Эпоха виртуальной реальности началась окончательно: вслед за пионером в сфере дорогих и мощных VR-устройств Oculus Rift, на сцену вышел Vive от НТС и Valve. Едва ли кто-то не испытывал скептицизма относительно этого странного, громоздкого, футуристичного устройства, но на деле все оказалось лучше, чем можно было предположить.
Первые экземпляры финальной версии Vive добрались до покупателей 5 апреля. Тогда же начали появляться оценки профильных изданий, и теперь мы можем составить полную картину того, что представляет собой HTC Vive.
Облик шлема лучше всего описали в обзоре на Engadget. Рецензент отметил, что внешний вид и удобство устройства прошли большой путь, но оно все равно осталось большим и тяжелым.
Когда его впервые показали на MWC 2015 чуть больше года назад, это был огромный шлем с похожими на паучьи глаза сенсорами спереди и путаницей проводов, которые тянулись к компьютеру…
Несмотря на то, что HTC серьезно поработал над дизайном Vive, устройство все еще кажется мне весьма громоздким. Шлем ощутимо тяжелее Oculus Rift, а еще прямо по макушке проходят три толстых кабеля — а ведь там еще провода от наушников.
Габариты, пожалуй, стали одной из наиболее явных проблем Vive — даже у взрослых мужчин едва хватает сил провести в виртуальной реальности больше полутора часов.
После часа использования, у меня начинает болеть шея. Rift я могу носить час и даже больше, но вот с Vive так не получается.
А вот что говорят по этому поводу в обзоре Gizmodo:
Очки Vive тяжелые — заметно тяжелее, чем Oculus Rift. Они тяжелее, чем велосипедный шлем, чем бейсболка, чем маска для ныряния и вообще что-либо, что вам приходилось надевать на свое лицо.
И неудобства не заканчиваются на габаритах самого устройства. Главная сильная сторона Vive, полная симуляция пребывания в виртуальной реальности, становится его ощутимым недостатком. Vive предназначен для оцифровки все человеческого тела, надев шлем вы можете ходить, прыгать, садиться и пригибаться в виртуальной реальности, делая это на самом деле. Это обеспечивается несколькими устройствами, входящими в комплект помимо самого шлема.
Там так много… всего, и настраивать все это не самое веселое занятие. Vive поставляется в огромном ящике, размером где-то с мини-холодильник. Внутри находятся парные контроллеры, две базы-сенсора движений, наушники и распределительная коробка, при помощи которой шлем подключается к компьютеру [и сам шлем, естественно].
И из каждого из этих предметов торчит минимум один кабель… Системе нужно как минимум пять розеток: две, чтобы заряжать беспроводные контроллеры, две для датчиков движения и одна для распределительного блока.
И чтобы подключить весь этот ворох проводов, придется расчистить участок пола хотя бы 2 метра х 1,50 метра. Это ваше виртуальное пространство, внутри которого вы сможете взаимодействовать с тем, что появится в ваших собственных очках, будь то офис, игровая площадка или океанское дно. Площадку можно сделать больше, до 5 метров по диагонали. На двух противоположных углах этой площадки необходимо разместить те самые базы-датчики, причем не на полу, а на высоте чуть выше вашего роста и при этом идеально на одном уровне.
В Cnet процесс установки описали наиболее образно:
Есть ощущение, что для монтажа понадобятся особые знания. Иногда все это похоже на набор фетишиста. И уж точно это устройство не для тех, кому тяжело разобраться с калибровкой Kinekt. Но у Vive хотя бы есть понятные инструкции. Я скачал все программы, подключил все провода, откалибровал площадку и настроил шлем где-то за полчаса.
Но если вы хотите чего-то простого, не покупайте Vive. Это устройство для энтузиастов, в котором от простоты отказались в угоду качеству.
И именно качество VR, в которую погружает Vive затмевает все неудобства, которые возникают с устройством в реальном мире. Шлем обеспечивает по-настоящему полное погружение в виртуальную реальность.
Я понимаю, что не совсем понимаю, где оказался, буквально.
Я знаю, куда я попал в виртуальном мире. Поле для мини-гольфа? Дно моря? Нелепый офис, полный роботов? Мой уютный домашний офис становился всеми этими местами прямо посреди ночи. Я ходил по этим мирам собственными ногами. Я касался вещей собственными руками. И иногда, например когда я наблюдал за косяком светящихся рыбок, я встречался с прозрачной голубоватой преградой. Стеной. Моей стеной. Так HTC Vive предупреждал меня, что там расположена граница симуляции.
На Engadget это описали так:
Когда все работает, как надо, Vive становится самым убедительным аргументом в пользу того, что VR это не просто надежды энтузиастов и массовая истерия. Он натурально помещает тебя прямо в центр виртуальных миров…
А вот отзыв Gizmodo:
HTC Vive является самым продвинутым VR-устройством из все, что когда-либо существовали на свете. Шлем просто чудовищно мощный, в нем можно свободно смотреть по сторонам без подгрузок и задержек. Беспроводные контроллеры позволяют с легкостью взаимодействовать с виртуальным миром. И более того — Vive позволяет перемещаться внутри игры, что выделяет его на фоне всех прочих устройств, которые когда-либо создавали.
Но при желании Vive можно использовать и без всех дополнительных аксессуаров. Просто надеть шлем на голову и комфортно устроиться за компьютером, не заморачиваясь с пространственными контроллерами и датчиками движения. Vive поддерживает функцию виртуализации обычного рабочего стола и запускать любые программы и игры. Просто этот экран можно сделать какого угодно размера и ничто не будет отвлекать от происходящего. Эту особенность отдельно оценил рецензент Destructoid:
Когда дело доходит до использования сидя, я готов пользоваться Vive не переставая, я надевал его каждый день с тех пор, как он появился у меня дома. Я смотрел кино на гигантском экране, я играл в видеоигры, обзоры на которые писал. Я делал все это в VR, используя ее просто в качестве основного интерфейса для взаимодействия с компьютером.
В итоге можно сказать, что у HTC и Valve получилось создать прорывное устройство, какого мир еще не видел, и которое действительно делает то, что обещает. Да, Vive стоит дороже конкурентов, да его тяжело настроить и не очень удобно носить. Но он творит именно ту магию, о которой человечество мечтало десятилетия. Разумеется, Oculus Rift делает многие вещи ничуть не хуже, но он отравляет в виртуальный мир лишь голову игрока. Vivе же идет значительно дальше.
Но пока что он остается лишь игрушкой и демонстрацией того, что человечество может это сделать. Зачем? Это другой вопрос. Полноценных или хотя бы достаточно захватывающих игр Valve пока не предлагает, а смотреть кино на виртуальном экране можно даже на Google Cardboard. Но ведь виртуальная реальность, тем более столь продвинутая, может пригодиться не только для развлечений. Очень разумную мысль высказали The Verge:
Виртуальная реальность давно ассоциируется с такими сферами как архитектура, индустриальный дизайн, тренировки военных и пилотов. И такая серьезная вещь как Vive может заменить куда более дорогие тренажеры вроде CAVE.