Пока без Эквестрии.
Глобальные стратегии от Paradox Interactive — специфический поджанр со своими фанатами, внутренними шутками, устоявшимися механиками и кочующими из игры в игру проблемами. Изобилие возможностей и лениво сделанное обучение отталкивают от этих игр многих, включая игроков, которым интереса историческая тематика.
Но в 2020-ом году шведская студия предприняла самую удачную к настоящему моменту попытку выпустить более доступный релиз, при этом не пожертвовав ни количеством контента, ни верностью собственным традициям. А холодные зимние вечера после Нового Года — отличный момент для того, чтобы погрузиться в безумную версию Средневековья.
Описать, что такое Crusader Kings III человеку, который никогда раньше не слышал об этой серии, тяжело. Игру часто называют смесью глобальных стратегий вроде «Цивилизации» и Sims. В какой-то степени сравнение корректное. В CKIII игрок берёт под контроль ту или иную средневековую аристократическую династию на территории от Англии до Тибета, и играет за неё на протяжении веков.
Когда основной персонаж умирает, игра продолжается за наследника или наследницу. При этом приходиться сталкиваться как с государственными проблемами, вроде войн, эпидемий, нехватки денег и технологического отставания, так и с семейными неурядицами: ссорами, супружеской неверностью, обращением детей в ересь.
Политическая и семейная половины игры существуют не параллельно, а постоянно пересекается: вы тратите деньги на развитие своей столицы — или на подарки жадным родственникам, а своевременно начатый тайный роман с могущественным герцогом предотвратит гражданскую войну. При этом у игры нет не только сюжета, но даже ясных условий победы, если не считать успешного сохранения вашей династии до финальной даты, знаменующей конец Средневековья.
Зато возможностей проиграть хоть отбавляй, причём они также завязаны на династию, а не на государство. Если наследник вашего персонажа принадлежит к другому роду, то, какое бы могущественное королевство ему не досталось, с его воцарением игра заканчивается. Впрочем, в обычном режиме игры разрешается выбрать другого правителя и посмотреть со стороны, как ИИ губит заботливо созданную вами державу.
Наконец, ещё одна важная особенность — полная асимметрия. Вы вольны начать как за правителя крошечного графства во Франции или вождя африканского племени, так и за византийского басилевса или королеву Италии.
Эта формула сохранялась с выхода первой части в 2004-ом, когда работникам студии, по их собственным воспоминаниям, приходилось самостоятельно упаковывать и рассылать диски. Но с тех пор Paradox Interactive разрослись, в том числе, благодаря успеху Crusader Kings II, вышедших в 2012-ом. Вторая часть, получившая 15 полноценных дополнений и бессчётное число контент-паков, сохраняла популярность много лет. А в самом конце 19-го свет увидел полноценный триквел.
Основная цель, которую разработчики поставили перед собой — сделать игру доступнее. Paradox знамениты тем, насколько тяжело в разобраться в их продуктах: кошмарно сделанные туториалы, многочисленные механики, ресурсы и параметры, некоторые из которые скрыты глубоко в игровых меню, DLC, полностью переписывающие целые сегменты игры, технические проблемы и многое другое заставляло даже преданных фанатов студии рекомендовать Crusader Kings II с оговорками.
В сиквеле это попытались исправить, и, надо признать, небезуспешно. Да, игрок всё равно то и дело вынужден говорить «а, так можно было!» или лезть в игровую вики за разъяснениями того, что только что произошло, но это больше напоминает обычную «песочницу» с изобилием контента, чем откровенную лень разработчиков во всём, что касается обучения. Игра изобилует подсказками — стоит навести курсор на ключевое слово, и вы получите полезную информацию о том, что оно означает и как этим воспользоваться.
Есть и более существенные изменения, призванные сделать игру доступнее: многие механики, в том или ином виде существовавшие с первой части, упростились и стандартизировались. Самое главное — интересные решения, введённые в дополнениях ко второй части, где их кое-как прикрепили к основному игровому процессу, теперь гораздо лучше работают друг с другом.
Типичный пример — реформирование религии. В одном из последних дополнений к CKII разработчики включили возможность развить одну их сохранившихся до Средневековья языческих традиций в организованную религию, способную противостоять христианству, исламу иди буддизму. При этом игрок самостоятельно выбирал принципы нового вероучения.
В новой игре эту механику усовершенствовали и применили ко всем религиям вообще: теперь каждый правитель волен не только сменить, но и реформировать религию в своих владениях, создавая причудливые ереси вроде христиан-каннибалов или иудеев-пантеистов.
Любители исторической правды останутся недовольны, но серия, в которой человечество удавалось полностью заменить конями, никогда не претендовала на достоверность. Случайные события и механики в третьей части часто комичны и отсылают не к реальным событиям, а к образам из кино и литературы. А многие из попавших в игру правителей — скорее, легендарные фигуры, существование которых вызывает у учёных сомнения, вроде Рюрика, Рагнара Лотброка или Магаджии Даурамы. Хотя в CKIII удаётся узнать немало забавных фактов, они остаются, в первую очередь, генератором историй про реальных и фантастических деятелей Средневековья, а не учебником.
И именно как в генератор историй в них и стоит играть. Потратив на CKIII около 150 часов, я ни разу даже не приблизился к заветной дате финала — начинать новые прохождения за правителей из разных регионов, принадлежащих к новым культурам и религиям, и смотреть, как складываются судьбы их династий гораздо интереснее, чем последовательно перекрашивать карту в один цвет.
Это делает Crusader Kings 3 идеальной игрой для того, чтобы засесть за неё на новогодних каникулах, когда не нужно никуда спешить, и можно позволить себе спокойно покопаться в механиках и дипломатических хитросплетениях виртуального Средневековья. Игра действительно получилась гораздо гостеприимнее предыдущих работ Paradox, и этим стоит пользоваться, особенно, если у вас получится собрать нескольких друзей.
Но для старых фанатов нужно оговориться и об основном недостатке Kings III — существовании Crusader Kings II. Разработчики добавили не так-то много новшеств по сравнению с максимально «прокаченным» предшественником.
Существенное улучшение графики, несомненно, плюс, по части контента чем-то по-настоящему новыми выглядят только та самая систему религиозных реформ, ролевую механику Стресса и сложной прокачки правителя, набирающего уникальные черты на протяжении жизни, да расширение карты на юг, в центральную Африку. В остальном это всё те же «кресты» со знакомыми системами, терминами и проблемами. И да, морские сражения так и не появились.
Но в отличие от других релизов Paradox последних лет, Crusader Kings III не ощущаются пустыми на выходе. В них интересно играть не только за «топовые» династии, выделенные разработчиками, но и за правителей, кажущихся проходными: вождей маленький финно-угорских племён, лидеров ирландских кланов или рядовых европейских графов.
И хотя нет сомнений в том, что в Paradox уже планируют полдюжины дополнений, Crusader Kings III предоставляет немало возможностей и без них. Так что если вы любите Средневековье и интриги, и хотите нахвататься случайной информации об экзотических культурах, традициях и вероучениях, советую уделить внимание этой игре.