[Готовься zемлянин, МЫ уже идём!] «История франшизы Марс Атакует»

[Готовься zемлянин, МЫ уже идём!] «История франшизы Марс Атакует»

Марсиане хитрые, циничные и отвратительные. Многие из вас знакомы с ними по фильму «Марс Атакует», но корни первого появления этих чудных созданий тянуться еще с начала шестидесятых годов. Именно тогда, впервые засветившись, они проявили себя как беспощадные захватчики, ненавидящие людишек. Но перед тем как углубиться в их послужной список, давайте узнаем кто стал их прародителями, и чем они отличаются от других пришельцев.

Заметка для читателя.
[В связи с правилами ДТФ, гуро моменты с кровью, предусмотрительно зацензурены.]

Самое первое появление враждебных марсиан, намеревающихся захватить Землю, принадлежит труду английского писателя-фантаста Герберта Уэллса. По сюжету его книги, на Марсе стало жить совсем туго, посему пришельцы решили высадится на Землю с дальнейшим её завоеванием. Для уничтожения землян они использовали пилотируемые триноги огромные машины разящие всё живое своими лазерными лучами. При всей своей футуристичности, триноги имели уязвимые места. По этому такую машину было сложно, но можно, подбить точным залпом из пушки. Что произошло в Вейбридже (Англия), где в разгар боя с пришельцами, артиллеристам удалось взорвать кабину триноги размазав сидящего внутри марсианина.

По всей видимости, показанная слабость пришельцев была связанна со временем в котором проживал автор. Так как если бы описываемые им инопланетяне высадились в конце двадцатого века, или сейчас, мощь танковых и ракетных орудий, а также авиация, быстро бы поставили на место захватчиков.

Несмотря на всю архаичность повести, автору всё же удаётся донести мысль, заложить фундамент для будущих идей, а также показать психологизм через реакцию простых людей, включая главного героя, на описываемые события. Это и нарастающее напряжение, неизвестность того с чем столкнулись люди, и главное иллюзия безопасности и защищённости от марсиан.

And before we judge of them too harshly we must remember what ruthless and utter destruction our own species has wrought, not only upon animals, such as the vanished bison and the dodo, but upon its inferior races. The Tasmanians, in spite of their human likeness, were entirely swept out of existence in a war of extermination waged by European immigrants, in the space of fifty years. Are we such apostles of mercy as to complain if the Martians warred in the same spirit?

The War of the Worlds

Прежде чем судить их слишком строго, мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных, таких, как вымершие бизон, и птица додо, но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были уничтожены до последнего за пятьдесят лет истребительной войны, затеянной иммигрантами из Европы. Разве мы сами уж такие поборники милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?

Война Миров

Уэллс ясно даёт понять, что при всём владычестве европейцев, может найтись сила, намного превосходящая их. Ощущение силы марсиан присутствует на протяжении всего повествования. Выживший артиллерист в шоке повторяющий «нас смели…», простые жители и солдаты, толком не понимающие с чем им предстоит столкнуться. И даже сами пришельцы, появившиеся в начале: беспомощные, с трудом переносящие земную гравитацию, являются злой иронией на то, что столь «слабые» существа, которых по словам главного героя можно уничтожить одним залпом из пушки, ставят на колени всю военную мощь Англии.

Описываемые автором пришельцы это нечто безобразно пугающее, с виду напоминающее осьминогов, с огромными глазами и острым клювом из которого вытекают слюни. Их растекающиеся тела пульсируют, а щупальца извиваются словно змеи. Они довольно враждебны, и первые парламентеры пришедшие к их капсуле в яме, были убиты смертоносным лучём. Удар был такой силы что если бы не холм принявший на себя удар, близ стоящая толпа собравшееся поглазеть на прибывших существ, также была бы поражена этим смертельным ударом. Марсиане не только убивают людей, но еще и отлавливают их чтобы потом выкачать кровь, для собственного пропитания. Но, поживится человечиной им удаётся не долго. Земные бактерии становятся с той силой, с которой не может справится марсианский иммунитет, что и погубило их.

Уэллис не первый, кто писал о вторжении из других миров. Жозеф Рони-старший в своём рассказе «Ксипехузы», описывал странной формы инопланетных существ, напоминающих ходячие камни. Жили они за долго до появления первых крупных цивилизаций, убивали одним лишь касанием, и не давали покоя первобытным племенам. Из-за чего и вымерли, столкнувшись с превосходящими силами древних людей.

Пиком популярности научно-фантастических фильмов, повествующих о контактах людей с инопланетянами, считаются пятидесятые, начало шестидесятых годов. Именно в этот период выходят такие кинокартины как «Это покорило мир», «Вторжение похитителей тел», «Земля против летающих тарелок», «Цель Земля», «27-й день» и прочие… В которых пришельцы выступали агрессорами, но так было не всегда. К примеру, пришелец из фильма «День когда остановилась Земля», прилетел чтобы предупредить землян об опасности их же агрессии. Он и был показан как приятный человек, который больше похож на добродушного путника чем на пришельца из другого мира.

То есть, агрессивность пришельцев также зависела и тот их внешнего вида. В большинстве кинокартин инопланетян изображали как уродов, разной степени потешности, по той причине что даже по меркам 80-х. ХХ века, они выглядели как не удавшиеся Хэллоуинские костюмы. Оно и понятно, сам Уэллс в своей книге описывал, что англичане представляли прибывших пришельцев как других людей, так что когда из капсулы вылезли огромные осьминоги, это посеяло ужас среди собравшейся вокруг ямы толпы англичан. Ну а если негативные человеческие образы имелись, они были неприятными, как например дубликаты из «Вторжение похитителей тел», или головастый марсианин из «Захватчики из Марса».

Особенно знаковым и узнаваемым фильмом того времени считается «Война Миров». Мотивы марсиан, как и их методы уничтожения землян остались прежними, всё как и в книге. Вот только на этот раз они сеяли хаос не в триногах, а в летающих тарелках. Да и их внешний вид кардинально отличался от их книжных прародителей.

Вместо огромных лупоглазых осьминогов, герои картины встретили прямоходящее существо, к тому же довольно пугливое. Так, после того как в него бросили кусок оторванной доски, оно с воплями и в панике кинулось к своему кораблю. Видимо ни средств защиты, ни даже ручного лазерного пистолета у него не было. Да и само существо, сейчас смотрится нелепо. При том, что сам костюм марсианина делали несколько месяцев, но полностью он появляется в кадре всего на двадцать секунд.

Ray Harryhausen War of The Worlds test footage

Хотя, всё могло быть иначе. Рэй Харрихаузен художник по визуальным эффектам, планировал заняться экранизацией книги. Он самостоятельно создал наброски к будущему фильму, и даже сделал короткий видеоролик, сопровождающийся записью радио-постановки «Войны миров» 1938 г. Пришельцы в его версии были похожи на осьминогов, но в отличие от книжного прототипа могли атаковать людей своими щупальцами.

Не смотря на всю чудовищность нападения, фильм 1956 г. можно назвать стерильным, по той причине что все жертвы марсиан погибали где-то за кадром. Самая чудовищная сцена, а именно убийство священника желающего наладить контакт с марсианами, не афишируется, акцентируя внимание на его кричащей от ужаса племяннице, в тот самый момент когда смертоносный луч устремляется в его сторону. То же самое и с другими фильмами, жестокость в которых пожалуй есть, но она театральная, даже кровь не всегда увидишь. Так что испаряющиеся от лучей люди, в фильме Стивена Спилберга 2005-года, произвели бы шок на аудиторию того времени.

1962 год, компания Topps занимающаяся производством жевательных резинок и предметов коллекционирования, выпускается серию из 55 карточек, о вторжении марсиан на Землю. Но, карточки сопровождались рисунками с чрезмерным насилием, чёрным юмором, и тотальным звиздецом наступившим для землян. Марсиане от Topps, обладая особым воображением, использовали все возможные методы для умерщвления людей и животных.

Расстрелять людишкина из лазера, мучительно сжигающего плоть изнутри? Да не вопрос! Травить, взрывать, давить, скармливать людей огромным насекомым, и главное делать это с особым цинизмом и насмешкой. Уже этим марсиане отличались от других пришельцев того времени, чьи жертвы либо просто замертво падали, либо жутко умирали где-то за кадром. По причине чрезмерной жестокости тираж данных карточек был ограничен, как и тираж других коллекционок — «Dinosaur attack!», подвергшийся всё той же критике чрезмерного насилия. Потому вплоть до 80-х., о марсианах забыли, пока Topps снова не попытались вернуть франшизу.

Card. 32 Robot Terror:

The sound of metal vibrating through the city streets became an announcement of impending disaster during the Martian invasion. Giant robots stalked the streets, destroying everything in its path. Moving slowly, with a Martian working the controls, the steel monster reached down and plucked terrified people off the sidewalks. Its huge pincers held any captive in a death-like grip until the Martian decided to apply the final squeeze. Powerful melting beams seared the buildings and left only rubble in their place. The robot, capable of crashing through brick walls, was made of an alloy unknown on Earth. Military weapons had no effect on the metal monsters.

Художники-фантасты Уолли Вуд и Норман Сандерс, пусть и использовали тривиальные образы гуманоидов, но смогли сделать их внешний вид выделяющимся, а главное запоминающимся. Марсианин это нечто карикатурно мерзкое, внешне похожее на ожившего мертвеца, чем создаёт связь между монстрами и людьми, делая их узнаваемо пугающими.

Внешность марсиан была взята из таких кинофильмов как «Этот остров Земля» и «Вторжение обитателей летающих тарелок». Но придурковатый вид тамошних инопланетян, был кардинально изменён создав более сбалансированный и узнаваемый образ.

Мотивом для вторжения марсиан, стало нестабильная активность ядра родной планеты, которая вот-вот должна была взорваться. Если исходить из изображений на карточках и описываемого их текста, пришельцы превосходили землян по всем параметрам, и даже поимка одного из них выглядела как отчаянный шаг несчастных людей против всесильного захватчика. Но вот конец марсиан был весьма глуп и условный, так как при всех потерях, люди смогли собрать силы, и снарядив космическую экспедицию атаковали Марс. После атаки людей, ядро всё таки бахнуло и планету разнесло на кусочки. А какой тогда был смысл в атаке если марсианам итак пришёл бы конец?

Понятное дело, что люди должны были победить, но честно говоря, победа подана глупо. Войска разгромлены, ресурсов нет, да и как можно атаковать превосходящего врага, если в самих карточках не было показано то, как люди выгнали силы захватчиков из самой Земли? И почему летящие ракеты землян не сбили еще на подлёте к Марсу? Ну дела …

В 1994 году Topps пытались снова вернуть популярность пришельцев, выпустив набор из 100 карточек Mars Attacks Archives. Над выпуском переиздания трудились 21 художник в том числе Зина Сондерс, дочь художника Нормана Сондерса, работавшего над оригинальными карточками. Но что реально вдохнуло жизнь в франшизу, так это небезызвестный фильм Тима Бёртона «Марс Атакует», являющийся пародией на научно-фантастические фильмы 50-х годов. Идея о съёмке фильма появилась еще в 80-х, но старт производства начался только в середине девяностых. Тим считал что марсиане должны быть выполнены в стиле stop-motion анимации, это было бы близко по духу фильмам 50-х, 60-х годов, да и являюсь бы данью чести работам Рэя Харрихаузена. Этакий современный, на то время, блокбастер в духе старых фильмов, с закосом под бюджетность, где эффекты должны были выглядеть устаревшими. Но не сложилось, Бёртона отговорили от покадровой анимации предложив создать марсиан с использованием компьютерной графики, чем и занялись ребята из студии Industrial Light & Magic. В которой создавались визуальные эффекты для таких фильмов как «Парк Юрского Периода», «Джуманджи», «Терминатор 2: Судный день». Сейчас, для многих, компьютерная графика покажется устарелой, но важно то как они были показаны в самом фильме.

У большинства инопланетян, включая марсиан Герберта Уэллса, главным мотивом является цель. У марсиан из «Марс Атакует» это желание, безудержное желание убивать и нести разрушения, во имя всеобщего веселья. Тим отбросил концепцию умирающей планеты, сделав пришельцев более карикатурными. Им не нужны ресурсы, они будут вести переговоры о мире но обязательно всё завалят, а после убийства своих жертв станут насмехаться над их изуродованными телами.