Hellblade: игра, в которую не хочется переигрывать

Доброе утро, дорогие друзья. Как мы все знаем, на платформе xBox нет игр, а так же уже не будет новых, и все, что нам остаётся — это смотреть ютуб и переигрывать в старьё из помойки геймпасса.

Поэтому осенью, после прохождения киберпанка, я решил покопаться в любимом пухто и обнаружил там игру, про которую все говорят, но мало кто знает: Hellblade: Senua’s Sacriface.

Hellblade: игра, в которую не хочется переигрывать

Чтобы вы полностью понимали контекст происходящего, отмечу, что я крайне впечатлительный человек, живу в лесу, и поэтому никакие ужастики ни в каком виде не переношу, не читаю, не играю, не смотрю и вообще огораживаюсь по максимуму. Первый Fear я проходил днём, в солнечную погоду, а на фоне у меня играли старые, ещё хорошие, песни группы Ленинград — я хотел оценить этот ваш искусственный интеллект, о котором только и разговоров на небе, а ссаться мертвой девочки не хотел.

Тем не менее, поскольку готовящийся сиквел Hellblade — один из самых громких эксклюзивов Майкрософт, мне пришлось заставить себя немного оценить первую часть. Начал играть я, понятно дело, днём.

Прибытие.

В свою первую игровую сессию я приплыл на остров, проникся и, кажется, вышел. Во вторую дошёл до первого сражения: игра, на самом деле, слешер, но битв тут очень мало. Особенно в начале. В третью продвинулся ещё немного и на этом закончил.

Но почему? В эту игру очень неприятно играть. Не потому что она плохая — она отличная. Не потому что в ней много багов — их нет, хотя логика построения и функционирования уровней временами такая, что я диву давался, как Ninja Theory смогли это все воплотить. Игра очень красивая, невероятно красивая, хоть в ней и нет до сих пор патча под новое поколение.

Она просто.. неуютная. Это как смотреть на высокодетализированных червей, копошащихся в разлагающемся трупе. Который лежит прямо рядом с тобой. И вы в подвале. Запертом подвале. Из света у вас только факел. Факел догорает.

Хель.

Тем не менее, третьего дня, я взял себя в руки и вернулся к игре. Очень сложно говорить без спойлеров, но я попытаюсь.

Начнём с общего синопсиса, который вам, наверняка, известен. Во всяком случае, на коробочке от диска было бы написано что-то вроде этого.

Итак, мы играем за Сенью (довольно сложно транслитерировать ее имя на русский). Сенья — проклятая девушка, которая отправляется в поход в Ад, чтобы спасти душу своего возлюбленного. Все это происходит в кельтско-скандинавском сеттинге.

Довольно незатейливый, я бы даже сказал, давно известный сюжет, в каком-то смысле переложение мифа об Орфее. Но тут есть один моментик, моментик один тут есть: наша героиня сумасшедшая.

Не сошедшая с ума от давления несправедливого общества, как Джокер. Не смешно сумасшедший гениальный маньяк как другой Джокер. Нет, Сенья — клинически больной человек с натуральной шизофренией. И мы чувствуем это с самого начала игры.

В игре очень необычно расположена камера, она ниже, чем в обычных играх от третьего лица. Благодаря этому, нам постоянно кажется, что мы внутри игры и постоянно наблюдаем за героиней. Героине постоянно что-то кажется: звуки, силуэты, видения. Оживающие камни, двигающиеся тотемы. Сенья не стесняется временами смотреть просто в камеру и говорить что-то конкретно игроку, от чего лежать на диване становится физически некомфортно.

Кроме этого, в комплекте с девушкой, ее мыслями, голосом рассказчика, голосом ещё одного сюжетного персонажа идёт целый набор других голосов. Мы постоянно слышим целый рой голосов, которые комментируют все наши действия, советуют, уберегают, говорят вразнобой. Шепчут, говорят, орут. Сама Сенья регулярно орет и каждый раз твоё сердце обливается кровью. И да, успокоить себя тем, что это просто компьютерная игра, не выйдет: в главном меню есть короткая документалка о создании игры, в которой в свою очередь есть кадры записи мокапа. Истошно плачущая Мелиса ФАМИЛИЯ с совершенно безумным взглядом увешенная датчиками в зелено-белой комнате в окружении людей выглядит чуть ли не более жутко, чем Сенья в игре.

Тьма.

Я так долго говорю об ощущениях, но будто бы ничего не сказал про сам игровой процесс. Это не случайно.

Во-первых, он здесь абсолютно не важен. Это произведение является игрой, а точнее, я бы сказал, интерактивным произведением искусства, только для того, чтобы ещё сильнее втянуть смотрящего в события. Ещё глубже погрузить игрока в пучину происходящего безумия. От нас тут мало что зависит, игру нельзя пройти плохо или хорошо, финал тут по большому счету один. Но мы должны почувствовать страдания Сеньи, мы должны вместе с ней искать абсолютно сумасшедшие разгадки к зашифрованным рунам для открытия врат, мы вместе с ней должны убегать от Твари, мы вместе с ней должны пройти через весь Хельмхайт. Его ценность не в глубине или разнообразии, а в простом факте своего наличия.

Во-вторых, именно геймплейно игра не очень сложна. Формально это слешер: тут нет, правда, комбо, но есть парирование, уворот, три вида ударов и слоу-мо. Драться придётся не часто. Встроенных уже даже в симуляторы РПГ-элементов в игре нет. Большую часть времени вы будете просто ходить, смотреть на завораживающую красоту, пытаться разгадать довольно несложные загадки с окружением.

Тут нет построения билдов, простора для отыгрыша роли, глубоких и разнообразных механик, а так же лутбоксов, дейликов, мультиплеера и дополнительных квестов.

Это вообще не совсем игра — это интерактивное страдание. Она не совсем развлекает вас, она просто уводит вас в мир безумия. Виртуальная реальность происходящего тем иллюзорнее, что мы как минимум догадываемся, что у Сеньи не все в порядке с головой — и в какой момент происходящее на экране реально имеет место быть хотя бы в рамках игры, а в какой момент оно является лишь вымыслом сумасшедшей героини, мы не знаем. И чем дальше, тем сильнее стирается эта грань.

Я так много говорю про безумие не только потому, что сама игра постоянно возвращается к этой теме, постоянно поднимая вопрос реальности происходящего на экране. Дело в том, что игра действительно создана при участии шизофреников. Создатели игры провели кучу времени общаясь с докторами и непосредственно больными, отсматривая медицинские хроники. Они целенаправленно погружались в мир шизофрении и туда же отправляют нас.

Но все это ты понимаешь уже в конце. Игра отлично срежисирована, поэтому до самого финального кадра ты не осознаешь глубину и суть происходящего и только когда начинаются титры все случившееся за последний десяток часов обрушивается на тебя разом будто морская волна. И выносит тебя на берег.

Такого катарсиса, как в конце Hellblade, я не испытывал, пожалуй, ни от одной другой игры. Да я и игрой то не могу это назвать — это интерактивное безумие. Конечно, в 2021 веке всем уже стало очевидно, что игры — это такое же искусство, наравне с литературой и книметографом: так вот, Hellblade — это одно из величайших достижений человеческой культуры.

Я не представляю, какое количество сил и здоровья потребовалось создателям, чтобы четко, как по нотам, разыграть это произведение. В котором нет ничего лишнего, в котором все на своём месте, в котором блестящие оцифрованные актеры уводят тебя в пучину безумия настолько мягко и ненавязчиво, что ты даже не понимаешь, что с тобой было, пока не пройдёшь весь путь до конца.

Вы вряд ли захотите пройти Hellblade второй раз. Но вовсе не потому, что он плох. Это уникальное, пронзительное произведение. Которое очень много говорит как о человеческой психике, так и о жизни наших совсем казалось бы недалеких предков: это мир древних скандинавов и кельтов, мир Одина и Фафнира и именно в этой жути, ощущая ее полную реальность, совсем недавно жили люди. Это и есть язычество. Это и есть мир прошлого.

И в этом мире ты будешь делать что угодно, чтобы спастись от окружающей хтони. И героизм Сеньи здесь настолько отчаянный, настолько выбивающийся, что уже за одно это можно было бы считать ее сумасшедший.

Это пронзительная сага о любви, самопожертвовании и стойкости и вы являетесь ее главным героем. Бесценно.

 

Источник

Читайте также