«Их называют сиквелами, но на самом деле это ремейки»: Скорсезе написал колонку о кинофраншизах

«Их называют сиквелами, но на самом деле это ремейки»: Скорсезе написал колонку о кинофраншизах

В колонке, опубликованной на сайте The New York Times, постановщик Мартин Скорсезе решил окончательно пояснить свой комментарий о фильмах Marvel, вызвавший активную дискуссию среди зрителей, актёров и режиссёров.

Скорсезе зашёл издалека и начал с того, что вырос в то время, когда само кино и представление о нём было совсем другим. По словам режиссёра, если бы он был моложе, то, может, и был бы заинтересован во франшизных фильмах или даже захотел бы поставить один из них.

Я родился тогда, когда родился, и у меня выработалось такое чувство фильмов, которое столь же далеко от вселенной Marvel, как Земля от Альфы Центавры.

Лично для меня, для режиссёров, которых я люблю и уважаю, и для моих друзей, начавших снимать фильмы тогда же, когда и я, кино всегда было посвящено неким открытиям — эстетическим, эмоцианальным или духовным.

Оно посвящено комплексности людей и противоречиям, их парадоксальной натуре и тому, как они могут вредить друг другу, любить друг друга, а затем столкнуться с самими собой.

Мартин Скорсезе
режиссёр

Режиссёр вспомнил, что в его времена были дебаты о том, стоит ли кино считать формой искусства, и он со своими коллегами отстаивал право фильмов быть наряду с литературой, музыкой или танцами.

Скорсезе также вспомнил работы постановщика Альфреда Хичкока и выразил мнение, что он сам был своего рода франшизой.

Каждый новый фильм Хичкока был событием. Просмотр «Окна во двор» в заполненном старом кинотеатре был необычайным опытом — событием, пропитанным химией между зрителем и самой картиной.

В каком-то плане фильмы Хичкока тоже были схожи с парками развлечений. Например, «Незнакомцы в поезде», кульминация которого происходит в настоящем парке и «Психо», который я смотрел посреди ночи в день выхода. Этот опыт я не забуду. Люди приходили для того, чтобы удивиться, и они не оставались разочарованными.

Мартин Скорсезе
режиссёр

Скорсезе отметил, что даже сейчас, спустя несколько десятилетий, люди всё ещё возвращаются к этим фильмам, вроде «На север через северо-запад», и удивляются им. Однако режиссёр считает, что к этому их побуждают не воспоминания об острых ощущениях или декорации, а игра актёров.

Кто-то говорит, что картины Хичкока были похожи друг на друга, и возможно, что это правда — он и сам задумывался об этом. Однако схожесть современных франшиз — это нечто другое. В них есть многие из тех элементов, что для меня определяют кино, однако в это же время в них нет чувства открытия, тайны или подлинной эмоциональной опасности. Никакого риска. Такие фильмы сделаны для того, чтобы удовлетворить конкретные потребности, и представляют собой вариации ограниченного набора тем.

Их называют сиквелами, но на самом деле это ремейки. И всё их содержимое официально санкционированно, никак иначе. Такова природа современных франшиз: исследования рынка, пробные показы, проверки, исправления, ещё проверки и снова исправления, пока они не будут готовы к употреблению.

Другими словами, это то, что собой не представляют фильмы Пола Томаса Андерсона, Клер Дени, Спайка Ли, Ари Астера, Кэтрин Бигелоу или Уэса Андерсона.

Мартин Скорсезе
режиссёр

Режиссёр заявил, что главная проблема с франшизным кино в том, что такие фильмы стали главным предпочтением аудитории на большом экране.

Скорсезе отметил, что не знает ни одного режиссёра, которому не хотелось бы показать свою картину в кинотеатре, однако с каждым годом такая возможность у авторов появляется всё реже.

Сюда вхожу и я — человек, который только что закончил фильм для Netflix. Это, и только это позволило нам сделать «Ирландца» так, как было нужно, и за это я всегда буду благодарен. У нас есть театральный прокат, и это здорово. Хотел бы я, чтобы картину показывали на большом экране дольше? Естественно. Однако неважно, с кем вы создавали фильм, большинство кинотеатров переполнены франшизным кино.

Мартин Скорсезе
режиссёр

При этом режиссёр считает, что этот факт не обусловлен одними лишь запросами аудитории — он считает, что если давать зрителям снова и снова одно и то же, то только этого они и будут хотеть.

За последние 20 лет кинобизнес сильно изменился со всех сторон. Однако самое пагубное изменение произошло скрытно и под покровом ночи: медленное, но верное устранение всех рисков. Многие фильмы сегодня — это вылизанные продукты для моментального употребления.

Над многими работали талантливые люди, однако в этих продуктах всё же нет чрезвычайно важного элемента кино — видения конкретного художника. Поскольку его видение, конечно же, это самый большой риск из всех.

Мартин Скорсезе
режиссёр

Скорсезе помнит, как между в его время между авторами в кино было постоянное напряжение, однако оно было продуктивным и привело к созданию одних из величайных фильмов в истории.

Сегодня этого напряжения нет, и в бизнесе есть те, кому абсолютно безразличен сам вопрос искусства, а их отношение к истории кинематографа одновременно пренебрежительное и проприетарное. И это смертельная комбинация.

Ситуация сегодня, к сожалению, такова: есть аудиовизуальные развлечения по всему миру, а есть кино. Иногда они пересекаются, но такие случаи становятся редкостью, и я боюсь, что финансовая доминация одного вида используется для того, чтобы изолировать другой или даже умалить его существование.

Для всех, кто мечтает о создании фильмов или только приступил — сейчас сфера жестока и негостеприимна к искусству.

И сам факт того, что я пишу эти слова, наполняет меня ужасной горечью.

Мартин Скорсезе
режиссёр
 

Источник

Читайте также