Перевод статьи с сайта IGN.COM
Первое, что поразило меня, когда я начал играть в Half-Life: Alyx — это грязь под ногтями Аликс Вэнс. Вроде бы ничего необычного, но не часто увидишь такой уровень проработки мелочей в VR-игре. Обычно виртуальные руки представляют собой призрачные силуэты с низкой детализацией или одетые в перчатки. В данном случае даже такая мелочь рассказывает нам кое-что о самой Аликс, как о персонаже, выжившем в беспорядках, поднятых после Семичасовой войны, в которой инопланетный Комбайн захватил Землю. А еще Аликс не так молчалива, как этот ботаник с MIT-образованием, старый-добрый доктор Гордон Фримен.
Следующее, что запомнилось не меньше, это гигантская 30-футовая нога страйдера, которая внезапно появилась прямо передо мной, когда машина проходила мимо. Это показало огромную силу и масштабы внеземных устройств инопланетян, с которыми мы впервые сражались в Half-Life 2. И если раньше вы не оценивали их как серьезную угрозу, то теперь пора взять слова обратно. Те же потусторонние звуки, которые сделали пейзаж гулагоподобного Сити 17 столь незабываемым еще в 2004 году, в полной мере присутствуют и здесь, а трехмерный объемный звук усиливает узнавание.
Помимо нового направления, Alyx очень похожа на традиционную игру серии Half-Life. Она представляет собой линейную цепь районов, начиная с обычного жилого квартала Сити-17, перемещается под землю, проходит через промышленные зоны, такие как спиртзавод, высокотехнологичные сооружения комбайнов, инопланетные гнезда и многое другое. Каждая глава 15-часовой кампании ощущается значительно отличающейся от предыдущей. Например, в одной локации приходится сражаться с неубиваемым антоганистом, в другой — идти в настолько темные места, где не обойтись без фонарика, в третей -пробираться через крыло, заваленное взрывоопасными веществами.
Сражения — основная часть игры, но не мало времени уделено и решению головоломок. Некоторые хакерские задачки возникают, когда вы открываете различные технологии комбайнов. Ни одна из них не является сложной: есть игра на совпадения, где вы соединяете точки на голографической сфере. Или вы должны проследить путь электрических проводов внутри стены и вращаете соединители, пытаясь синхронизировать их с потоком энергии, что, кстати активно использует способность VR работать в трех измерениях. На более поздних уровнях такие головоломки становятся хитрее. Позже вам придется обезвреживать мины с трёхпроводной системой. При этом будьте осторожны и не касайтесь мины рукой – это может кончиться очень плохо.
Еще вам придется иногда задумываться, куда идти. В прошлых частях Half-Life добраться из пункта A в пункт B часто сложнее, чем кажется. Иногда я бродил по области, размышляя, не наткнулся ли я на баг, и что-то, что открыло бы путь вперед, не сработало; но через несколько минут я всегда чувствовал себя глупцом, когда обнаруживал, что решение — это уловка, которой меня ранее учили, или она была довольно четко обозначена каким-нибудь дизайнерским решением. Вы поймете, куда двигаться дальше, как только увидите подсказки. Все это уравновешивает сражения с исследованиями, давая игроку время передохнуть.
Вы должны быть в курсе событий серии, прежде чем играть в Alyx. Эта история — приквел, происходящий за пять лет до событий Half-Life 2, но все же стоит знать, что творилось в этой игре вплоть до Episode 2 (в конце концов, у вас для этого было 13 лет), чтобы познакомиться с персонажами.
История Аликс начинается как простая миссия по спасению ее отца, доктора Илая Вэнса, и превращается в миссию по захвату супероружия комбайна, спрятанное в огромном воздушном хранилище над Сити 17 — но, конечно, не все так просто, как звучит. Финал просто фантастический, и его обязательно нужно увидеть всем, кто любит эту вселенную, и будьте уверены, есть много сюрпризов, из-за которых следует избегать спойлеров.
Все это время Аликс путешествует со старым другом своего отца (хотя он присутствует исключительно в качестве голоса из рации), забавным, прямолинейным Расселом (озвученный Рисом Дарби), любящим поболтать под ухом о водке и сэндвичах, и огромном множестве других вещей. Это очень похоже на юмор, который Valve дал нам вместе с Уитли в Portal 2, хотя здесь он не такой злобный. Взаимодействие Рассела с Аликс показывает главную героиню как оптимистичного по отношению к будущему и даже несколько наивного, но совершенно не глупого, персонажа. Однако сигнал Рассела имеет привычку исчезать в мрачные и жуткие моменты, что позволяет Half-Life: Alyx создавать фантастически пугающую атмосферу.
Детализация — это одна из вещей, которая у Valve отлично получается. Окружающий мир выглядит великолепно. Вы можете разглядеть волоски на ногах мерзких хэдкрабов, когда они прыгают на лицо и пытаются съесть ваш мозг — хотя подробно изучать местную фауну в подобный момент все же не лучшая идея. На локациях следует быть внимательным, и если злобные инопланетные существа потрепали ваше здоровье, ищите лечебные станции. Изучайте постеры и надписи, которые видите, это довольно интересно и оживляет атмосферу. Разбивайте деревянные ящики: среди кучи упаковочного материала могут найтись полезные предметы.
Не забывайте, ваши руки — центральный объект игры, благодаря которым вы взаимодействуете с окружением. Я никогда не видел такого уровня физической интерактивности в виртуальном мире. Физика играет огромную роль, потому что подавляющее большинство вещей можно собирать и разбрасывать. Можно резко провести рукой по столу, чтобы сбросить с него все, что там находится. Открывать двери не обязательно за ручку. Ощущение, что руки Аликс реальны — имеет огромное значение для ощущения присутствия. Гравиперчатки расширяют эти возможности.
В начале Half-Life 2 Аликс вооружает Гордона Фримена гравитационной пушкой — но это произойдет только спустя пять лет после этих событий. Гравиперчатки, конечно, не так мощны, как пушка Гордона, но гораздо более компактны, всегда под рукой и чрезвычайно полезны в важных мелочах. Просто направьте руку на любой объект, который видите, чтобы он загорелся, сожмите кулак, чтобы схватить его, и дерните к себе, чтобы он полетел к вам, а вы могли легко поймать его в воздухе. Это простой трюк джедая, и он хорошо работает после некоторой практики. Секрет этих перчаток в том, что это умный способ скрыть, как неудобно перемещаться в виртуальном пространстве и пытаться дотянуться до некоторых объектов, поэтому гораздо проще доставлять объекты к вам, чем перемещать вас к ним. Перчатки элегантно превращают этот недостаток в преимущество.
В отличие от гравипушки, у гравиперчаток нет способности к выпуску, только тяга, поэтому вы не можете уничтожать ими ваших врагов. Гранаты можно притянуть к себе, но кидать их в противника приходится самостоятельно. Все работает отлично, но как человек, который любит гравитационное ружье, я не мог не мечтать, чтобы эта сила была в моих руках. Полагаю, ее можно оставить для продолжения.
Вместо этого ваш главный инструмент защиты от зомби, бросающихся в голову хедрабов, бронированных солдат комбайнов и того хуже – огнестрельное оружие. В новом Half-Life есть только три вида оружия (или пять, если считать гранаты), но каждое из них можно прокачать до более мощного и эффективного. И стоит помнить, что процедура перезарядки в VR несколько более сложная, чем в обычных шутерах, где достаточно нажать только на одну кнопку.
Здесь нажатие кнопки — это только первый шаг: вместо полной перезарядки пистолет, к примеру, выбрасывает пустой магазин. Затем вы протягиваете руку к плечу, чтобы достать из рюкзака новый, вставляете его в оружие и, прежде чем выстрелить, перезаряжаете. Но есть нюанс. Если вы видите, что у вас остался последний патрон, вы можете со спокойной душой поменять магазин на новый. Пуля меж тем останется в патроннике. Не стоит пытаться перезаряжаться постоянно. Патроны автоматически не перераспределяются в рюкзаке, и вы не можете хранить неполные магазины.
Прокачка значительно меняет обращение с оружием. Например, когда вы впервые получаете дробовик, его перезарядка довольно сильно тормозит действие: вы должны открыть его, вставить патроны, закрыть (можете, конечно, сделать это одним движением руки, если хотите выглядеть крутым), и так каждые четыре выстрела. Однако после улучшения вы вставляете расширенную обойму и автоматически заряжаете снаряды в дробовик. Пожалуй, в Alyx это оружие самое имбовое, хотя патроны для него нужно как следует поискать.
Для пистолета в первую очередь стоит прокачать увеличенный магазин, чтобы иметь в два раза больше патронов. Очень полезное умение в толпе противников, когда нет времени постоянно перезаряжаться. Но самым значительным изменением стал именно лазерный прицел: после того, как вам приходилось долго и нудно прицеливаться, чтобы не растрачивать патроны зазря, лазер — это почти что читерство.
Дизайнеры уровней Valve умудрились довольно умно разместить необходимые игроку предметы: светящиеся шайбы смолы (своеобразная валюта, которую вы используете для улучшения своего оружия), боеприпасы, гранаты и инъекторы здоровья щедро разбросаны по уровням, доходя почти до смешного. Найти предметы в местах совершенно для них не предназначенных, довольно забавно: граната в офисном шкафу или пистолетный магазин в кабинке уличного туалета.
Это похоже на охоту за пасхальными яйцами. Многие предметы лежат на виду и предназначены для любого темпа прохождения, но тщательное исследование области после зачистки от неприятеля почти всегда вознаграждается.
Моя единственная проблема с Half-Life — перестрелки Аликс с тяжелобронированными солдатами комбайнов. Как ни парадоксально, это довольно скучно. Практически всегда они стоят последними после более умных и мобильных противников. Их основная цель: закидать вас гранатами, чтобы выкурить из укрытия и расстрелять из мощного минигана на открытом месте. Поэтому сперва приходится удирать от гранат, потом уклонятся от выстрелов, снова прятаться, пока противник не исчерпают свой боезапас и в этот момент попытаться от него избавиться. Следует помнить, что благодаря гравиперчаткам вы можете вернуть все гранаты обратно владельцу.
При прохождении Half-Life: Alyx вам придется много двигаться. У VR, конечно, есть опции, благодаря которым можно настроить как игру сидя, так и фактически одной рукой, но, пожалуй, самое оптимальное — расчистить себе немного места и играть стоя, двигаясь самому, с режимом ходьбы, а не телепортации. Последнее отбирает приличный кусок у погружения в мир, однако позволяет легко справляться с барьерами, под которыми нужно приседать, и весьма полезно, если вы внезапно где-нибудь застряли.
Вердикт. Когда виртуальная реальность впервые стала реальностью, и мы начали мечтать, в какие игровые миры больше всего хотели бы погрузиться, Half-Life возглавил мой список (пожалуй, вместе с BioShock). И вот спустя несколько лет Half-Life: Alyx превосходно использует весь потенциал VR. Valve, можно сказать, установила новую планку для виртуальной реальности в плане интерактивности, детализации и дизайна уровней, показывая, что может произойти, когда разработчик мирового класса идет ва-банк на новом уровне технологий. Во многих отношениях это уже больше похоже на игру из будущего, и остальным разработчикам VR-игр, вероятно, потребуется немало времени, чтобы сравниться с ней, а тем более превзойти.