Привет, Хабр! Сегодня мы поговорим про игровые мышки. Разберёмся, какими они бывают, сравним характеристики моделей для гейминга и офисной работы, постараемся понять, что именно определяет их предназначение и рационально ли в принципе выделять отдельную категорию компьютерных манипуляторов как таковую.
Для многих главным критерием игровой мышки сегодня служат те особенности, которые “подсвечивают” сами производители. В основном это DPI, IPS (и чем выше, тем лучше), кабель в тканевой оплётке, защищённый от истирания, и, конечно, адресная подсветка — куда без неё. Но поскольку эти характеристики нередко применимы даже к офисным манипуляторам, предлагаю сосредоточиться на реальных преимуществах игровых мышек, которые и делают их таковыми, а также определиться, так ли много они значат?
Сенсор игровой мыши: лазерный или оптический
Сенсор — один из главных компонентов любого манипулятора. От него зависит, как быстро мышь будет регистрировать перемещения руки, насколько хорошо она будет сохранять устойчивость курсора и насколько тяжело будет сбить её с толку при резких движениях. В офисных задачах всё это не имеет особого значения, но в играх, когда счёт идёт на миллисекунды, хороший сенсор при условии грамотных действий с вашей стороны может поспособствовать вашей победе в очередной катке. Но обо всём по порядку.
Сенсоры современных манипуляторов принято делить на оптические и лазерные. При этом большинство копирайтеров почему-то живописуют первые как сугубо офисные, а вторые — как исключительно игровые. Ошибочное позиционирование в данном случае связано с более высокой чувствительностью лазерных мышей, которая якобы должна стать преимуществом в играх. Но это не совсем так.
Оптические светодиодные сенсоры состоят из собственно светодиода, линзы и КМОП-сенсора, который также называют камерой. Светодиод, расположенный под острым углом к подошве мышки, непрерывно излучает свечение. Оно требуется для распознавания микроскопических неровностей на поверхности. Так мышь определяет перемещения: камера с молниеносной скоростью распознаёт тень от неровностей, за счёт чего и регистрируется смена координат. Для таких мышек лучше, если они работают не на голой поверхности, а на чуть шероховатой. Поэтому не забывайте про коврики.
Оптические лазерные мыши устроены точно так же, но вместо светодиода в качестве элемента для распознавания неровностей они используют лазерный диод. Он излучает свет в невидимом человеку инфракрасном спектре, но его ключевое отличие заключается даже не в этом (светодиодные тоже бывают бесцветными), а в более высокой чувствительности. Благодаря ей манипуляторы с лазерным сенсором можно использовать даже на стеклянном столе без коврика.
Оптическая мышь или лазерная
Кажется, что более высокая точность — это преимущество лазерных мышек, которое обязательно должно пригодиться в играх. Ведь чувствительность — как раз та характеристика, которая нужна для своевременной реакции. Особенно в шутерах, когда резкий поворот и выстрел могут стоить вам партии. Но точность лазерных моделей в играх избыточна.
Объёмы информации о поверхности, которые они собирают, слишком велики. Для динамичных сцен это может быть и хорошо, но в ситуациях, когда сверхвысокая скорость не требуется, лазерные мыши неудобны. При медленном ведении курсора (читай прицела) могут проявляться дрожания, из-за чего нормально прицелиться будет невозможно. Ведь это для вас мышь проходит совсем небольшое расстояние с минимальной скоростью, а супер-точный лазер будет реагировать даже на мельчайшие неровности на поверхности, смещая курсор и провоцируя те самые дрожания.
Большинство игровых мышек, которые можно встретить на рынке, — оптические светодиодные. Это видно по ассортименту тематических магазинов. Если вы откроете фильтры и перейдёте в раздел выбора типа сенсора, то увидите, что лазерных манипуляторов в продаже — единицы, а светодиодных — в десятки, если не сотни раз больше. Более того, многие производители геймерского оборудования в принципе не делают лазерных мышек.
На что влияет DPI мышки
DPI (dots per inch), или CPI (counts per inch) — это характеристика, обозначающая разрешение сенсора мышки. Обычно именно её выпячивают все производители и вынуждают новичков ориентироваться на неё по принципу “больше — лучше”. Она обозначает точность, с которой сенсор мыши регистрирует перемещения.
DPI обозначает количество точек, которые преодолевает курсор на каждый пройденный мышью дюйм, а CPI — количество считываний, которые выполняет сенсор при перемещении на то же расстояние (обычно считывания = количеству пройденных точек). Эти понятия принято считать синонимичными, хоть технически это не совсем одно и то же.
Сколько в реальности нужно DPI? Хорошо, если этот показатель составляет порядка 3000. Но в основном вы будете видеть мыши, у которых он окажется больше, а производители могут при помощи обновлений ПО повысить разрешение сенсоров, достигая совсем уж заоблачных показателей.
Хороший пример — Logitech G403 HERO Gaming 910-005632. На момент выхода эта мышка предлагала 16 000 DPI. Но после программного апдейта количество считываний выросло до 25 600. Зачем так много? Ну, потому что техническое устройство сенсора позволяет. Но использовать все 25 тысяч DPI совсем необязательно и даже вредно. Производители это понимают и чаще всего позволяют пользователям вручную менять настройки сенсора. Для этого они предлагают специальное ПО, где в числе прочих параметров можно отрегулировать и DPI.
Некоторые мышки имеют встроенную память, которая позволяет ей самой хранить определённые настройки и макросы. Таким образом пользователи могут применять их в горячем режиме, не прибегая к помощи ПО. Но не все игры позволяют использовать макросы или разного рода улучшения вроде автоматического подавления отдачи при стрельбе. Разработчики считают, что это нечестно и зачастую просто блокируют использование читов. Если интересно, гуглите “блокировка A4Tech в Rust”.
В плане настроек та же G403 ограничивает пользователя намного меньше других, поскольку верхний потолок у неё гораздо выше. Но для моментального “прохождения” курсором 4К-монитора хватило бы всего 3200 DPI. Так что высокое разрешение — это не синоним хорошей мышки. Тем более, что игры имеют собственные настройки чувствительности. В результате при выставлении этого параметра на двойку 400 DPI дадут эффективный DPI на уровне 800.
IPS (inches per second) — это характеристика, обозначающая постоянную скорость, с которой мышь может двигаться, не теряя способности считывать поверхность. По стандарту IPS бывает равен 300-400, что само по себе уже немало, но встречаются и более скоростные мышки. Например, Razer Basilisk Ultimate разгоняется до 650 д/с. Если перевести их в метры в секунду, то получится примерно 16 м/с. Человеческая рука не может двигаться с такой скоростью, так что эти цифры — чистой воды маркетинг. Переплачивать за более высокий IPS, если он выше стандартных показателей, я бы не стал.
С IPS неразрывно связан такой показатель как Acceleration, иначе ускорение. Для его выражения используется величина G — та, что в авиации обозначает интенсивность перегрузок. Применительно к игровым мышкам она обозначает именно моментальное ускорение, которое та способна выдержать одномоментно перед “потерей” поверхности, когда курсор просто улетает, если вы слишком сильно дёрнули мышь. Проявление этого эффекта в играх просто недопустимо, потому что любое резкое движение может спровоцировать дизориентацию.
У большинства недорогих игровых мышей вне зависимости от цены показатель максимального ускорения составляет около 20-30G. Например, у Razer Viper Mini, относящейся к начальному ценовому сегменту, это 35G. У более дорогих моделей этот показатель будет ещё выше. Встречаются манипуляторы с ускорением 50G вроде HyperX Pulsefire FPS Pro и больше.
Насколько оправдан этот запас с практической точки зрения? Тут мнения расходятся. Кто-то считает, что высокий показатель ускорения позволяет мыши лучше реагировать на резкие движения, а кто-то наоборот полагает, что так производители просто заигрывают друг с другом. Но природа человеческих мышц не позволяет придать мыши ускорение даже в 10G, не говоря о более высоких показателях.
В контексте ускорения нельзя не вернуться к DPI. На первый взгляд, эти параметры имеют друг к другу довольно посредственное отношение, но простейшие исследования показали, что невысокие показатели DPI могут оказывать отрицательное воздействие на ускорение мыши. Иными словами, если разрешение сенсора установлено на отметке ниже 3000 DPI, более высокая скорость движения мыши позволит курсору пройти меньшее расстояние, чем если скорость была бы постоянной. Условно это негативный аспект, поскольку снижает контроль над ситуацией в некоторых сценах. Но это, если вы заметите разницу, конечно.
Ну, и последняя характеристика, которая имеет значение в данном разделе нашей статьи, это LOD, lift off distance, или высота отрыва. Она измеряется в миллиметрах и от неё зависит, “сорвёт” курсор при перестановке мыши или нет. Среди профи считается, что чем меньше будет LOD, тем лучше. Хорошим показателем они называют 1 мм. Но, во-первых, сегодня уже нет сенсоров, которые “рвут” курсор. А, во-вторых, если вы не киберкотлета, разбег может быть и чуть больше. Я бы обозначил его в пределах 1-3 мм. Некоторые производители позволяют изменить его вручную, но в минимальных пределах. А поскольку проблемы срывов у современных сенсоров практически нет, то и регулировка становится как будто и не нужна.
Частота опроса игровой мышки
Получается, что по-настоящему важных показателей для игровых мышей и нет? На самом деле все они важны. Просто технологии достигли того уровня развития, когда найти плохой манипулятор действительно стало нетривиальной задачей. Даже частота опроса сенсоров, которой также принято мериться, никогда не будет меньше частоты опроса USB.
Частотой опроса мыши называют скорость, с которой компьютер опрашивает её на предмет изменений её координат. Если частота опроса составляет 1000 Гц, это значит, что мышь передаёт информацию о своём местоположении в диапазоне от 0 до 1 мс. А, если этот показатель равен 125 Гц, то время распознавания, которое потребуется компьютеру, может составлять от 0 до 8 мс. Чем меньше будет эта задержка, тем выше окажется предсказуемость поведения мыши.
Можете бросить в меня тапком или что подвернётся под руку, но я бы выбирал мыши с максимальной частотой опроса. На сегодня это модели с 8000 Гц. Например, Razer Viper 8KHz. Это не самая дорогая мышь. Она стоит в районе 6000 рублей. Но её потенциал может ограничить ваш USB-разъём. Так, частота опроса, которую поддерживает USB 2.0, по умолчанию не превышает 1000 Гц. Этот показатель можно нарастить путём разгона, и тогда все 8000 Гц будут работать как надо. Но для высокой частоты опроса нужна и высокая частота обновления монитора, который вы используете. Кроме того, надо учитывать, что режим повышенной частоты сильнее нагружает процессор.
Модели сенсоров для игровых мышей
Описанные выше характеристики мышей зависят от модели сенсора, которым оснащается конкретная мышь. Они могут иметь разные названия, но почти все они либо произведены компанией Pixart, либо основаны на её разработках. Выбрать сенсор мыши самостоятельно вам не дадут. Более того, нередко их даже в характеристиках не указывают. Поэтому узнать, какой сенсор стоит в конкретной мыши, до покупки может быть довольно-таки затруднительно. Единственный выход — гуглить.
Топовые сенсоры, которых хватит с запасом как новичкам, так и профи:
Сенсор |
Тип |
CPI |
IPS |
Ускорение |
PAW 3395 |
Оптический |
26000 |
650 |
50G |
PAW 3399 |
Оптический |
20000 |
650 |
50G |
PMW 3370 |
Оптический |
19000 |
400 |
50G |
TrueMove Pro+ |
Оптический |
18000 |
450 |
50G |
HERO 16K |
Оптический |
16000 |
450 |
50G |
PWM 3390 |
Оптический |
16000 |
450 |
50G |
PWM 3389 |
Оптический |
16000 |
400 |
50G |
TrueMove Air |
Оптический |
16000 |
400 |
40G |
PAW 3369 |
Оптический |
16000 |
400 |
40G |
PMW 3361/Owl Eye |
Оптический |
16000 |
400 |
50G |
Сенсоры, представленные в данной таблице, — это беспроигрышные варианты. Кстати, обратите внимание: лазерных среди них нет и у всех довольно высокие показатели DPI, IPS и ускорения — с большим запасом. Но куда важнее их возможности. Все они достаточно энергоэффективны, а основные характеристики у них, как видно, находятся на высоком уровне. Часть сенсоров вы можете встретить под этими же названиями, а часть лежит в основе других сенсоров и именуется по-другому. Тот же PAW 3399 может называться Focus+ и использоваться в мышках Razer.
Свитчи игровых мышек
Как и у игровых клавиатур, в контексте рассуждения об игровых мышках принято останавливаться на их свитчах. Они размещаются под клавишами и отвечают за распознавание нажатий. От того, какой свитч будет установлен в конкретной мыши, зависит время срабатывания, усилие, которое нужно приложить к клавише, чтобы мышь зарегистрировала нажатие, и какие-либо “артефакты” вроде дабл-клика.
Дабл-клик проявляется, если — вы удивитесь — дважды нажать на клавишу. Вернее, так это выглядит только для вас, но в реальности это требуется не всегда. Даже незначительное ослабление давления пальцем на клавишу мыши с последующим усилением может спровоцировать повторное замыкание цепи и будет распознано как нажатие. Чтобы не допустить этого, производители, как правило, используют программные механизмы распознавания повторных нажатий и отсекают их, если они были совершены в течение заданного промежутка времени.
У разных брендов и мышей этот промежуток может отличаться в большую или меньшую сторону и чаще всего его можно настроить в приложении производителя. Но в отдельных случаях никакого программного механизма, блокирующего повторные нажатия, нет вообще. Некоторые свитчи настолько точны, что разделяют остаточный клик, как его ещё называют, от второго и последующих нажатий. Для них клик либо был, либо нет. Отсекать его искусственно нет никакой необходимости.
Это можно сказать про оптические свитчи. Они работают ровно по той же схеме, что оптические свитчи в клавиатурах: нажатие клавиши определяется срабатыванием сенсора, который подобно датчику освещения распознаёт помеху. Такие переключатели считаются более совершенными, поскольку не требуют дожимать клавишу до конца. В нервных катках это очень актуально, когда кликать приходится по несколько раз в секунду и есть риск в какой-то момент не дойти до упора, чтобы замкнуть цепь.
Больше других “оптику” любит Razer. Вообще, под этим брендом выходят одни из самых технологически продвинутых мышек. Не всегда в инновациях, которые они предлагают, есть практический смысл, но с точки зрения новизны внедряемых наработок равных им на рынке не так много.
Рекомендовать конкретные микрики для мышки — так же бессмысленно, как рекомендовать конкретные свитчи для клавиатуры. Несмотря на то что и тут, и там есть признанные лидеры отрасли, у разных производителей есть как удачные, так и неудачные модели, не говоря уже о том, что у каждого из нас свои предпочтения.
Самые топовые микропереключатели для мыши выпускают:
-
Omron (китайские и японские)
-
Kailh
-
Huano (как пишется, так и читается)
-
TTC
Они отличаются буквально всем: размерами (какие-то выше, какие-то ниже), плавностью хода, чёткостью клика, усилием, с которым на них нужно воздействовать для срабатывания, сроком службы и материалами исполнения. От последних, кстати, тоже многое зависит. Чем качественнее они будут, тем дольше прослужит конкретный микрик. Колёсико мыши тоже имеет свой свитч. Но туда обычно ставят модели по остаточному принципу. Поэтому, если вам важна даже такая мелочь, берите модели с свитчами TTC или Alps.
Для вашего удобства мы свели характеристики самых популярных переключателей в одну таблицу:
Модель |
Усилие для нажатия |
Усилие для возврата |
Тяжесть клика |
Ресурс |
Покрытие |
Kailh GM 8.0 |
65±10 гр |
25 гр |
Средняя/высокая |
80 млн |
Золото |
Kailh 4.0 |
70±10 гр |
25 гр |
Высокая |
60 млн |
Серебро |
Kailh 2.0 |
70±10 гр |
20 гр |
Средняя/высокая |
20 млн |
Золото |
Omron D2F-01F |
55±10 гр |
5 гр |
Низкая |
1 млн |
Золото |
Omron D2FC-F-7N |
60±15 гр |
? |
Низкая |
20 млн |
Нет |
Omron D2FC-F-7(G1) |
60±15 гр |
? |
Низкая |
20 млн |
Серебро |
Omron D2F-F-3-7 |
75,5 гр |
59 гр |
Средняя |
20 млн |
Нет |
Huano Blue Shell White Dot |
70 гр |
? |
Высокая |
20 млн |
Нет |
TTC Gold Dustproof |
60±15 гр |
? |
Средняя/высокая |
80 млн |
Золото |
Сомневаюсь, что эта таблица позволит вам визуализировать работу свитчей, поэтому рекомендую посмотреть видеосравнение разных моделей и определить, какие хотя бы примерно соответствуют вашим ожиданиям. А лучше — пробовать их самостоятельно. Просто знайте, что эти переключатели достаточно тактильны и надёжны, чтобы брать мышки, которые оснащены ими, без опасений.
Лучшие игровые мышки в 2023
Из недорогих мышек отличным выбором будет Razer Viper mini. Это компактная модель весом 61 гр с проводным подключением. Внутри неё установлен сенсор PMW-3359. Его нет в нашей таблице, которая приводится выше, но он совсем неплох: 8500 DPI, 300 IPS и 35G. Из минусов выделю высокий LOD по дефолту, но есть возможность заморочиться и сделать его поменьше.
Для поклонников мышек анатомической формы могу порекомендовать Logitech G502 с сенсором HERO 25K и DPI 25 600. Но это не единственное его преимущество. Удобный корпус с упором под большой палец станет отличным выбором для любителей ладонного хвата. А большое количество дополнительных клавиш позволят использовать мышь с макросами и в горячем режиме менять настройки.
XTRFY M42 — далеко не самая ходовая мышь, хотя оснастка здесь на высшем уровне: сенсор Pixart 3389, регулируемая симметричная форма и адресуемая подсветка. Пусть вас не пугает дырчатый корпус (если вы не трипофоб) — грязь туда почти не забивается. А, если захотите, сможете заменить корпус на побольше. Правда, чтобы найти эту мышку, придётся постараться — их мало где продают.
Razer Basilisk V3 — не самая новая мышь, но всё-таки очень классная. Сенсор с DPI до 26 000, адресная подсветка и высокий показатели ускорения и IPS обеспечат комфорт при использовании даже в динамичных играх. Правда, есть один весомый недостаток — большой вес, который составляет 101 грамм.
Logitech G Pro X Superlight — далеко не доступная мышь, но свои 12 000 рублей она отрабатывает. Высокая цена оправдана продвинутой начинкой: современный сенсор HERO 25k, микрики Omron D2FC-F-K с ресурсом 50 млн кликов надолго обеспечат вам удобное управление в играх и не только. А лёгкий и компактный корпус не будет сковывать управляющую руку в движениях.
Я целенаправленно не стал заострять в статье внимание на форме, развесовке и способах подключения, потому что тут всё очень индивидуально. Например, я люблю тяжёлые мыши анатомической формы с тугим ходом клавиш, хотя профи предпочитают максимально легковесные модели с мягким нажатием. Что касается типа подключения — проводное или беспроводное — то сегодня технологии достигли такого уровня развития, когда беспроводные мышки уже не уступают по скорости и времени отклика проводным. Зачастую такие модели даже стоят ненамного дороже классических. Так что тут окончательное решение — только за вами.