Держа в голове три заглавных причины для существования музея: охранительную, спрятать ценность и никого к ней не пущать, научную, изучать эту ценность вдоль и поперек, и конечно просветительскую, с этой стороной функционирования музея знаком каждый школьник, — остановимся на последней.
Музейные работники, в массе своей, застряли в том нелепом времени, когда им нужно было выступать проповедниками государственной политики, коия простиралась от формирования взглядов подрастающего поколения на генетику. А стадо малолетних неучей к ним под жернова просветительства палками гнала система образования.
Каково же было удивление этих костяных людей, когда вместе с палками пропал из музейных коридоров и сам бледный юноша со взором горящим? Как это часто случается со старшим поколением, вознеслись руки к небу в безмолвном крике: «бывалоче мы в юности лишь Пришвина цитировали».
А еще пришел интернет и социальные сети. Стало совсем тошно жить.
Раньше-то всего и требовалось: детей из хоккейной коробки вынуть да палками к высокому погнать. А с интернетом как бороться? А никак! Не можешь победить, о, ученый муж? — возглавь!
Но тут сразу хотелось бы предостеречь музейщика от иезуитского подхода. Многие, вооружившись привычным фарисейством, принялись пихать в музеи мультимедиа. Все щели им затыкать.
Нет, товарищи, так не делается. Современная технология — она про вовлечение пользователя и подачу информации (ведь с помощью технологий вы можете сменить тон и рассказать историю экспоната более доступно), а вот выбрасывать Джоконду не стоило.
Вторая распространенная ошибка в работе музеев с мультимедиа — это представление о конечности процесса обновления. Вроде как мы сейчас интерактивные столы в каждый зал поставим — и будем мы самые модные и современные. Так да трошечки не так.
Срок службы мультимедийного экспоната, как и у любого чуда техники, — максимум два года.
А еще всегда следует держать в голове, что лучше не делать ровным счетом ничего, чем делать плохо.
Золотое правило про интерактивные экспонаты звучит так: «если не работает 5% экспозиции — не работает музей». Поэтому прежде чем отдать обслуживание своего музея , переоснащение которого встало вам в крыло от боинга, штатному системному администратору — подумайте трижды.
Дарья Гольдман, директор по развитию ГК «Гефест Капитал»