Истории про якудзу: избранные фильмы Такеши Китано

Что посмотреть перед выходом Yakuza 6.

Yakuza 6: The Song of Life, финальная глава приключений Кадзумы Кирю, выходит уже 17 апреля. Помимо знакомых лиц, к актёрскому составу игры присоединились Сюн Огури («Токийские псы»), Тацуя Фудзивара («Королевская битва») и Такеши Китано. Участие знаменитого режиссёра особенно интересно, ведь он, как известно, терпеть не может аниме и видеоигры.

Так как тема подавляющего большинства фильмов Китано — японская преступность, то перед игрой в Yakuza 6 справедливо будет посмотреть именно их. Для вдохновения.

Такеши Китано в Yakuza 6

«Точка кипения»

Вся жизнь обычного паренька Масаки Оно состоит из скучной подработки на автозаправке и редкой игры в бейсбол с товарищами. Всё меняется из-за конфликта на заправке между Масаки и якудзой: бандитам не понравилась работа парня, а тот в свою очередь умудрился ещё и ударить якудзу по руке. Один удар всполошил местный мафиозный клан. Досталось как владельцам заведения, так и бейсбольному тренеру команды Масаки, который случайно встрял в конфликт.

Вместо со своим верным товарищем Масаки отправляется на Окинаву с целью купить нелегальное оружие на чёрном рынке и отомстить подлым мафиози. Но на острове он встречает якудзу-отморозка Уэхару, который не гнушается убивать людей, насиловать женщин и обманывать даже своих товарищей по клану. Главный герой ненароком ввязывается в ещё большие проблемы.

В карьере каждого знаменитого режиссёра есть своя поворотная картина. У Акиры Куросавы был «Пьяный ангел», а у Такеши Китано — «Точка кипения». Именно здесь зародился фирменный стиль режиссёра с долгими статичными кадрами, панорамными сценами, специфическим чёрным юмором и зацикленностью сюжета — фильм заканчивается там же, где и начинается. Это не самая «дружелюбная» работа в фильмографии Китано. Оригинальный подход к подаче сюжета и неровный монтажу может оттолкнуть нового зрителя. «Точку кипения» лучше всего смотреть после знакомства с более поздними картинами режиссёра. — Семён Костин

«Сонатина»

Муракава — не особо выдающийся лейтенант токийских якудза. Однажды босс посылает его с соратниками на Окинаву, чтобы урегулировать какой-то не особо важный конфликт. Муракава ехать не хочет, подозревает, что что-то не так. Но делать нечего. В итоге на группу нападают, убивают нескольких бойцов, а герой с выжившими оказывается в пляжном домике, где начинает планировать месть.

«Сонатину» часто называют лучшей работой Такеши Китано. Это, конечно, дело вкуса, но то что здесь режиссёр на пике своей формы — факт. Это почти медитативная, очень жестокая и как-то по-особому грустная лента о мести, которая никогда не заканчивается ничем хорошим. — Алексей Сигабатулин

«Ребята возвращаются»

В 1994 году Китано разбился на мотоцикле и получил паралич правой стороны лица. Пресса пророчила ему закат карьеры, но режиссёр восстановился и продолжил снимать фильмы вопреки недугу. «Ребята возвращаются» — уникальный фильм в карьере Китано. Обычно режиссёр всегда снимался в своих работах, но из-за долгой реабилитации в тот раз сделал исключение.

Сюжет повествует о судьбе двух школьных друзей — Масару и Синдзи. Они целыми днями прогуливают уроки, вышибают деньги из школьников, издеваются над учителями и совершенно не задумываются о собственном будущем. Со временем их пути окончательно разойдутся — один решает заняться профессиональным боксом, а другой прислуживает якудза.

Это больше меланхоличная и очень медитативная драма о подростках, чем типичный фильм о якудза. Что нас ждёт через пять лет? Герои не раз задавались этим вопросом и в итоге сполна получали тумаки от жизни за свои ошибки и самоуверенность. На фоне этого зрителю показывают маленькие зарисовки из жизни их одноклассников. Бывшие «клоуны» класса пытаются пробиться в комики, а старая «груша для битья» многие годы тщетно сохнет по глупой официантке из местного кафе. Главная мысль фильма — выбирать жизнь вопреки всему, даже если это не жизнь, а борьба с высокими волнами. — Семён Костин

«Фейерверк»

Если после «Сонатины» на Такеши Китано обратили внимание на Западе, то «Фейерверк» закрепил за ним статус одного из лучших японских режиссёров современности. Тема якудза в фильме — не центральная, но он всё равно заслуживает место в этой подборке.

«Фейерверк» — история Ниси, бывшего полицейского, который уволился со службы из-за трагического случая. Его дочь умерла, жене диагностировали лейкемию, в добавок герой взял в долг у якудзы, а вернуть деньги не может. А ещё есть бывший напарник, ставший инвалидом, впавший в глубокую депрессию. Ниси покупает старое такси, перекрашивает в цвета полицейской машины, едет грабить банк, а затем, как и всегда в фильмах Китано, — принимает последствия. — Алексей Сигабатулин

«Куклы»

Очень необычный и умопомрачительно красивый фильм про любовь. Три истории, показывающие, на что способны люди ради любви и что бывает с теми, кто предаёт свои чувства.

Парень решает жениться на нелюбимой девушке ради карьеры, из-за чего его возлюбленная пытается покончить с жизнью. Старый глава клана якудзы добился всего, чего хотел, но так и не нашёл счастья: он тоскует по женщине, которую бросил тридцать лет назад. Фанат изуродованной после аварии поп-звезды готов пойти на что угодно, чтобы быть рядом со своим кумиром.

Практически весь фильм состоит из потрясающе живописных планов, наполненных символизмом — и это отлично подходит грустной картине про любовь. Всё хорошо и с ритмом: активные действия перемежаются медитативно долгими кадрами, дающими время осмыслить происходящее. Фильм не даёт чёткого ответа на вопрос, кто же дёргает за нитки, превращая людей в кукол, но мотивирует найти любовь и никогда её не отпускать. — Дмитрий Мучкин

«Затойчи»

Один из самых известных фильмов Китано. Пожилой слепой массажист по имени Затойчи, которого играет сам режиссёр, приходит в небольшую деревню. В ней совсем разошлась местная якудза — бандиты постоянно трясут деньги с бедных жителей, и никто не может им противостоять.

Затойчи знакомится с несколькими персонажами, у каждого из которых есть причины отомстить якудзе. Чтобы защитить себя и друзей, массажисту, отлично владеющему мечом и боевыми искусствами, то и дело приходится вступать в драки.

«Затойчи» — камерная история, в ней не так уж много персонажей, а место действия ограничено одной деревней. Отчасти благодаря этому Китано хорошо раскрывает почти всех героев, а зритель к концу фильма воспринимает улочки небольшого поселения как родные.

Некоторые эффекты в экшен-сценах сейчас выглядят устаревшими, особенно на большом экране, но на это не обращаешь внимания. В «Затойчи» удивительное внимание к деталям, а любовь режиссёра к японской культуре и самурайским боевикам ощущается буквально во всём: в драках, в юморе и в сценарии, который представляет собой классическую историю о могучем странствующем воине. — Дмитрий Мучкин

«Рюдзо и семеро бойцов»

Старый Рюдзо живёт в доме своего сына и никак не может избавиться от привычек, которые заработал когда-то давно, будучи якудзой. Вместе со своим другом-уголовником он ворчит на молодёжь и постоянно сетует на то, что настоящей мафии в Японии уже нет. В конечном итоге, Рюдзо решает собрать старых подельников и основать новый клан. Благо, на горизонте появился достойный конкурент.

В отличие от «Брата якудзы», «Рюдзо» — это чистокровный и намеренно созданный фарс. Практически все главные герои здесь характеризуются одной-двумя чертами. Между тем, эти старые романтики, которые просто не понимают, как жить в XXI веке, заставляют себе сопереживать. Особенно выделятся Тацуя Фудзи, сыгравший Рюдзо. Он потрясающе харизматичен и даже самые глупые шутки из его уст способны вызвать улыбку.

Однако далеко не все шутки здесь работают и порой даже кажется, что смотришь какое-то индийское кино. Но «Рюдзю и семеро бойцов» и не должен быть уморительным. Это очень трогательная картина, пропитанная не грустью по ушедшей японской мафии, но по тому, какой она представала в массовой культуре. Плюс, она даёт возможность пофантазировать, каким станет Кадзума через много лет после Yakuza 6. — Андрей Верещагин

«Брат якудзы»

Рассказ о пожилом якудзе Ямамото, которого играет сам Такеши Китано. После убийства главы своего клана у Ямамото было три пути: присягнуть на верность победившей мафиозной семье, умереть или бежать. Послушавшись своего названого брата Хараду, якудза отправляется в Лос-Анджелес, где живёт его брат Кен, который промышляет торговлей наркотиками вместе с друзьями. Уличная шпана не амбициозна, но Ямамото превращает её в настоящий клан якудза.

«Брат» — это история о столкновении культур. Ямамото оказывается в чуждой ему, но всё же преступной среде. Здесь он начинает работать по привычным ему законам, чем ставит в ступор другую организованную преступность. В этом кроется главное достоинство фильма — он позволяет на конкретных примерах сравнить западных и восточных бандитов.

Вместе с тем, в картине чертовски мало внимания уделяется методам работы якудзы. Те несколько сцен, которые призваны показать взаимоотношения между японскими мафиози, говорят лишь об их одержимости честью, да рассказывают (и весьма красноречиво) об их обычаях и принципах. Поэтому перед просмотром всё же стоит почитать о якудзе, чтобы понимать, что тут и к чему.

Впрочем, вопрос о том, нужно ли вообще смотреть «Брата» — спорный. Порой картина походит на настоящий фарс с кучей неуместных шуточек и кривляний. Да и актёры иногда демонстрируют игру уровня «Комнаты». Немного спасает положение последняя треть фильма. Стремительная и хаотичная, она переполнена символизмом и заставляет нервничать и переживать за персонажей, на которых на протяжении всей ленты зрителю было плевать, а заключительная сцена с участием Омара Эппса так и вовсе способна выдавить слезу. — Андрей Верещагин

Трилогия «Беспредела»

В какой-то момент своей карьеры Такеши Китано решил сделать перерыв в фильмах про якудзу. Выпустил «Кукол», где японская преступность упоминалась вскользь, затем — «Затойчи», который тоже не совсем про то. После были почти семь лет молчания на тему якудзы, а затем знаменитый режиссёр решил снять свою версию «Крёстного отца». Так появилась трилогия «Беспредела».

Если коротко, то «Беспредел» (и два его продолжения) — это история о войне между кланами якудза, о предательствах и бесконечных убийствах. Разумеется, прямо цитировать творение Копполы никто бы не стал, так что Китано ограничился лишь концептуальными заимствованиями. В «Беспределе» есть чёткое разделение между миром преступности и «внешним миром» (а все жуткие дела планируются именно там), как и в «Крёстном отце». Есть ситуация, когда насилие из преступного мира вдруг выплёскивается в обычный. И главное — есть неизменная мысль о том, что времена меняются. Узы братства в преступном мире отходят на второй план, клятвы больше ничего не значат.

Выполнено всё, разумеется, в привычном Китано ключе с запредельным количеством насилия. Трилогия японского режиссёра, в отличие от фильмов Копполы, вряд ли попадёт в учебники кинематографического искусства, но хуже картины от этого не становятся. — Алексей Сигабатулин

 
Источник: DTF

Читайте также