Где проходит черта отделяющая защиту государства и необходимость получать разведданные от нарушения прав гражданина и неприкосновенности его дома и личной жизни?
Кратко делюсь впечатлениями от техно-триллера Тони Скотта из 1998 года, прародителя саги о Джейсоне Борне.
Анонимности нет, смиритесь.
Вспомнил недавно про один старый фильм — Враг государства, когда мы в молодом возрасте смотрели его на видеокассете, нам он казался весьма фантастичным. Используемые в фильме технологии — моменты слежки за людьми через оптику космического спутника, следящие gps маячки, миниатюрные камеры размером с пуговицу, компьютеры с доступом к городской системе видеонаблюдения, программы распознавания лиц, сканирование голоса на ключевые слова, тотальная радиоразведка и крутая координация слежки, всё казалось не особо реалистичным.
И вот глядя на это из 2023 года, пересмотрев кино сейчас, хочется сказать что — это теперь до ужаса какой пугающий своим реализмом триллер. И все что показано в фильме от начала до конца, сегодня вообще не вызывает никаких вопросов.
Немного про завязку сюжета. Убийство политика, который блокирует принятие закона о тотальном надзоре АНБ за собственными гражданами, случайно попадает на камеру для слежения за перелетными птицами. Оптика устройства сработала по датчику движения и зафиксировала смертельный укол в шею конгрессмена. На записи видны исполнители и заказчик убийства — один из начальников Агентства по Национальной Безопасности США.
Джон Войт в роли руководителя АНБ, и по совместительству папа Анджелины Джоли.
Видео попадает в руки к биологу, которого успевают заметить, во время того как он забирает кассету со своей камеры, его распознают по автомобильному номеру, и его телефон тут же ставится на прослушку, без какой либо законной процедуры, просто по приказу начальника АНБ который хочет данный компромат как можно скорее уничтожить.
Тут же организуется группа, куда входят координаторы, силовики и специалисты по слежке и компьютерам. Из перехваченного звонка биолога, спецы узнают что тот собирается передать кассету журналисту чей конек политические разоблачения и компромат.
Отсюда начинается экшен который в деталях показывает как действуют силовые структуры, что используют и на что готовы пойти, прикрывая преступление своего начальника. Практически один в один фабула Идентификации Борна 2002 года. Сюжет у произведения Тони Скотта резкий и динамичный — прилив адреналина гарантирован.
Специалисты АНБ и их гаджеты. Среди них молодой Джек Блэк.
В фильме представлены крутые шпионские технологии, например орбитальный спутник парящий в двухсот питидесяти киллометрах над землей, который управляется с компьютера, и в реальном времени показывает, с видом как в GTA 1-2, куда бежит биолог с видеозаписью, после чего информация по связи тут же передается силовикам. Натуралиста фотографа почти догоняют, но тот попадает под автомобильные колеса и гибнет. А видеозаписи при нем уже нет.
Куда пропала видеосъемка, техники выясняют по камере наблюдения что стоит в магазине нижнего белья, через который биолог пробегал перед тем как расстаться с жизнью. После данного происшествия, начинается сцена где спецы на компьютере разворачивают видеозапись из магазина на семьдесят пять градусов по горизонтали, чтобы взглянуть на действия попавших в видео людей с другого ракурса.
Еще буквально несколько лет назад это считалось полной ересью, ну как можно повернуть картинку в видео снятую с строго определенного ракурса? Но сегодня появились нейросети способные анализировать и достраивать изображение и увеличивать детализацию, и вот все становится на свои места. Кто-нибудь помнит эту сцену? Двадцать лет назад мы смеялись и считали ее просто лютым косяком, который портит фильм. Теперь лично я так не считаю. Весьма меткое предсказание у авторов получилось, хоть со временем появления технологии немного прогадали.
Разворачиваем ракурс в право, и теперь мы видим руку человека в красном, занесенную над пакетом Смита, возможно запись теперь у него.
Техники по видео определяют что запись скорей всего попала в пакет некоего Роберта Клейтона Дина, который в это время покупал жене белье. Роберт Дин адвокат и довольно порядочный гражданин в исполнение Уилла Смита, за которым и начинается настоящая охота АНБ.
Сотрудники спецслужб тут же определяют кто он, кем работает, с кем он чаще всего созванивается, получают банковские данные, выясняют основные контакты, с кем учился и имел общий адрес и телефон, и все это до появления социальных сетей, смартфонов и массовой переписки, 1998 год на дворе, базы данных уже во всю используются.
Сцены погонь в фильме выполнены просто мастерски на самом высоком уровне. Уилл Смит бегает не хуже чем Нео от агентов или Том Круз из Особого мнения, снято очень круто. Героя подставляют в убийстве, и как он выкрутится и что сможет противопоставить всесильным спецслужбам я спойлерить не буду.
В продюсерах фильма числится Джерри Брукхаймер, который в девяностые и начале нулевых делал просто самое крутое сочетание картинки и звука, не лишая при этом происходящее смысла и посыла. Топ Ган, Скала, Угнать за 60 секунд, Плохие Парни, Падение черного Ястреба, Армагеддон, Пираты Карибского моря, это все его рук дело. Крутые динамичные и не скучные фильмы. Молодой Смит крайне харизматичен, плюс играет роль простого адвоката в непростых обстоятельствах, такому легко сопереживать.
Уиллу Смиту 30 лет, на момент съемки кино.
Возможно в год выхода фильма слежка за гражданами была не столь актуальна, не было у нас столько устройств, но сейчас находясь в своей комнате, я насчитал пять камер с микрофонами, имеющими постоянный контакт с сетью, и еще три в соседней комнате. Чтобы поставить наблюдение в доме героя Уилла Смита, АНБ пришлось имитировать взлом жилища и подростковый вандализм. Мы же теперь сами покупаем домой какие только возможно “шпионские устройства” и держим их рядом.
Используется ли наши гаджеты для слежки за нами, ну об этом даже упоминать без улыбки уже нельзя. Подробно об этом рассказал бывший сотрудник ЦРУ-АНБ Эдвард Сноуден, в документальном фильме Citizenfour: Правда Сноудена в 2014 году. Информация собирается и систематизируется в активном и пассивном режиме абсолютно вся, и на людей без подозрений.
Здравствуй пакет Яровой — может быть против принятия этого закона тоже выступал какой нибудь влиятельный политик, которого потом нашли в машине с “сердечным приступом”. Теперь все спутники, компьютеры, камеры наблюдения и микрофоны из фильма можно смело умножать на десятки тысяч. Все что про вас собирают может быть использовано против вас, например для шантажа.
Зашел прикупить жене бельишко.
Не в то время, не в том месте, надо было часы в подарок брать.
Сейчас под пристальным наблюдением находятся люди, которые вырастут и завтра будут принимать важные решения в стране, и как их полные досье в руках у специальных органов скажутся на их действиях? Может кто-нибудь предположить.
Возможно вся слежка в будущем будет использоваться для подавления людей которые будут протестовать или наоборот поддерживать политические изменения. Все мы примерно знаем что делать если рядом совершается злодеяние, мы даже можем его зафиксировать на камеру смартфона, записать угрозу, звонок и прочее. Но что делать если само государство и его представители совершают преступление? Вопрос весьма непростой особенно если вы не Джейсон Борн или Уилл Смит.
США богатейшая страна в мире, с огромным культурным влиянием, с агрессивной внешней политикой, конечно у нее есть враги как снаружи так и внутри. В связи с чем власть имущие на протяжение всей истории страны рассуждают на тему, что важнее — полный контроль над гражданами и информацией, ради безопасности государства, или все же должна быть неприкосновенность частной жизни и свободы человека, пока нет подозрения в нарушении закона. Можно ли тут нащупать некий баланс? Данный фильм так же рассуждает на эту тему.
Погони и экшен в кинокартине замечательные.
На сегодняшний день фильм Тони Скотта, не то что не устарел, а стал наоборот еще актуальней и реалистичней. Фильм выступает как некое предупреждение которое все проигнорировали. Враг государства — отличный образчик кино который не только развлекает но и предлагает задуматься о том куда мы с нашими технологиями движемся.
Американские герои повествуют о справедливости, свободе и правде. Но суть заключается в том, что у нас уже нет частной жизни, а значит мы до конца не свободны в своих словах и действиях. Справедливость — это удел кино. В реальности справедливость — это то что выгодно спецслужбам, а правда — это то, что они из себя представляют и на что готовы пойти. Но кино нам хотя бы показывает как все может обстоять на самом деле, и уже только за это низкий поклон его авторам — Джерри Брукхаймеру и Тони Скотту.
Ящик пандоры открыт, но на его дне все еще есть надежда.
#Враг_государства #Enemy_of_the_State #Джерри_Брукхаймер #Уилл_Смитт #Тони_Скотт