В Эпоху Эдо, среди самураев, появилась любопытная салонная игра «Хяку-моногатари кайданкай», что переводится примерно как «компания ста рассказчиков историй о странном и загадочном».
Правила игры были просты: внутрь бумажных фонариков, выставленных в круг, помещали сто свечей и гасили по одной после каждой рассказанной истории.
Считалось, что после заключительной истории, когда будут погашены все свечи и комната погрузится во тьму, произойдет что-то загадочное, потустороннее, ведь каждая рассказанная история привлекала духа из загробного мира, служила своего рода приглашением.
Число свечей (и историй) было связано с традиционным японским поверьем о «Хякки ягё» (ночном параде ста демонов), когда в период летнего фестиваля усопших «Обон» в ночное время по улицам городов шествовали ёкаи, освещая путь во тьме бумажными фонариками.
Первая версия игры описана еще в «Кайдан-сю Тонойгуса» 1660 г. Написанный Ансэем Огитой рассказ повествует о молодых самураях, которые собираются вместе, одним летним вечером, и садятся играть в Хяку-моногатари кайданкай, чтобы испытать свою храбрость.
Каждый рассказывает историю по очереди, и когда гаснет последняя свеча, им кажется, будто гигантская рука тянется к ним сверху.
Однако «рука» оказывается всего лишь тенью паука.
Игра породила расцвет целого жанра в японской литературе, ныне известного, как кайдан, 怪談 устный рассказ о сверхъестественном. Существовавший ещё с эпохи Хэйан, кайдан обрел новую популярность в XVIII-XIX веке. Появились целые сборники — кайдансю 怪談集 , в последствии, выделившиеся в отдельный жанр.
Одним из наиболее известных авторов кайдансю стал Санютэй Энте, ныне — классик жанра ужасов (сборник «Пионовый фонарь»).
А в 1904 году в свет вышел сборник народных страшных рассказов Лафкадио Хирна — «Кайдан: история и очерки об удивительных явлениях». Хирн перевел ряд японских кайданов на английский для западных читателей, благодаря чему жанр стал известен далеко за пределами Страны восходящего солнца.
Прямыми предшественниками жанра считаются сборники рассказов в жанре ёмихон («книга для чтения») японского писателя второй половины XVIII века Уэды Акинари «Луна в тумане» (1776) и «Рассказы о весеннем дожде» (1809).
Также на основе кайданов создавались пьесы национального театра Кабуки, а в последствии, с появлением кинематографа — фильмы ужасов.
Чрезвычайно привлекательными для режиссеров оказались пьесы Санютэя Энте, уже упомянутого выше.
Близкие к оригиналам экранизации и фильмы по мотивам «Пионового фонаря» делали режиссеры Акира Нобути (1955), Нисияма Масатэру (1972), Сонэ Тюсэй (1972), Минамино Умэо (1982), Ёсида Такэнари (2007), Наката Хидэо ( «Кайдан», 2007) и многие другие.
Сама игра хяку-моногатари часто встречается в японском кино и аниме: