Исследуем безумный мир Hellblade: кельтские мифы и реальная история

Исследуем безумный мир Hellblade: кельтские мифы и реальная история

Hellblade: Senuaʼs Sacrifice запоминается прежде всего благодаря безумному дизайну монстров и локаций, порожденных воспаленным сознанием главной героини. Но все они имеют вполне реальные прототипы в кельтской и скандинавской мифологии. Мы тщательно исследовали мир игры и разобрались, что стоит за всеми этими чудовищными образами.

История Hellblade разворачивается в очень интересный временной период, узнав о подробностях которого можно взглянуть на происходящее с немного другой стороны и лучше понять контекст событий.

Официально считается, что викинги впервые прибыли на Британские острова в 789 году, когда скандинавские пираты высадились на остров Линдисфарн и разграбили местный христианский храм. Но на деле северные народы начали переселяться на острова Северной Атлантики значительно раньше — на Фарерские, Шетландские, Оркнейские и Гебридские — так как там были более благоприятные климатические условия для земледелия и овцеводства. Кроме животноводства поселенцы занимались ловлей рыбы и другими морскими промыслами. Местами, заселяя острова, скандинавы «теснили или изгоняли» своих предшественников — кельтов и пиктов, но нередко они становились первопроходцами.

Мирная колонизация сочеталась с набегами и пиратством, и здесь Шетландские острова сыграли роль соединительного звена — этим путем отряды искателей добычи и достигли в конце VIII в. берегов Шотландии, Ирландии и Северной Англии.

Так началась кровавая полоса в истории Северной Европы, известная также, как «эпоха викингов». Именно на этом историческом фоне и происходят события Hellblade: Senua’s Sacrifice.

Далее следуют серьезные спойлеры к Hellblade: Senuaʼs Sacrifice

Сенуя

Главная героиня Hellblade — Сенуя, девушка из народа пиктов, отправившаяся в Хельхейм (скандинавский мир мертвых, которым правит богиня Хель) за душой своего возлюбленного Диллиона, убитого во время очередного набега викингов на пиктские территории.

Детали ее внешности отсылают к описаниям этого народа, пикты действительно красили лица и тела синей краской из вайды и мазали волосы известью. Налобное украшение призвано оградить носящего от безумия, а тартановый орнамент одежды был создан на основе древних кельтских традиций.

Клад с кельтской атрибутикой Сенуны

Клад с кельтской атрибутикой Сенуны

Само имя «Сенуя» происходит от имени кельтской богини Сенуны, статуэтки и подношения которой были обнаружены в сентябре 2002 года в кладе близ деревни Ашвелл, Англия.

Дальнейшие археологические раскопки близ Ашвелла в 2003–2006 годах показали, что это место являлось только жертвенником, а не самим храмом богини. Вся коллекция клада (27 предметов) выставлена в Британском музее Лондона в зале 49 — если когда-нибудь доберетесь до туда, будете знать, на что смотрите.

Бытует мнение, что Сенуна связана с римской богиней Минервой и греческой Афиной Палладой, которые покровительствовали мудрости и военному делу. Ninja Theory очень обстоятельно подошли к созданию аутентичного мира и сильного женского персонажа. Это, может быть, и не влияет особенно на восприятие рядовым игроком, но то, чт разработчики не поленились закопаться в исторические источники и потратить время на изучение верований народов древности достойно огромного уважения.

Лица красили не только пикты, но и шотландцы

Лица красили не только пикты, но и шотландцы

Диллион

Возлюбленный Сенуи и второй по значимости персонаж в истории. Именно после его смерти психоз Сенуи прогрессирует, и ее мир меняется до неузнаваемости.

Начинается все с того, что девушка теряется в лесу, а вернувшись, понимает, что ее дом разрушили северяне, а Диллиона, как одного из воинов, подвергли обряду «Кровавого орла».

Впрочем, многие ученые ставят под сомнение существование данного вида казни и приписывают его чересчур кровавое описание антиязыческой пропаганде средневековых католических авторов. Но как инструмент выразительности он работает прекрасно.

Жертвенный камень из Готланда с изображением казни

Жертвенный камень из Готланда с изображением казни

Сама казнь, предположительно, заключалась в следующем: на спине жертвы рассекали ребра, разводили их в стороны наподобие крыльев и вынимали легкие. В основном причиной смерти становился травматический шок.

Сенуя забирает голову любимого и отправляется в Хельхейм. Сам концепт «голова — вместилище души» был распространен в верованиях древних кельтов, так что не мудрено, что к Хель на поклон несут именно голову убитого, а не, например, сердце.

Интересен тот факт, что голову, как атрибут кельтского язычества, в некоторых интерпретациях можно приравнивать к христианскому кресту.

Головы врагов считались трофеями, их тщательно бальзамировали в маслах и прибивали на стены крепостей и домов — кельты верили, что силы, таящиеся в голове, оберегают от злых духов, приносят добро, удачу и успех. Для многих головы были бесценными сокровищами, поэтому, когда дело доходит до спасения души любимого, можно и голову ему отрубить, а тот из загробного мира только спасибо скажет.

Друт (Святой Финтан)

Мало кто знает, но спутник Сенуи Друт — настоящая историческая личность. Ирландский кельт, был захвачен в плен северянами. После долгих лет рабства он сбежал в Шотландию, а оттуда направился в Рим, где стал монахом. Впоследствии перебрался на остров Райнау в Шварцвальде на Рейне, где вместе с 27 монахами жил в уединении и аскетизме.

Слова, которые он слышал на родном языке от демонов и ангелов во время молитв, были записаны его биографом. Финтан умер в 879 году от старости, а в 1114 году его канонизировали. Откровения Святого Финтана представляют собой наиболее ранние сохранившиеся образцы гаэльского языка.

Аббатство Райнау в наши дни, Швейцария

Аббатство Райнау в наши дни, Швейцария

В игре Друт становится эдаким Вергилием из «Божественной комедии» Данте, проводником главной героини в мир скандинавских сказаний и мифов. Он помогает Сенуе ориентироваться в Хельхейме: через его рассказы, найденные на рунных камнях, мы постепенно узнаем о главных мифах и богах северян, об их страхах, радостях и надеждах.

Долгое время пробыв пленником викингов, Друт легко ориентируется в мифологии этого народа и становится незаменимым спутником Сенуи на пути в чертоги Хель.

Так называемый «Стокгольмский синдром» еще не был известен людям в IX–X веках, но проявлялся исправно, что способствовало ассимиляции пленных в новое общество, изучению обрядов, обычаев и нередко получению нового статуса. Впрочем иногда их приносили в жертву богам или просто массово казнили, так что выживали и ассимилировались далеко не все.

Огненный великан Сурт

Первым на пути Сенуи встает огненный великан Сурт, владыка всех огненных великанов и мира огня Муспельхейма. Как известно, в скандинавской мифологии фигурирует аналог судного дня — Рагнарёк. По одной из версий, Сурт поведет армию огненных великанов на бой с богами-асами и срубит своим огненным мечом мировое дерево Иггдрасиль.

Это и станет началом конца.

На древних наречиях немецкого и старосаксонском языках слова mutspelli или muspilli означают «Страшный Суд».

«Сурт», Джон Доллман, 1909 год

«Сурт», Джон Доллман, 1909 год

Для Сенуи Сурт может служить персонифицированным восприятием пламени, навеянным рассказами Друта о скандинавском пантеоне богов. Психоз девушки выводит визуальное восприятие огня на совершенно новый уровень, облекая его в жуткую антропоморфную фигуру великана.

После победы над грозным противником приступ проходит, и мир возвращается к своему первоначальному виду.

Огонь сам по себе играет важную роль в игре, напоминая нам о том, что викинги сожгли родной дом Сенуи и всех жителей деревни.

Мастер иллюзий Вальравн

В случае с Вальравном, интересно уже то, как его занесло в пантеон кельтских и скандинавских богов. Вальравн (или «мертвый ворон») происходит из датских сказаний и в основном предстает в образе разумного ворона. 

Эти существа едят трупы умерших на поле боя воинов и после обретают способность обращаться в рыцарей.

В другом варианте легенды Вальравн — это неупокоенная душа в поисках искупления. Он может избавиться от своего животного облика только испив крови ребенка.

Еще одна вариация Вальравна

Еще одна вариация Вальравна

В датских легендах Вальравну приписывали отчасти атрибуты Локи: он был способен обхитрить человека, ввести его в заблуждение и направить на неверный жизненный путь. Как и в случае с Суртом, для Сенуи Вальравн может являться воплощением чего-то неизвестного, таящего в себе скрытую угрозу.

Именно его во время боя Сенуя обвиняет в том, что заблудилась в лесу и вовремя не вышла к деревне.

Основная часть обычных врагов, встречающаяся нам за игру тоже имеют сходство с Суртом и Вальравном, давая понять, что они, скорее всего, тоже являются проекцией внутренних переживаний Сенуи.

Грам (меч)

Однажды, когда в зале конунга Вельсунга был пир, сам Один явился (как обычно бывало) в обличье одноглазого человека в плаще. Он подошел к родовому дереву Вельсунгов и воткнул в него меч. Но никто не смог вытащить этот меч, кроме Сигмунда, сына конунга.

Говорят, что меч этот сиял словно пламя и имел гравировку в виде дракона, однако в игре он излучает голубое сияние, как Жало из Властелина колец.

Пройдя все испытания, Сенуя вытаскивает Грам из родового дерева

Пройдя все испытания, Сенуя вытаскивает Грам из родового дерева

Меч Сигмунда сломался в битве героя с конунгом Люнгви, ударившись о копье Одина.

Дело было так: конунг Люнгви собрал войско, чтобы отомстить за своего отца. Он наведался во владения Сигмунда и вызвал его на битву. Сигмунд созвал свое войско, и вышел против Люнгви. Во время боя Сигмунд бился впереди всех и разил врагов наповал. Но вдруг из войска Люнгви вышел человек в плаще (Один) и замахнулся на Сигмунда копьем — и так герой был повержен.

После этого жена Сигмунда пришла на поле битвы и увидела умирающего мужа. Герой передал ей обломки меча и сказал, что вскоре у них родится сын, и из этих обломков для него будет выкован новый меч — Грам. Возможно, именно этот меч и восстанавливает во время испытаний Сенуа.

Гарм (пёс)

По одной из версий, Гарм — дитя коварного хитреца Локи и великанши Ангрбоды. Наподобие Цербера в античной мифологии, этот исполинский четырехглазый пес охраняет врата в царство мертвых. До начала Рагнарёка он заключен в подземной пещере Гнипа, чьи стены покрыты кровью. Именно там и происходит бой с ним — последний рубеж на пути в Хельхейм.

В некоторых интерпретациях мифов образ пса Гарма ошибочно смешивается с образом волка Фенрира.

Жуткий страж Хельхейма

Жуткий страж Хельхейма

Схватка представляет из себя игру в «кошки-мышки» с могучим Гармом. Примечательно, что Тень Сенуи, загадочный глубокий голос, предупреждает ее о надвигающейся опасности. Но несмотря ни на что она не сдается и в конце концов побеждает.

Наряду с Суртом и Вальравном он появляется в финальной битве в чертогах Хель в образе черной тени.

Хель

Владычица мира мертвых в скандинавской мифологии, дочь Локи и великанши Ангрбоды. В игре она представлена скорее целью путешествия Сенуи, нежели врагом.

Могущественная повелительница загробного мира почти не вступает в контакт с героиней — конечно, какое ей дело до какой-то бедной и «еще живой» женщины. Но как мы знаем, человек с сильной моральной травмой (в нашем случае еще и не в своем уме) способен на многое.

Так и выходит — финальная битва в чертогах Хель, наверное, один из самых захватывающих моментов игры.

Рагнарёк. Все дружно ищем Тора

Рагнарёк. Все дружно ищем Тора

В игре рассказы Друта заканчиваются упоминанием Рагнарёка. Древние скандинавы верили, что в последней битве именно Хель поведет армию мертвецов на штурм Асгарда.

В создании образа Хель авторы очень кропотливо подошли к визуальной части и опирались, соответственно, на «Младшую Эдду», в которой она описывается как великанша исполинского роста, с одной половиной тела черно-синей, а другой — мертвенно-бледной.

Так же во время странствия по Хельхейму Друт рассказывает Сенуе миф об убийстве Бальдра, сына Одина и Фригг. Это миф непосредственно относится к лору игры и считается чуть ли не самым известным упоминанием Хель в скандинавской мифологии. По сюжету мифа после смерти Бальдр попадает в Хельхейм, но он так чист и любим другими богами, что они просят владычицу мертвых вернуть его душу. Хермод, брат Бальдра, идет к Хель на поклон и та соглашается при условии, что Бальдра будет оплакивать все живое в мире. Асы расходятся по миру и просят всех оплакивать своего любимца.

Тем временем Локи обращается в великаншу Токк и отказывается оплакивать Бальдра. В итоге Бальдр так и остался в царстве мертвых. 

Движимая тем же посылом, Сенуя идет к Хель, готовая на все ради спасения любимого человека. Возможно, именно миф рассказанный Друтом и подтолкнул ее к этой идее.

А вы одолели безумие Сенуи?

 
Источник

игры, история

Читайте также