На стыке видеоигр, психологии и нейрофизиологии проведено много исследований, большая часть которых сосредоточена на шутерах. Установлено, что при однозначном положительном влиянии на обработку зрительно-пространственной ориентации, и подавлении эмоциональных раздражителей другие особенности влияния на характер и интеллект зависят от принятой игровой стратегии. От принятых стратегий может уменьшаться или увеличиваться толщина коры головного мозга.
Стратегические игры связаны с несколькими аспектами интеллекта: визуализацией возможных ходов, активацией краткосрочной памяти и способности немедленно отсрочить удовлетворение, чтобы увеличить будущие награды («жертва пешки»). Для шахматистов почти доказана прямая взаимосвязь уровня развития способностей этих способностей с высоким квалификационным рейтингом.
Что тут причина и что следствие — вопрос открытый. Хорошие стартовые данные, в том числе генетические, обеспечивают чемпионские титулы при достаточной игровой практике. Для однопользовательских видеоигр такая связь «хорошие способности — хорошие результаты» тоже отмечена и тоже достаточно очевидна.
Исследователи из Йорка попробовали в своём исследовании ответить на вопрос, может ли конкретная игра стать причиной роста интеллекта. Для изучения вопрос взяли самые массовые игры — MOBA и шутеры.
На первом этапе доказали, что есть устойчивая корреляция между успехами в игре League of Legends и высоким интеллектом, то есть хорошие игроки, как и хорошие шахматисты, обычно довольно умные люди. Для оценки интеллекта использовался тест Векслера и 3 задачи на пространственную память. Оценивалась также способность понимать эмоциональные состояния других людей, которая также коррелирует с интеллектом. Участники должны были идентифицировать эмоцию «через гляделки» — передачу глазами без участия мимических мышц лица.
На следующем этапе исследования были проанализированы две версии MOBA игр (League of Legends и Defense of the Ancients) и два «шутера от первого лица» (Destiny и Battlefield 3). MOBA-игры по сравнению с шутерами меньше задействуют зрительно-моторную координацию, но гораздо более требовательны к памяти, умению выстраивать тактику и стратегию.
В исследовании принимали участие игроки от 13 до 40 лет. Средний возраст составлял 22-23 года. Самый молодые игроки были у League of Legends. Можно предположить, что с возрастом (а точнее с ростом игрового опыта) турнирные достижения должны были расти, но вклад подвижного интеллекта должен падать. Подвижный интеллект — это способность мыслить решать задачи независимо от предыдущего опыта. Другая часть измеряемых способностей — кристаллизовавшийся интеллект, — определяется наоборот, объёмом и глубиной накопленных знаний.
Эффект естественного возрастного снижения умственных способностей (внимательность, скорость реакции и т.д.) был обнаружен у шутеров. Значит, игровая практика скорее всего никак не повлияла на развитие умственных способностей. А вот MOBA-игроки продемонстрировали скачок интеллектуальных способностей перед неизбежным спадом.
Ведущий автор исследования Атанасиос Коккинакис (Athanasios Kokkinakis), аспирант Центра интеллектуальных игр и игрового интеллекта британского Научно-исследовательского физико-инженерного совета (EPSRC Center for Intelligent Games и Game Intelligence) говорит: «В отличие от шутеров (FPS), где скорость и точность являются приоритетными, многопользовательские онлайн-битвы больше полагаются на память и способность принимать стратегические решения с учетом множества факторов. Возможно, по этим причинам мы нашли сильную корреляцию между игровыми успехами и интеллектом в MOBA».
На диаграмме изображены три возрастные группы для каждой игры: 13-21, 22-27 и 28 лет. В двух популярных шутерах (Battlefield 3 и Destiny — обе слева на картинке) игровая квалификация монотонно уменьшается с возрастом после «высокого, высокого, низкого» уровня. Две из самых популярных игр жанра MOBA (Dota 2 и League of Legends — справа) демонстрируют «низкий, высокий, низкий» игровой уровень, предполагающий, что в них есть рост производительности до пика, характерного для возрастов 22-27 лет, а не постепенное снижение. «Matchmaking Ranking» (MMR) — это игровой рейтинг игрока, который зависит исключительно от истории побед и поражений и силы противников.
Исследователи считают, что соотношение между способностью к турнирным стратегиям, таким как League of Legends и Defense of the Ancients 2, и высоким IQ похоже на корреляцию, наблюдаемую в других более традиционных стратегических играх, таких как шахматы.
Профессор-корреспондент Alex Wade из Университета Йоркского отделения психологии и лаборатории цифрового творчества сказал: «Исследования в прошлом указывали на то, что люди, которые хорошо разбираются в таких стратегических играх, как шахматы, как правило, хорошо проходят тесты IQ. Наши исследования распространили это на игры, которые каждый день играют миллионы людей по всей планете».
Эти наблюдения важны, но целью исследования было понять, генерирует ли практика видеоигр когнитивные или перцептивные преимущества, которые передаются другим областям мозга при решении иных задач. Ответ позволил бы практикующим врачам и ученые-медикам применять видеоигры для нейрореабилитации. По иному смотрели бы на видеоигры учителя и родители.
Соавтор исследования профессор Питер Коулинг (Peter Cowling), директор DC Labs, согласен: «Эти исследования могут существенно повлиять на будущее игр и творческих индустрий». Его оптимизм основан на 48 аспирантах, которые продолжают работу над исследованиями игровой отрасли в его научной программе.
Пока полученные данные указывают на связь между интеллектом и производительностью видеоигр, но взаимосвязь является корреляционной, а поэтому причинность неясна. Заметен вклад раннего развития способностей: при равной игровой практике игровые таланты, начавшие в юности, развиваются быстрее, чем начавшие позже. И при этом открытие корреляции между игровыми достижениями и интеллектом позволяет собирать данные в таких областях, как «когнитивная эпидемиология» — научной дисциплине, которая анализирует нарушения умственных способностей при других медицинских заболеваниях. Просто дай поиграть человеку и пойми насколько прогрессирует его альцгеймер.
Источник