Кадр из фильма «Удивительные приключения Дениса Кораблева», 1979 год. В фойе кинотеатра стоят старые добрые игровые автоматы: от самого распространенного на просторах бывшего СССР «Морского боя» до редкого «На Луну».
Вопрос о влиянии игр на моральный облик подрастающего поколения волновал не только современных исследователей, но и советских. Развлечений у нас в стране до 70-х годов было до боли мало, и все они не являлись чем-то новым, но первая в этом направлении дверца — игровые автоматы — поменяла ситуацию.
После выставки «Аттракцион-71», на которой были представлены зарубежные модели от «Sega» и разных других компаний-производителей, Министерство культуры принимает решение производить собственную линейку игровых автоматов. И через какое-то время стало понятно: не всем по душе новое веяние с запада.
Календарик с изображением автомата «Телеспорт», 1980 г.
Нет, играть хотели — и играли — многие, выставка имела огромный успех, пионеры и взрослые были в восторге от игровых ситуаций и возможности на пару минут забыть о быте. Даже сам дизайн автоматов — цветной, яркий — являлся вызывающим, веселым — среди общей серости это был глоток свежего воздуха. Но не все так просто.
Поначалу автоматы не принимались частью населения. Во-первых, считалось, что с запада идет «зараза», игры «учат плохому». Во-вторых, игровые автоматы по незнанию путали с «однорукими бандитами» и считали азартными, развращающими. В-третьих, чтобы поиграть, надо было потратить деньги — и возникало отторжение от такого «капитализма». А ведь процесс уже запущен — и отказываться от прибыли, которую приносили государству автоматы, не хотелось.
В этом проявлялась эрозия советской системы: люди хотели развлекаться, но при этом рушился облик страны с коммунистической идеологией. Эта эрозия началась после оттепели, когда постепенно снимался пресс с бытовой жизни советских граждан. Власть терпимо относилась к западному происхождению некоторых явлений, таких как развлечения — игровые автоматы и аттракционы больших форм. А некоторые слои населения выступали против, например, школьные учителя, которые отмечали «идеологически неправильное» происхождение игровых автоматов и их зачастую агрессивный сюжет (поступали предложения о производстве «полезных» автоматов, например, для обучения пеленанию детей), а также весьма резонно поднимался вопрос о наличии денежных средств у подростков для игры в автоматы.
Появляется постановление Министерства культуры СССР, которое предписывало автоматам способствовать идеологическому, эстетическому и трудовому воспитанию молодежи.
Фотография с сайта «Magnum»
Чтобы распространить игровые автоматы, нужно было повлиять на отношение к новой индустрии, объяснить ее. При «Союзаттракционе» — объединении, которое отвечало за выпуск и распространение игровых автоматов по территории Союза, возникают печатные издания, плакаты и реклама, рассказывающие об игровых автоматах.
Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.
Рекламные календари «Союзаттракциона»
Но это — мелочи. В своей структуре у «Союзаттракциона» была настоящая, и чуть ли не единственная в своем роде Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционов по разработке и внедрению новой аттракционной техники (ЦНИЛАТ), которая занималась социологическими исследованиями, в том числе адаптацией западных игровых автоматов для советских реалий, научно- исследовательской и организационно-методической работой по вопросу воспитательного воздействия игровых автоматов на молодежь. Существовало и конструкторское бюро, которое занималось моделированием новых игровых ситуаций (а их не так много: преследование и избегание).
Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.
Сотрудники музея советских игровых автоматов встречались с работниками «Союзаттракциона» — Алексеем Георгиевичем Левинсоном и Юрием Зиновьевичем Бочевером, в 2015 году, и выяснили несколько интересных фактов об идеологии игровых автоматов в то время.
Алексей Георгиевич Левинсон (справа) и Юрий Зиновьевич Бочевер (слева) в Музее советских игровых автоматов, 2015 год
Алексей Георгиевич был в ЦНИЛАТ заведующим отдела социологических исследований с 1977 по 1982 год. В 1981 году он написал несколько статей, в частности: «Некоторые вопросы воспитательного воздействия игровых автоматов на детей и подростков» в журнале «Экспресс-информация», издававшимся специализированным информационным центром по проблемам культуры и искусства, материально-технической базы культуры «Гипротеатр».
Вот как он определял идеологию сферы развлечений и автоматов того времени в статье:
Общий социальный эффект аттракционов определяется как разновидность эффекта рекреации. Под рекреацией советскими учеными понимается действие по восстановлению способности к труду, более широко — по воспроизводству рабочей силы. В это понятие включается не только физиологический отдых, нервная разрядка, но также и передача определенных навыков, знаний, представлений, необходимых активному члену общества.
Что же это значило для игровой индустрии? Автоматы стали пропагандироваться как способ не только развлечься, но и развиться — то есть должны были обладать некой воспитательной, обучающей функцией, говоря проще — стать полезными обществу.
Оборот советского рекламного плаката, 1984 год.
Игры были призваны развивать спортивные качества, меткость, ловкость, быстроту реакции, глазомер. Некоторые автоматы тренировали память, некоторые учили правилам дорожного движения. К тому же, в СССР был ряд автоматов, не имеющих аналогов на западе — изобретенные нашими инженерами в конструкторском бюро при ЦНИЛАТ.
Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.
Силомер «Репка», в отличие от распространенных за рубежом «кувалд» и «боксерских груш», измерял силу в килограммах, путем вытягивания своеобразной «репки» из корпуса автомата. Многие отмечают, что он лишен примитивной агрессии — напротив, использует сюжет доброй детской сказки.
Такие автоматы, как «Городки», «Конек-Горбунок», «Скороход» апеллируют к русским народным играм и фольклору.
Оформление некоторых автоматов учит разбираться в датчиках на приборах (панели гоночных автоматов «Мотогонки», «Обгон», изображение датчиков глубины и давления на «Ледоколе», «Торпедной атаке». В оформлении «Торпедной атаки», помимо этого, использована флотская «азбука» флагов-символов, по которым передаются определенные команды между кораблями). Дети могли получить начальные навыки разбираться в условных обозначениях на военных картах с помощью автомата «Морской бой», а специальная версия этого автомата — ЭТ10-М («электронный тренажер») — поставлялась на подводные лодки для развлечения подводников — считалось, что этот автомат развивает глазомер, а его перископ по устройству — практически точная копия настоящего перископа.
Фотография внешнего оформления автомата «Морской бой», Музей советских игровых автоматов, 2018
В исследовании ЦНИЛАТ «Социально-эстетические проблемы аттракционов малых форм» (игровых автоматов), особое внимание уделяется тому, что человек и игровой автомат в одинаковой степени являются творцами игры. Создание новых ситуаций является результатом дополнения автоматом действий играющего — а значит, развивает его.
В аттракционах со спортивной активностью игра близка по своим эстетическим качествам к собственно спортивным играм — она строится как состязание, участники которого имеют равные права и равные возможности.
Журнал «Экспресс-информация
«Выпуск 5, 1981 г
Скан журнала «Экспресс-информация», 1981 год
Конечно, во многом это условности. Автомат, требующий от играющего ловкости, глазомера и быстроты реакции, не столько развивает эти качества, сколько измеряет их. Во всех автоматах играющему предлагается продемонстрировать некоторые свои качества и сравнить возможности с неким эталоном, либо с возможностями «соперника». В этом смысле аттракционы более походят на спортивные соревнования, нежели на спортивные тренировки. Развить какую-либо способность, навык, автомат действительно может, но лишь в случае постоянной, в течение достаточно длительного периода, игры на нем.
В своей работе Левинсон замечает:
Определенный воспитательный эффект автоматов заключается в том, что они предлагают детям знакомство с некоторыми чертами взрослых занятий и профессий. Для ребенка, познающего мир посредством игры, игра в шофера или летчика не является видом «профессиональной подготовки» к соответствующей работе, но способствует общей подготовленности к принятию профессиональной роли. Правда, в данном качестве игровые автоматы во многом совпадают с детскими игрушками, т.е. не являются единственным средством такой «сверхранней профориентации». Но это не умаляет их собственного значения.
Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год
Еще одно важное идеологическое отличие наших автоматов от западных было связано с азартностью. На западе были «однорукие бандиты», где иногда люди проигрывали все свое состояние. «Однорукими бандитами» в США называли автоматы, снабженные большой рукояткой на боковой панели. Игра на этих автоматах имеет азартный характер. Выигрыш — деньги или жетоны, шарики, обмениваемые на деньги — никак не зависит от действий играющего и является в каждом цикле игры абсолютно случайным. Поскольку средствами массовой информации был сформирован отрицательный образ распространенных в некоторых капиталистических странах «одноруких бандитов», на появившиеся позднее отечественные автоматы многими недостаточно знающими людьми был необоснованно перенесен этот ярлык и соответствующее негативное отношение. Но все серийно выпускаемые в СССР автоматы отличаются от описанных тем, что ставят выигрыш в зависимость от действий играющего; за свои деньги играющий приобретает право на собственно игру, а не на выигрывание денег, проигранных другими. За выполнение определенной задачи играющему выдается некий приз-сувенир или предоставляется бесплатная («призовая») игра.
На самом деле с игровыми автоматами Советский Союз попал в уникальную ситуацию. На тот момент это была новая, передовая техника — и советские исследователи обращают внимание на важность ее появления в жизни подростков:
Стоит отметить, что в бытовой технике, в игрушках ребенку не приходится сталкиваться ни с такими сложными по характеру работы устройствами, ни с таким многообразием способов манипулирования. Это говорит об уникальности и важности роли автоматов в воспитании навыков обращения с современной аппаратурой. Эта функция легко соединяется с функцией игры, нисколько не страдая от этого: она не навязчива, поскольку не заметна играющему.
Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год
Алексей Георгиевич Левинсон играет в автомат «Скачки», Музей советских игровых автоматов, 2015 год
И действительно — это был первый шаг к эре компьютеров и современных технологий — да, со своей, игровой стороны, однако в первую очередь игровые автоматы представляют уникальный пласт технической истории СССР. Их значимость заключалась в первую очередь в знакомстве поколения с научным прогрессом:
Игровые автоматы — образцы техники эпохи научно-технической революции. В большинстве своем они предлагают играющему действия, по общим принципам близкие к действиям оператора, т.е. действия, характерные для процессов управления сложной современной техникой. Они не обучают управлению какой-либо конкретной установкой, но знакомят с элементарными принципами управляющих действий оператора в системе «машина-человек».
Журнал «Экспресс-информация»
Выпуск 2, 1981 год
В Советском Союзе в принципе очень ответственно подходили к производству игровой техники — причем не только в идеологическом или эстетическом плане, но и в плане безопасности для потребителя.
На встрече с работниками «Союзаттракциона» в Музее советских игровых автоматов Юрий Зиновьевич Бочевер, который работал там конструктором с 1975-го по 1980-й год и заведовал отделом перспективных исследований, поделился воспоминаниями:
Я занимался еще проверкой надежности автоматов. Мы выезжали на заводы, чтобы оценить работоспособность автоматов и их безопасность (было очень много требований по этим пунктам). Автоматы собирались на военных заводах, а там секретность страшная.
Нам завязывали глаза, пока не доведут по заводу до нужного места с автоматами. Была подписка о неразглашении — просто по факту того, что это военный завод.
Серии тестов на надежность, которые мы проводили — это серьезно. Автомат должен быть полностью безопасным, но при этом антивандальным.
Скан буклета «Союзпромкультуры», посвященного игровым автоматам, 1987 год.
Иногда бывали забавные случаи: как-то в Пензе принимали катальные горки. Нас провели мимо шикарно накрытого стола — чтобы задобрить, наверное. Про горки сказали, что «водопроводчик делал, талантливый парень». Очень страшно было залезать на эту конструкцию. Я у напарника спрашиваю: «Обязательно надо кататься?» А он мне: «Ты стол видел? Без стола нас оставить хочешь?».
И мы поехали — а что делать? Приехали еле живые — конструкция грохотала ужасно, развалиться готова была на глазах. Подписывать это не стали, конечно.
А вообще приняли около 92 автоматов, пока работали.
Юрий Зиновьевич Бочевер играет в автомат «Дуплет», Музей советских игровых автоматов, 2015 год.
С 1991 года с распадом СССР почти мгновенно остановился и выпуск игровых автоматов. В новых условиях, в отсутствии государственной монополии, оказалось выгоднее покупать автоматы за границей. Так отечественные металлоемкие игры оказались невостребованными, без должного квалифицированного ухода стали приходить в негодность и просто сдаваться на металлолом. Завершилась эпоха советских игровых автоматов, но она многое дала тем, кто их застал — это не только теплые детские воспоминания, но и переход к современности, к технологиям, к научному и техническому развитию.
Сейчас подобные образцы технической истории представлены в Музее советских игровых автоматов, где можно вспомнить и поиграть в них — например, 30-го ноября на турнире«Game Overnight».
Источник