Грешный гений Нила Дракманна

Почему вторая часть Одних из нас заслужила гнев и признание. И как попытка приравнять все интерактивные развлечения вредит оценочному восприятию видеоигр. Осторожно, спойлеры!

Так как разговор пойдет о последнем произведении Naughty Dog, сумевшим раскалить пятые точки людей до такой степени, что даже проходящие мимо тоже загорелись желанием вздернуть Нила Дракмана и всех его защитников, напомню: что это субъективное мнение (как-будто бывают другие 😒) не является истиной в последней инстанции, и является скорее призывом к дискуссии, нежели попыткой убедить вас в моей правоте.

Всё же, мы все хотим увидеть объективное мнение, но где? Возможно, на главной, а значит единственно верной (да?🤔), церемонии награждения игр – The Game Awards (aka “Fuck the Oscars”). Однако, в последний раз что-то пошло не так… или нет? Смотрите. Все, от игроков и журналистов до самих организаторов, неправильно воспринимают это событие. На день рождения пригласили не только родню и друзей, но и всех соседей по дому. Зачем? Ну, вроде как, рядом живём, и кто-то сказал что так положено. Но ведь это всё равно что на литературную премию года номинировать сборник лучших сортирных анекдотов и книгу с кулинарными рецептами. А что? Буквы те же, и напечатано на бумаге. Литература? Литература.

Так чего мы ждём от таких награждений? Предположу, что для большинства, игры это искусство. А что это такое? Ведь хитрости приготовления еды тоже искусство, в своем роде. В классическом понимании, искусство это история, история рассказанная на страницах книги, сыгранная оркестром, запечатленная на кинопленке или прожитая интерактивно, через геймпад. Как говорится “На кончиках пальцев”. И вот скажите, каким боком тут оказались симуляторы, киберспорт и прочий фортнайт… Какая ценность в очередной гриндилке, что в ней оценивать? …искусство выжимания денег из игроков, разве что. Им тут не место, для них должны существовать отдельные награждения. Это не просто другой жанр, тут сама суть другая. Да, все они запускаются на вашей домашней ЭВМ, но это не должно роднить их.

Но мы там где мы есть. Перед судьями вывалили всю эту кучу. Давай выбирай лучшего. Как? Выход один. Ту что наделала больше шума, вызвала споры, обсуждения, восторги и так далее. Можно даже не выходить в этом году (привет Among Us). Она ведь не первая и не последняя игра заставившая игроков врать друг другу и получать от этого удовольствие, но пошумела громко, берём. Я не пытаюсь защитить или оправдать организаторов, просто хочу прояснить как это работает.

Ну так вот, история значит, да? Как вам тот факт, что матёрый контрабандист и его брат, бывший террорист, решили мило поболтать с незнакомцами? На вас, что перестали нападать бандиты? Может не стоит разбалтывать свои имена (дважды!!!), стоять посреди комнаты, окруженный, или хотя бы держите оружие наготове, нет? Идём дальше.

Элли, ты идешь в рейд на организованную военную группировку, одна, в состоянии шока. Можно я с тобой, хотя возможно я беременна и стану обузой, ну пожалуйста, можно?

Дина

Да конечно можно, у наших врагов беременные выезжают в зону боевых действий и занимаются паркуром, чем мы хуже, айда.

Элли

Надеюсь вы поняли, можно ещё долго продолжать, я пробежался по верхушкам. Но многие всё это списывают, говоря что недолжно придираться к “маленьким огрехам”. Мне кажется такие люди либо не играли в первую часть вовсе, либо “прошли” на ютубе, только так можно понять как они приняли убийство Джоэля. Невозможно спокойно воспринимать смерть любимого персонажа, ваше сознание будет цепляться за любые нестыковки ища подтверждение тому, что это неправда. Хотя такие моменты были и в первой части, но случались они с персонажами второго и третьего плана. Вспомните первую встречу с Марлин, которая вышла из-за угла с вопросом где Роберт, как-будто не слышала как он кричал, ни как получил две пули в голову. Кто-нибудь тогда возмущался почему она не выскочила и не спасла его? Нет, потому что Роберт был для вас неважен, он был лишь поводом выбраться из жилой зоны, переходом к знакомству с лидером Цикад. Так чем Джоэль заслужил такое же отношение, такого сценариста, забывшего подчистить концы? История постоянно разваливается. И как только вы забываете про один ляп, вам дают ещё и ещё. Мало? Сыграйте за персонажа которого ненавидите всем сердцем. Ещё? Джоэл, как и Элли теперь, плохие ребята, безжалостные убийцы, а Эбби ангел, смотрите как она песика гладит. Как ощущения?

Не верится. Я просто не верю что те же люди, что создали первую часть и четвертый Uncharted, так облажались, упустили все это, как? Брюс Стрейли во время работы над оригиналом рассказывал что они хотят пойти дальше, обойти лудо-нарративный диссонанс (когда ваш герой убивает сотни людей при этом оставаясь добрым и порядочным человеком), сблизить игрока и персонажа ещё больше. У них это получилось. История первой части показала мне то, что я раньше не встречал. Нам много раз рассказывали, что для того чтобы спасти мир порой приходится чем то жертвовать, но тут показали обратное, и дали понять, прочувствовать через персонажа, что это правильный поступок.

Но почему вторая часть делает ровно наоборот, разрывая игрока и персонажа? А что, если Дракман решил пойти ещё дальше? Что если вас заставили испытывать эмоции не через классическое сопереживание персонажу, а буквально, вызывают их у вас? Вас вводят в тоже состояние в котором находится Элли, наполняя вас гневом и ненавистью, поддерживая его до тех пор пока вы с этим не смиритесь. Многие решили что игру затянули, но похоже не достаточно сильно, игрокам не хватило времени чтобы пережить это и принять следом за гневом чувство опустошения. Я не увидел в финале никого прощения, лишь бессилие и безысходность… и принятие. Дракман пожертвовал историей ради чего-то большего, это даже не пролом четвертой стены, это… У этого нет определения.

Если оценивать это как игру, то она заслуживает свои нули и единицы, и никакие технические достижения не добавляют ей балов, невозможно наслаждаться геймплеем, картинкой, музыкой, да чем-либо когда тебя держат в таком состоянии, нет. Для такого должна быть своя категория. “Арт-Хаус Поколения”, “Жопоразрыватель Года”, неважно… Назовите как хотите, но этому не место в играх. Сделал ли Дракман и компания нечто эпохальное? Да, безусловно. И гореть им за это в аду, за убийство того что мы полюбили. Но возможно ли было достичь того же без этой жертвы?

 

Источник

Читайте также

Меню