Вспоминаем большие темы, о которых мы писали в 2017 году.
Взлёт Battlegrounds и жанра «Королевской битвы»
В начале года к PUBG было трудно относиться серьёзно. «Ранний доступ», «сбор ресурсов», «открытый мир» — игра выглядела как набор штампов. Да ещё и это дурацкое название, больше похожее на попытку коммерческого самоубийства.
Однако Battlegrounds практически сразу оказалась на вершине продаж Steam и с тех пор почти оттуда не спускалась.
Для DTF игра стала одним из главных генераторов инфоповодов 2017 года. И как бы нас ни критиковали за обилие новостей о PUBG, интерес к ним был огромным. Даже когда мы намеренно сократили количество материалов по теме, свои заметки об игре начали приносить уже читатели.
О PUBG в принципе было трудно молчать. Даже если не касаться качества игры, слишком уж много трендов индустрии она отразила — от способности Early Access конкурировать с AAA на равных до мощи Twitch в качестве площадки для продвижения.
А потом пришло время писать уже не о самой PUBG, а о её многочисленных «клонах», главным из которых внезапно стала Fortnite.
Nintendo Switch «раскачалась», несмотря на проблемы
Первые новости о следующей консоли Nintendo были неутешительными — мало игр на старте, странные решения вроде вынесенного на смартфоны голосового чата, массовый брак и слабое железо, которое не поленились пнуть многие разработчики игр AAA-класса.
Но потом Nintendo начала выпускать на эту консоль качественные эксклюзивы уровня Super Mario Odyssey, и о проблемах все как будто забыли. Очнулись и сторонние издатели, заметившие, что Switch притянула к себе энтузиастов, готовых тратить деньги на развлечения. Так приставка Nintendo превратилась в идеальное место для инди и портов уже успешных игр вроде DOOM.
К концу года даже непрофильные издания называют Switch лучшим гаджетом 2017 года. Всё-таки в игровой консоли главное — игры.
Увольнения режиссёров
2017 год, как никакой другой, был богат на громкие увольнения режиссёров. И речь не только о случаях «творческих разногласий», возникших до начала съёмок.
В январе мы обсуждали, пошли ли на пользу «Изгою-один» досъёмки, которыми руководил сценарист Тони Гилрой, а 21 июня Disney уволила постановщиков «Соло» через четыре месяца после начала работы на площадке.
Похожая история случилась и с «Богемной рапсодией», которая потеряла Брайана Сингера, решившего навестить родственников без одобрения студии.
Но громче всех прозвучала новость о том, что Зак Снайдер покидает «Лигу справедливости» из-за самоубийства дочери. Картину пришлось заканчивать Джоссу Уидону.
Окончательная смерть Half-Life 3
Многие из нас давно понимали, что Half-Life 3 никогда не выйдет, но в 2017 году бывших и действующих сотрудников Valve как будто прорвало.
Всё началось с расследования журналиста Game Informer, который на основе информации инсайдеров рассказал, как внутри Valve угасла идея продолжения легендарной игры.
А 25 августа подарок фанатам принёс уже сам сценарист Half-Life, опубликовавший в сети набросок сюжета Episode 3. Судя по всему, судьба серии теперь в руках фанатов, которые уже начали делать свои варианты третьего эпизода.
Valve тем временем превратилась в компанию, разрабатывающую ККИ.
EVE и Elite — интереснее читать, чем играть
Сводки из миров EVE Online и Elite: Dangerous превратились на DTF в постоянную рубрику. Даже если вы с трудом представляете себе, что происходит в этих играх, истории оттуда читаются как фрагменты хороших фантастических романов, где у главных героев на кону вполне реальные деньги.
Скандалы вокруг «Буки»
В середине июня глава издательства tinyBuild Алекс Ничипорчик рассказал о конфликте с компанией Buka Entertainment. История началась ещё в 2011 году, когда последняя согласилась финансировать разработку платформера No Time To Explain. После нескольких задержек выплат в Bukа сообщили об отмене проекта. Ничипорчик поделился этой историей в 2015 году на сайте Gamasutra, а в мае 2017 года Buka, по его словам, пригрозила tinyBuild судом за распространение «клеветы».
Глава Buka Entertainment Александр Михайлов в ответ опубликовал открытое письмо. В нём он отвергал обвинения в угрозах и предлагал Ничипорчику выполнить обязательства перед tinyBuild, в случае, если основатель последней опубликует последнюю страницу контракта. Дело разрешилось благополучно. Ничипорчик выложил фрагмент документа, а Buka согласилась выплатить ему 18 тысяч долларов. Эти деньги стали основой призового фонда на конференции DevGAMM Minsk 2017.
В следующий раз мы вспомнили о «Буке» уже в июне, когда в открытую конфронтацию с компанией вступил блогер Антон Логвинов, пожаловавшийся на то, что ключи для обзоров у компании приходится «вымаливать». «Бука», в свою очередь, сослалась на требования партнёров и ограниченное количество ключей, а также призвала Антона и других представителей СМИ решать подобные конлфликты «нормально, между собой».
В самом конце 2017 года «Бука» косвенно пересеклась и с DTF, когда журналист Святослав Торик призвал нас опровергнуть заметку читателя о том, что в Kingdom Come: Deliverance будут микротранзакции. Повторим ещё раз — их не будет!
Расцвет модели «игра как сервис»
Сам по себе термин «игра-сервис» или GaaS (games as a service) попадал в заголовки не часто, но его можно было встретить в финансовых отчётах почти всех издателей, делающих игры AAA-класса.
За примерами далеко ходить не надо. С помощью активной пострелизной поддержки та же Ubisoft спасла Watch Dogs 2 от провала, превратила Rainbow Six: Siege в одну из главных многопользовательских игр последних лет и сделала Ghost Recon: Wildlands одной из самых продаваемых игр 2017 года. Даже Assassin’s Creed Origins развивают как Destiny (а, возможно, и лучше, чем Destiny), постоянно добавляя квесты и челленджи, что тоже позитивно сказалось на коммерческом потенциале проекта.
Та же история произошла и с Final Fantasy XV, которую многочисленными патчами превратили в совсем другую игру — правда, с неоднозначным результатом.
Нравится вам это или нет, но модель GaaS в 2017 году доказала свою эффективность. Так что в ближайшее время AAA-игр станет меньше, но сами они будут развиваться месяцами, если не годами после релиза.
Мединский и защита российского кино
Весь год министр культуры РФ Владимир Мединский «кошмарил» российский кинобизнес, предлагая разной степени абсурдности способы защитить отечественное кино, а заодно выбить у голливудских студий побольше денег для его производства.
К счастью, здравый смысл восторжествовал — никаких пятимиллионных пошлин для иностранных фильмов и жёсткой доли сеансов для отечественных картин так и не ввели.
Но это не значит, что эпопея закончилась. Предложенный 19 декабря трёхпроцентный сбор может стать реальностью: его уже отчасти поддержал Владимир Путин. Правда, с текущей версией законопроекта президент, похоже, не согласен. Он предложил «подумать», как вести сбор, не нарушая правил ВТО.
«Игра престолов» близится к завершению
Мы ещё весной морально готовились к тому, что об «Игре престолов» получится много материалов и новостей. Сериал оправдал ожидания.
И интереснее всего были даже не сюжетные повороты самого шоу, а то, что происходило вокруг него — от дискуссий на тему евнухов и инцеста до громких хакерских атак и курьёзных наблюдений зрителей.
А в 2018 году «Игры престолов» у нас, кстати, не будет.
«Ходячие мертвецы» сломались
В начале седьмого сезона «Ходячие мертвецы» прошли тонкую грань, разделяющую «жестокий сериал» и «torture porn» (это как порно, только в нём самоцелью становится демонстрация насилия). Сценаристы убили двух ключевых персонажей как молодых бычков на бойне — без особого смысла и пользы для сюжета.
После этого сериал стал терять примерно по полмиллиона зрителей в неделю, откатившись до рейтингов уровня 2012 года.
Впрочем, проблемы «Ходячих» вышли и за пределы сюжета — смерть каскадёра на площадке, травля в соцсетях одного из актёров, приостановка съёмок из-за урагана.
Год сериал закончил не лучшим образом — ушёл на перерыв со скандалом, связанным с внезапным убийством ещё одного героя.
Тернистый путь «Лиги справедливости»
Обсуждать «Лигу справедливости» мы начали весной — вместе с выходом полноценного трейлера. Тогда мы ещё были полны надежд.
Но потом Зак Снайдер ушёл с поста режиссёра из-за смерти дочери и передал бразды правления Джоссу Уидону, а после успеха «Чудо-женщины» главы DC Films стали говорить о том, что следующие фильмы во вселенной будут более позитивным.
Тем временем с площадки поступила курьёзная новость о том, что Генри Кавиллу пришлось сниматься с пышными усами.
Потом мы узнали, что фильм оказался очень коротким, а вместе с первыми кассовыми прогнозами стало понятно, что массовая аудитория к нему охладела.
Итог — неутешительные рецензии, сборы, которые не дотягивают даже до «Оно» (недорогой фильм с рейтингом R и без известных актёров), кадровые перестановки в DC Films, и подозрения о том, что картина Снайдера была совсем другой, но попала под студийный каток из-за успеха «Чудо-женщины».
Вайнштейн и волна обвинений в домогательствах
В начале октября журналисты The New York Times рассказали, что знаменитый продюсер Харви Вайнтшейн годами злоупотреблял своим положением, превратившись в «сексуального хищника».
Поначалу мы вообще не хотели затрагивать эту тему. Всё-таки DTF — не светское издание, чтобы копаться в «грязном белье» знаменитостей. Однако история Вайнштейна быстро превратилась в событие индустриального масштаба — и чтобы понять, почему для этого человека закрываются все двери мира, нужно было углубиться в контекст.
Тем более, что после Вайнштейна пали и другие известные люди Голливуда — Кевин Спейси, Луи Си Кей, Бретт Рэтнер. Череда скандалов добралась и до игровой индустрии.
Как ни крути, эта история не только стёрла много известных людей из медиапространства, но и изменила мир. Теперь даже письменное согласие на секс, которое предлагают ввести в Швеции, уже не кажется такой уж безумной идеей.
Проблемы CD Projekt
CD Projekt RED выпустила «Ведьмака 3», собравшего больше наград «Игра года», чем любой другой проект за последнее время. И теперь студия приступила к Cyberpunk 2077, которая наверняка будет ещё круче — ведь разработчики знают, что делают. Ведь знают, да?
Однако с сентября из студии стало поступать всё больше тревожных звонков о том, что разработка Cyberpunk 2077 идёт не так гладко, как хотелось бы. Началось всё с негативных отзывов бывших сотрудников в анонимном сервисе Glassdoor.
Эти «кляузы» ещё можно было поставить под сомнение, но потом из CDPR начался отток разработчиков с руководящих должностей. А чуть позже в сеть попали и откровения тех, кто уволился из студии, почти один в один повторяющие отзывы из Glassdoor.
В CD Projekt RED не стали молчать и решили опровергнуть «слухи» о падении морали в студии, но своим заявлением ещё больше обеспокоили фанатов — в нём разработчики по сути подтвердили, что работают на износ.
Лутбоксы в играх AAA-класса: Shadow of War и Battlefront II
Источник: DTF