«Хищные птицы» — отсылки к Тарантино, драки от Дэвида Литча и одна фундаментальная проблема

«Хищные птицы» — отсылки к Тарантино, драки от Дэвида Литча и одна фундаментальная проблема

После выхода обзоров «Хищных птиц» в американских СМИ я сомневаюсь, что вам нужен ещё один подробный текст о позитивных сторонах картины.

Это действительно один из самых ладно скроенных фильмов DC — в чём-то более удачный и цельный, чем «Аквамен» и «Чудо-женщина». Здесь есть по-настоящему убийственные шутки вроде смеха гиены за кадром и трогательных отношений главной героини с бутербродом из армянской забегаловки.

А ещё «Хищные птицы» — примерно то, чем мог стать «Отряд самоубийц». Этакий ответ «Стражам галактики», где несколько разномастных героев постепенно сближаются друг с другом, чтобы в финале стать командой. Особенно хороша неуверенная в себе убийца с луком в исполнении Мэри Элизабет Уинстед.

Что ещё важнее, это первый фильм киновселенной DC (если считать, что она всё ещё существует) с рейтингом R, и экшен-сцены к нему помогал ставить режиссёр «Джона Уика», «Взрывной блондинки» и «Дэдпула 2». Судя по происходящему на экране, Дэвид Литч не просто заехал на площадку дать пару советов — боевые вставки действительно выглядят так, как будто он лично их снял. И это тоже идёт в копилку плюсов.

Впрочем, и основной постановщик, Кэти Янь, не отстаёт — она отлично работает с Марго Робби, раскрывая все таланты актрисы, и в то же время трогательно цитирует фильмы Тарантино — от «Криминального чтива» с его нелинейным повествованием до «Убить Билла».

Так где же тут проблемы, спросите вы? Проблемы начинаются, когда пытаешься понять, что же этот фильм действительно пытается сказать. Да, «Хищные птицы» — это кино об эмансипации, освобождении женщин от мужчин, и наши прокатчики попытались этот факт скрыть, выкинув сложное слово на букву «э» из локализованного названия. «Освобождение» у нас превратилось в просто «потрясающую историю».

Я не имею ничего против историй про сильных женщин, и я даже не имею ничего против сюжетов об освобождении от мужчин. Однако чем дольше думаешь о «Хищных птицах», тем очевиднее тот факт, что тут нет ни одного полноценного мужского персонажа, который бы ни был до паскудного омерзительным мудаком. Ни одного. Стоит только найти лучик надежды, как этот самый лучик вонзает главным героиням нож в спину.

На протяжении двух часов экранного времени сценаристы проводят жирную красную черту между людьми с пенисом (очень плохими или очень-очень плохими) и людьми без пениса (хорошими, но с недостатками). Даже Чёрная маска здесь не злодей вовсе, а попросту одномерный психопат-мизогин, хотя Юэн Макгрегор и очень старается сделать с ним хоть что-то интересное.

Допустим, отношения мужчин и женщин в «Хищных птицах» можно рассматривать как нечто отрезвляющее. В Голливуде много лет снимали картины, где женщинам отводились унизительные роли, и «Птицы» — это всего лишь симметричный ответ. Но получается, что вместо того, чтобы преодолеть старые проблемы мы начинаем просто зеркалить их и отвечаем агрессией на агрессию. Кто-то считает, что только таким методом в обществе можно установить равновесие, а кто-то верит в то, что агрессия порождает только ещё больше агрессии.

Если вдруг на страницы DTF заглянут феминистки и скажут, что я очередной мужик, которому безобидный фильм прищемил мужское достоинство, я едва ли смогу их в этом разубедить. Но для меня главная проблема «Хищных птиц» в том, что в мире существует сериал «Блеск» от Netflix, который целиком посвящён теме женской силы и независимости, но при этом не пытается провести черту между двумя полами, а ищет гуманные способы для их дальнейшего существования. Всё же есть разница между созданием истории про сильных женщин и истории, где отношения женщин и мужчин превращают в войну — бессмысленную и беспощадную.

Справедливости ради, в фильме всё-таки есть один позитивный мужской герой. Это Брюс Уэйн. Его нет в кадре, но Харли, расставшаяся с Джокером, постепенно находит в нём себе нового кумира и даже называет в честь миллиардера свою гиену. Но этой детали явно недостаточно, чтобы перевесить всё остальное, что происходит на экране. Эмансипация здесь до скрежета в зубах скучна и одномерна, и авторы безуспешно пытаются скрыть этот факт множеством стилистических приёмов. Даже «Чудо-женщина» справлялась с этой задачей лучше.

Почему в «Хищных птицах» не появляется ни одного мужика-не-мудака (кроме трёх секунд из флешбэка)? Просто так сложилось? Или это всё же такая форма агрессии? Мужчин тут приравнивают к мизогинам или не приравнивают? Ответа на этот вопрос у нас нет. По крайней мере, в интервью с авторами я его так и не нашёл.

Что можно сказать точно, так это то, что часть зрителей почувствует себя на сеансе не в своей тарелке, и их будет трудно в этом упрекнуть.

 

Источник

Читайте также