Удручающее впечатление и светлые надежды на будущее.
Возвращаться в Anthem спустя почти год после её релиза — это как встречаться со старым знакомым. Вы никогда не были особенно близки и даже недолюбливали друг друга. Но время стёрло былые обиды, воспоминания помутнели, а общих тем для беседы больше не осталось.
В попытках побороть неловкость вы методично напиваетесь и стараетесь наладить контакт, но разговор не клеится. Более того, вы начинаете вспоминать, почему не любили этого знакомого, но сказать ему об этом лицо не решаетесь. В конечном итоге, будучи мертвецки пьяным, вы опрометчиво принимаете его приглашение в гости, а он приводит вас в мрачную и грязную комнатушку, в углу которой сиротливо стоит новогодняя ёлка, хотя праздник уже давно прошёл.
Если вы, как и я, бросили Anthem примерно через месяц после релиза, но продолжали следить за игрой, то наверняка слышали о ворохе патчей, которыми BioWare пыталась её реанимировать. Студия правила ошибки, вносила изменения в баланс и интерфейс, пересматривала собственные неудачные геймдизайнерские решения. Со стороны казалось, что Anthem вот-вот превратится если не в хорошую игру, то хотя бы во что-то, в чём было бы комфортно проводить время. На самом деле, никакого чуда не произошло.
При первом же запуске после почти годового перерыва Anthem выдала мне ошибку — ту самую о невозможности подключиться к серверам, доставлявшую проблемы ещё на релизе. Со второго или третьего раза игра всё-таки позволила мне снова оказаться в Форте Тарсис.
Для игры-сервиса 11 месяцев — это огромный срок. За него подобные тайтлы могут измениться до неузнаваемости, но к Anthem это не относится. Кажется, что время здесь остановилось и единственные нововведения, которые с ходу бросаются в глаза, это обновлённые экраны загрузок, да кнопка «запустить экспедицию» в левом верхнем углу, избавляющая от утомительных прогулок по хабу.
Сам Тарсис остался ровно таким, каким я его оставил: всё те же скучные улочки, всё та же запутанная навигация. Впрочем, теперь с неба падает снег — атрибут Icetide, одного из сезонных ивентов, в пользу которых BioWare отказалась от крупных контентых дополнений. В его рамках на рыночной площади притулился новый торговец, продающий тематические товары за специальную валюту, а рядом с ним можно сыграть в невесть откуда взявшуюся «Ханойскую башню».
Тут и там развешаны яркие новогодние гирлянды, которые не создают праздничное настроение, но, напротив, производят весьма удручающее впечатление — город кажется покинутым, но не его жителями, а создателями. Иронично, насколько эта ситуация рифмуется с сюжетом Anthem, рассказывающем о мире, который оставили творцы.
За пределами Тарсиса изменений чуть больше, но все они тоже сезонные. Бастион покрыт снегом, раз в несколько минут в определённых точках на карте запускается публичное задание, в ходе которого нужно таскать энергетические ядра к роботу, отбиваясь от противников, а ещё тут и там разбросаны квесты, требующие от игрока как можно быстрее пролететь через кольца по заранее проложенному маршруту, примерно как в Superman 64. Учитывая то, как хорошо в Anthem выполнен полёт — не самое плохое развлечение.
Действительно новым контентом для меня стал «данж» The Sunken Cell, который добавили в игру лишь в апреле 2019-го. Не в пример остальным трём «Крепостям» (две из которых — это просто усложнённые миссии сюжетной кампании), это длинное и по-настоящему интересное кооперативное приключение, напоминающее лучшие страйки из Destiny.
Начиная с уровня сложности Grandmaster 2, The Sunken Cell действительно требует от игроков слаженных действий и подбрасывает пусть и простые, но всё же задачки, которые здорово оживляют геймплей. В одной комнате надо сыграть в аналог Simon Says, в другой — быстро нажимать на кнопки, в третьей — сопоставлять символы на огромном колесе. А в конце игроков ждёт неплохо поставленная битва с боссом.
На примере The Sunken Cell видно, какой контент Anthem могла бы получать в будущем и какими могли бы быть потенциальные рейды. И оттого вдвойне обидно, что BioWare отказалась дальше развивать игру в этом направлении, ведь подобные активности с необычными механиками — это то, что способно спасти шутер и вернуть к нему интерес игроков.
Что же до геймплея, то благодаря патчам в Anthem стало действительно приятнее играть, пусть и не намного. Балансные правки пошли лишь на пользу — теперь лут с поверженных противников падает куда чаще, да и сами враги стали гибнуть гораздо быстрее, и даже сражение с огромным Титаном больше не растягивается на добрых 15 минут.
В части интерфейса и общего удобства Anthem сегодня — это всё та же неповоротливая махина, что и год назад. Куча меню с десятками вкладок, где сам чёрт ногу сломит; чрезвычайно недружелюбная карта, постоянные загрузки и необходимость совершать массу телодвижений для самых простых действий — за это ругали Anthem после релиза и за это же её можно пожурить сейчас.
Впрочем, кое-какие изменения в структуру игры BioWare внесла. Теперь, например, можно запустить следующую миссию после завершения предыдущей без необходимости возвращаться в хаб — это действительно здорово экономит время. А ещё в Anthem появилась возможность сменить экипировку прямо во время задания.
С последним, правда, всё не так гладко. Здорово, конечно, что теперь игроки могут в любой удобный момент открыть инвентарь, но посмотреть, а тем более надеть свежий лут сразу после его получения не выйдет — для этого, как и прежде, нужно сперва отправиться в Форт Тарсис. В результате вся ценность и полезность этого нововведения становится сомнительной.
В целом, год спустя Anthem ощущается как игра, которая вышла совсем недавно: в ней полно дизайнерских недочётов, которые, как правило, исправляют в первые же месяцы после релиза, но, что особенно важно — в ней всё так же много багов, как и раньше.
В нашем тексте об Anthem я сетовал на то, что сценарий и лор не вызывают интереса и сомневался, что BioWare сможет сделать что-то по-настоящему увлекательное на этой базе. Тогда я думал о том, что студии следует серьёзно взяться за сюжет и исправить его, а технические проблемы воспринимал как неизбежное зло, которое обязательно будет побеждено. Сейчас февраль 2020 года и Anthem всё такая же сырая игра, как и 12 месяцев назад.
Однажды курсор застрял на нижней границе экрана карты и всё никак не хотел подниматься. В другой раз мне не засчитали выполнение ежедневного челленджа. Элементы интерфейса, которые отказываются прогружаться, просадки FPS, враги, застревающие в окружении — всего этого было в Anthem в достатке раньше, хватает и сейчас. А уж сколько раз за последнюю неделю меня выкидывало из игры, я даже не могу подсчитать.
Сейчас Anthem производит удручающее впечатление. Если в начале 2019-го казалось, что из неё всё-таки может получиться добротная игра-сервис, то теперь, глядя на её текущее состояние, теряешь всякую надежду. Anthem отчаянно нуждается в перезапуске, как какая-нибудь Final Fantasy XIV и, если верить Kotaku, BioWare его готовит.
The Sunken Cell показывает, что за игрой стоит талантливая и увлечённая команда, которая способна создавать действительно интересные вещи. Слова о некоем нераскрытом потенциале, которые кочевали из одной рецензии на Anthem в другую сразу после релиза — это не просто слова. У игры действительно сильное геймплейное ядро и остаётся лишь уповать на то, что оно проявится после перезапуска.
Ну а пока у разработчиков даже нет сил и желания убрать за собой новогодние украшения.