в книге автор явно преувеличивал. Сослуживцы Ричарда Хорбергера отмечали, что в настоящем M.A.S.H не имелось проблем с распущенностью и с алкоголем. Некоторые ситуации в книге были явно абсурдными и не отражали реального положения дел. Пирс и его друзья натворили столько всего, что им в любом случае грозил военный трибунал с реальными сроками.
На первоначальном этапе роман не вызвал интереса у читателей, но в США нарастали антивоенные настроения из-за войны во Вьетнаме. Первая книга породила целую серию романов о M.A.S.H, но сейчас сложно сказать, кто написал их. Источники утверждают, что их создавал Ричард Хукер с писателем Уильямом Баттерворсом. В любом случае самой популярной стала первая книга Хукера. Вскоре ей заинтересовался сценарист Ринг Ларднер, который задумал перенос романа на большие экраны.
Первая экранизация
Экранизации M.A.S.H мы обязаны продюсеру Инго Премингеру и сценаристу Рингу Ларднеру. Последний сумел адаптировать роман для сценария фильма. Премингер решил показать работу Ларднера руководителю Twentieth Century Fox Ричарду Зануку. Ему понравилась история и вскоре началась полномасштабная работа над кинолентой.
Cъемки оказались кошмарными для актеров и создателей. Режиссером стал экспериментатор Роберт Олтмен с сомнительной славой в кинобизнесе. Олтмен, имевший тяжелый характер и всегда стремящийся показать в своих фильмах политический подтекст, прекрасно вписывался в антимилитаристическую атмосферу фильма. Многие относили режиссера к антивоенному движению, а сам он не скрывал своего отрицательного отношения к войне во Вьетнаме.
Почему-то у режиссера сразу не заладились отношения с актерами. На съёмках Роберт часто воевал с исполнителем главной роли Дональдом Сазерлендом. Последний постоянно писал жалобы на него, но кинобоссы на них не обращали внимания. На самом деле, их не особо интересовала судьба киноленты. Студия, где работал Олтмен занималась более масштабными проектами.
Между Робертом Олтменом и сценаристом Ларднером шло противостояние. Ларднер обвинил режиссера в изменения сценария на свой лад. Съемки проходили хаотично и актеры с работниками площадки постоянно импровизировали. Олтмен всегда стремился экономить бюджет, поэтому вся группа жила в тяжелых условиях. Несмотря на сложности фильм все-же сняли.
Говоря о фильме Олтмена, нельзя не вспомнить о главной музыкальной композиции всей франшизы — песни Suicide is painless. У произведения удивительная история. Режиссеру требовался смешной и глупый текст для сцены, где герои «отпевают» своего товарища. Олтмен не мог придумать что-то подходящее. Здесь требовался ум не взрослого человека, а скорее, подростка. Он дал задание своему сыну Майклу. Тот буквально за пару минут сочинил все необходимое. Эта смешная работа впоследствии принесла Майклу один миллион долларов. Музыку к ней написал Джонни Мендел. Так, Suicide is Painless стала визитной карточкой всей франшизы.
Экранизация Олтмена оказалась удачной. Фильм реально получился антивоенным и довольно злым. Сюжет ленты не сильно отличался от романа. В M.A.S.H осталась главная тема книги — противостояние «Системе» и военным бюрократам. Пентагон остался сильно недоволен фильмом и даже пытался его запретить из-за сатирического взгляда на армейские порядки, но к счастью для создателей всё обошлось.
История сразу настраивал на нужный лад. Вот хирурги Бенджамин «Соколиный глаз» Пирс и Дюк Форрест похищают армейский джип и спокойно едут в госпиталь 4077, нарушая все правила, а в госпитале такой же веселый персонал, который плевал на устав. Начальник лагеря Генри Блейк руководит врачами из своей постели, где кроме него еще уютно расположились любовницы и бутылки шампанского. Главный капеллан пьет наравне со всеми и охотно участвует во всех мирских радостях.
Здесь нет положительных персонажей, врачи циники, бабники и всем абсолютно наплевать на войну и политику. Оно и понятно, ведь им приходится работать в абсолютно адских условиях, где постоянно царит смерть и пренебрежение к человеческой жизни. Фильм получился мрачнее, чем сериал. Персонажи не ангелы, но единственное, что их извиняет, так это их таланты, которые помогают спасти жизни солдатам.
Фильм стал настоящей классикой американского кино. Лента получила множество премий: «Оскар за лучший адаптированный сценарий», «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля и премию «Золотой глобус» за лучшую комедию». При небольшом бюджете в 3.5 миллионов долларов работа Олтмена собрала 81,6 миллионов в прокате. На волне успеха ленты продюсеры задумались о переходе картины в сериальный формат.
Телевизионная революция от Джина Рейнольдса
Антивоенная сатира для телевидения США не была чем-то необычным. До M.A.S.H выходило множество похожих шоу: «Гомер Куча, морпех», «Шоу Фила Сильверса» и множество других, но тон этих произведений иной. До жесткой сатиры в духе фильма «Военно-полевой госпиталь» они не дотягивали. Времена и общество успели измениться. Начало 70-х годов характеризовалось усталостью американцев от войны во Вьетнаме и различными внутриполитическими скандалами.
Первоначально сеть CBS собиралась сделать M.A.S.H типичным комедийным сериалом. Продюсер будущего шоу Джин Рейнольдс и сценарист Ларри Гелбарт решили совершить революцию на американском телевидении. Идея Рейнольдса заключалась в создании шоу, где комедия и драма тесно переплетаются между собой. Задача стояла непростая, но Рейнольдс по своей натуре являлся новатором и экспериментатором. Он успел прославиться драматическим комедийным сериалом о школьных буднях «Комната 222», который по своей сути напоминал будущий M.A.S.H.
Для «сериальной революции» Рейнельдсу требовался сильный сценарист. Первоначально он выбрал Ринга Ларднера, который ранее работал над фильмом по книге, но он отказался от участия. В итоге его заменил, один из уважаемых в среде сценаристов, Ларри Гелбарт.
Гелбарт как и Рейнольдс хотел заняться серьезными историями, а не веселыми комедиями тем более, что боевые действия во Вьетнаме шли во всю мощь. Пока шла война создавать что-то стерильное на эту тему им казалось циничной затеей.
Ключевым решением Рейнольдса стал выбор Алана Алды на главную роль Бенджамина Франклина Пирса. Первоначально Алда сомневался в своей роли, ему не хотелось играть в комедийном проекте, но его убедили в том, что M.A.S.H – это скорее философская комедия, которая показывает ужасы войны.
Создатели шоу решили, что для большей реалистичности им необходимо изучить опыт военных медиков. Рейнольдс и Гелбарт решили отправится в Южную Корею для встречи с медиками и свидетелями тех событий. Друзья опросили множество участников войны, военных врачей и собрали богатый материал для сериала. Некоторые истории послужили основой для сценариев. Благодаря этому Лари Гелбарт мог использовать позже множество жанров для эпизодов.
Во время съемок серьезной проблемой стали попытки Алана Алды и Уэйна Роджерса постоянно импровизировать. Подобное выводило из себя Гелбарта, который тщательно работал над структурой сюжета и шутками. Желание Алды экспериментировать могло нарушить повествование или погубить каламбур. Любое отклонение вызывало проблемы. Несмотря на сложности, Гелбарт неплохо ладил с Алдой и всегда с готовностью помогал группе.
Гилбарт и Рейнольдс хотели реализовать необычную для ситкома идею — полностью убрать закадровый смех, чтобы соответствовать концепции сериала, где предполагались тяжёлые сцены. CBS сразу отвергла эту идею, но создателям удалось найти компромисс. Смех не использовался во время сцен в операционной и работы врачей.
Сцены в сериале снимались при помощи двух наборах декораций. Внутренние сцены создавались в специальной студии 20th Century Fox, которую позже модернизировали для использования внешних съемок в ночное время. Эпизоды, где действия происходили на улице снимались около Малибу в Калифорнии.
В сериал пригласили актеров, связанных с бродвейскими постановками или с работой на телевидении. Исполнители главных ролей Алан Алда и Уэйн Роджерс до M.A.S.H много снимались в сериалах и ситкомах. Актер Гэри Бёргхофф, исполнивший роль Радара О’Рейли, активно работал в театре, он, кстати, единственный актер, который сыграла Радара не только в сериале, но и в полнометражном фильме, а также во всех спин-оффах M.A.S.H. Остальные актёры как Маклин Стивенсон, Ларри Линвилл и Лоретта Свит тоже были известны американскому зрителю благодаря сериалам и телевизионным шоу.
Чертова служба в госпитале Ыйджонбу
Пилотный эпизод сериала M.A.S.H вышел 12 сентября 1972 года. Уже по первой серии можно заметить насколько сильно тон сериала отличался от оригинального фильма. Если лента Олтмена являлась жесткой и бескомпромиссной сатирой с пошлыми шутками, то сериал Рейнольдса обладал мягким и интеллигентным юмором с упором на мораль. Последнее обстоятельство не превращало сериал в занудное и неинтересное зрелище. Создатели лавировали на грани, чтобы сохранить выбранную концепцию и при этом не скатиться в морализаторство.
Сериал создавался на последнем этапе войны во Вьетнаме, что не могло не сказаться на сюжетах серий. Критики и зрители часто рассматривали эпизоды как аллегорию на эту войну со скрытым политическим подтекстом. Рейнольдс и Гелбарт яростно отстаивали свой проект от желания руководства канала CBS, желавшего более легкого показа войны и жизни военных медиков. Несмотря на все старания, первые сезоны получились комедийными с небольшими вкраплениями военной драмы.
Значительная часть сюжетов посвящена противостоянию хирурга Пирса с некомпетентным медиком, майором Френком Бернсом. Бернс мечтает стать начальником лагеря и готов пойти на всё, чтобы получить заветное место, но Пирс и его друзья препятствуют этому.
Основные сюжеты — истории о медицинских буднях и смекалке главных героев, которые решали проблемы в тяжелых условиях войны. Важная составляющая шоу — сатира, связанная с непростыми отношениями с начальством. Например, с представителем военной разведки, полковником Флэггом, отвлекающим персонал лагеря шпионскими играми.
Изменились и характеры героев. Если в фильме Пирс абсолютный циник и бабник, которого мало заботит, что происходит, то в сериале образ, исполненный Аланом Алдой получился иным. Это мягкий трикстер, который в определённый момент проникал духом пацифизма и высокой ответственности, что не мешало ему заниматься секс-интрижками с медсестрами и плевать на правила. Его друг МакИнтайр примерно такой же персонаж.
Главные «злодеи» из фильма майор Бернс и майор Халиган получились несколько иными. Бернс хоть и негодяй, но в сериале у него иногда проявляются положительные черты, а Халиган впоследствии превратилась в соратника и помощника Пирса.
В сериале также появился самый яркий персонаж — капрал Клингер, местный симулянт и уклонист. Клингер наряжается в яркие женские платья в надежде на решение медицинской комиссии, которая комиссует его и отправит домой, но, к сожалению для Клингера, военные психиатры на протяжении всех 11 сезонов будут придерживаться иного мнения о нём.
Считается, что окончательный переход на драматические рельсы сериал произошел после ухода из проекта Ларри Гелбарта и Джина Рейнольдса во время 4-5 сезонов, а первый шаг к серьезным историям случился в последней серии третьего сезона. Создатели неожиданно для зрителей и части актерского состава решили прописать в сюжете гибель одного из главных героев сериала, полковника Генри Блейка, так как Маклин Стивенсон, исполняющего роль Блейка, решил покинуть проект и начать работу над собственным шоу. В последствии он жалел об этом поступке из-за рухнувшей актерской карьеры.
Для самого сериала такой сюжетный ход позволил перейти на новый уровень, хотя зрители проявляли большое недовольство гибелью любимого героя. Позже сценаристы решили, что не выводить героев из шоу таким трагическим способом.
Смена концепции и финал
Конец кровопролитной войны во Вьетнаме привел к изменению концепции шоу. Антивоенная тематика постепенно теряла свою актуальность. Непосредственные создатели сценарист Ларри Гелбарт и продюсер Джин Рейнольдс покинули проект. Несмотря на щекотливые темы, поднимаемые в эпизодах, канал CBS не вставлял палки в колеса сценаристам и не занимался чрезмерной цензурой.
Новая эпоха пришла с назначением нового исполнительного продюсера Берта Меткалфа. Значительную роль в написании сценариев стал играть Алан Алда. Некоторые считают, что его влияние оказалось решающим в том, что M.A.S.H стал более драматичным проектом, чем ранее. Во многом это проявилось из-за политических предпочтений Алды, не скрывавшего своих левых антивоенных и профеминистических взглядов. Эпизоды в которых он работал являлись больше поучительными, чем развлекательными.
Снижение актуальности военной повестки заставляло авторов искать что-то новое. Наиболее заметным явлением стали серии, где сценаристы и операторы могли импровизировать и экспериментировать. Яркий пример тому эпизод «Точка Зрения», действие которого происходит от первого лица раненого бойца. Его глазами мы видим устройство лагеря, нехитрый быт медиков и их тяжелую работу.
Необычным по своей структуре стала серия «Сны», в которых мы видим сонные грезы работников лагеря, показывающие их тревоги и надежды, что позволяет узнать их лучше. Идея истории принадлежит Алану Алде.
Заметным стало желание сценаристов подробнее раскрыть характеры персонажей. Особенно это касалось второстепенных героев: священника Мулкахи, Клингера и Уолтера «Радара» О’Рейли, которые из эпизодических героев превращались в более значимых участников. Пирс из бабника и балагура стал более ответственной личностью с жесткой антивоенной позицией.
Однако развитие личностей было не у всех. Например, майор Бернс становился пугающе тупым персонажем даже для ситкома. Актеру Ларри Линвиллу, исполнившему эту роль, все меньше нравилось его играть и после пятого сезона его заменил Дэвид Стайерс в качестве нового персонажа — кардиолога Чарльз Уинчестера.
Гэри Бургхоффу надоел образ Радара О’Рейли. Бургхофф стремился продолжать свою карьеру вне сериала, в связи с чем покинул M.A.S.H. Другой проблемой шоу стало исчерпание идей. Концепция изменилась в более мрачную сторону и ситком уже не мог предложить зрителям новое и свежее как ранее.
M.A.S.H. вызвал привыкание к просмотру у значительной части населения США, но съемочной группе с каждым разом становилось все сложнее придумывать истории. Часто со сценаристами связывались ветераны Корейской войны, которые предлагали свои идеи для серий, но нового в них ничего не было. Для всех стало ясно, что шоу заканчивается.
Создатели намеривались закрыть его на 10 сезоне, но канал все-таки решил его продлить на один сезон. Финалом стал двухчасовой эпизод под названием Goodbye, Farewell and Amen , поставивший точку в сериале. Эпизод тяжелый для актеров, которые за 10 лет съемок привыкли к друг другу. Это, наверное, самая печальная серия, где герои переживают душевные травмы перед окончательным расставанием.
Серия стала не просто заключительной, а жизненным итогом всех кто работал над ней. Алан Алда в последний раз выступил в роли режиссера и сценариста M.A.S.H. Участие в его создании приняли Берт Меткалф, Джон Раппапорт, Дэно Уилкокс, Тэд Мамфорд. Это самый большой по продолжительности эпизод на два с половиной часа. По статистике последнюю серию посмотрели около 106 миллионов американцев, что стало абсолютным рекордом для телевидения. Истории госпиталя M.A.S.H и Корейской войны подошли к своему логическому концу.
Постмортем сериала
M.A.S.H, ставший культовым произведением не мог просто покинуть зрителей. Учитывая огромную популярность и финансовую значимость, эксплуатировать франшизу начали при жизни M.A.S.H. В 1979 году 23 сентября канал CBS выпустил новое шоу Trapper John, M.D, где главным героем стал друг Бенджамина Пирса Джон «Ловец» МакИнтайр, сыгранный Пернеллом Робертсом. В Trapper John, M.D не снимались актеры, связанные с оригинальным M.A.S.H.
Однако появились проблемы из-за авторских прав. Создатели Trapper John, M.D утверждали, что их герой основан на книге Хукера, а также фильма 1970 года и фактически является его спин-оффом, хотя они использовали некоторые материалы сериала, такие как фотографии Алана Алды в роли Пирса и Уэйна Роджеса как МакИнтайра.
Продюсеры сериала M.A.S.H. устроили судебное разбирательство, требуя выплат за использование персонажа МакИнтайра, но суд вынес решение в пользу Fox. Таким образом Trapper John MD продержался семь сезонов. По своей сути это обычная медицинская драма, которая получила некоторую популярность во время показа, но после её закрытия о ней помнили разве что люди, изучающие историю M.A.S.H.
Другой спин-офф, прямо связанный с оригинальным M.A.S.H вышел на CBS 26 сентября 1983 года, получив название AfterMASH. История его появления прямо связана с желанием канала CBS дальше получать прибыль с уже раскрученного имени. К Ларри Гелбарту, который создал телевизионную версию M.A.S.H CBS и 20th Century-Fox обратились с предложением создать новый сериал. Первоначально Гелбарт не горел желанием возвращаться в знакомую вселенную. Однако после раздумий он решил взяться за проект. Над AfterMASH работал и Джин Рейнольдс.
Написание сценария началось в апреле 1983 года. Исследователь Майкл Хирш предложил около 500 потенциальных идей для проекта. Над сюжетами работали Дэвид Айзекс, Кен Левин и Деннис Кениг, принимавшие участие в создании M.A.S.H. Цена каждого эпизода AfterMASH составляла почти 500 000 долларов, что являлось одной из самых высоких цен за получасовой ситком.
К августу 1983 года подготовили десять сценариев из тринадцати эпизодов, изначально заказанных CBS. Из старых персонажей вернулись полковник Портер, Максвел Клингер и отец Джон Мулкахи. В двух эпизодах сериала появился и Гарри Бергофф, снова в роли Радара О’Рейли.
Несмотря на явную вторичность у AfterMASH имелись шансы продолжить успех своего предшественника. CBS специально подогревала интерес к AfterMASH и хранила детали первых двух эпизодов под строгим секретом до трансляции. Даже рецензенты не смогли получить какие-либо подробности. Секретность и зрительский интерес привели к впечатляющему рейтингу 31,0/47, заняв первое место за неделю.
Сюжет рассказывал о жизни героев после завершения войны в Корее. Полковник Портер и его друзья Клингер и Малкахи работают в военном госпитале для ветеранов и пытаются вернуться к мирной жизни. Однако судьба периодически подкидывает им новые испытания.
Если первый сезон получил неплохие отзывы, то второй сезон не получил такой же популярности. Проблемой стало перемещение сериала на другое время показа и растущая конкуренция с боевиком «Командой А». Критики постоянно сравнивали шоу с предшественником, что сказывалось на рейтингах. Второй сезон стал для AfterMASH последним.
Несмотря на это, влияние M.A.S.H на аудиторию было так велико, что Рейнальдс и Гелбарт решились на еще один спин-офф, посвященный Радару О’Рейли. Проект получил название W*A*L*T*E*R. По сюжету О’Рейли возвращается домой после войны и становится полицейским, который вынужден расследовать нехитрые дела в своем родном городе.
К счастью для фанатов, W*A*L*T*E*R остался пилотным проектом. Сериал не заинтересовал канал CBS для дальнейшего развития. В многолетней истории франшизы M.A.S.H, наконец, поставили жирную точку.
Благодарю за внимание! Обязательно подписывайтесь на мой блог и не забывайте ставить лайк! Вскоре будут новые лонгриды и исторические статьи!
Мои другие исторические лонги:
«Красный рассвет (1984)» — наивный антисоветский фильм эпохи Рейгана
Вьетнамские «файлы смерти». Операция «Блуждающая душа»
Как Nox пыталась стать «убийцей Diablo»
#кинообзор #long #mash #сериалы #ретро #кино #история #лонгриды #лонг #истории.