Ghost, trick, repeat: обзор Ghost Trick: Phantom Detective

Одна из лучших, но самых недооцененных игр Nintendo DS.

Ghost, trick, repeat: обзор Ghost Trick: Phantom Detective

Что объединяет такие серии как Resident Evil, Dino Crisis, и Ace Attorney? Ну, во-первых, они все зародились в недрах Capcom, а во-вторых, над этими сериями в том или ином виде работал Сю Такуми (Shu Takumi), попавший в Capcom вместе с Хидеки Камией в 1994-м году. И уже тогда в голове молодого геймдизайнера возникла идея о создании интерактивного детектива. От идеи до реализации, правда, прошло долгих семь лет, но в 2001-м году команда из семи человек под управлением Такуми выпустила на Game Boy Advance игру под названием Gyakuten Saiban.

Успех этой игры естественно повлек за собой появление продолжений. В 2002-м вышла вторая часть, в 2004-м третья, а в 2006-м году все три игры портировали на DS, и впоследствии перевели на английский как Phoenix Wright: Ace Attorney, Phoenix Wright: Ace Attorney — Justice for All, и Phoenix Wright: Ace Attorney — Trials and Tribulations. После этого Такуми написал еще и четвертую часть, вышедшую на Западе как Apollo Justice: Ace Attorney, и уже по ней было видно, что Такуми надоело из разу в раз клепать игры про похождения юного адвоката в синем костюме. Благо после выхода четвертой части, серия Ace Attorney ушла в руки Такеши Ямазаки (Takeshi Yamazaki), а Такуми был дан карт-бланш на создание абсолютно нового проекта.

Свою новую игру Такуми назвал Ghost Trick, а подзаголовок Phantom Detective игра получила в западной локализации. Как бы то ни было, это название игру отражает максимально, причем как с сюжетной, так и с геймплейной стороны.

Итак, представьте себе такую ситуацию — вы умерли. Непонятно ни то, как это произошло, ни почему, ни даже кто вы на самом деле такой. Единственное что известно, так это то, что вы находитесь на затхлой помойке, и что вы мертвы. Но при этом не совсем. В то время, как бездыханное тело лежит на земле, ваш дух находится в близлежащем предмете, и пытается понять, что же именно происходит. И лишь благодаря дружелюбноve духу из выброшенной кем-то лампы раскрывается самый интересный факт — у нашего духа есть некоторое количество интересных способностей, которые могут помочь ему разузнать, что именно произошло на грязной помойке в этот злополучный вечер. Только время ограничено — с восходом солнца призраки исчезнут из нашего мира, и тайна этого убийства останется нераскрытой. Следовательно, действовать придется быстро и четко.

Набор действий у нашего духа очень ограничен, но, при этом, идеально попадает в суть названия игры. Потому что Ghost и Trick, это, по сути своей, два основных варианта действий, которые доступны нашу неупокоенному призраку. Ghost это режим перемещения — жмем одноименную кнопку, и экран перед нами окрашивается в красные тона, на которых ярким синим цветом выделяются предметы, в которые можно “вселиться”. После этого уже на нижнем экране консоли стилусом указываем, куда хотим переместиться. Правда нельзя просто взять, и прыгнуть в любую попавшуюся вещь. Во-первых, у каждого предмета есть “ядро”, к которому призрак и “цепляется”. Во-вторых — радиус движения у персонажа очень сильно ограничен. То есть, наш дух может перемещаться из ядра того или иного предмета только в то “ядро”, которое находится, буквально, на расстоянии вытянутой руки. Следовательно, даже простое перемещение по локации превращается в хоть и не сложный, но занимательный мыслительный процесс.

Trick, это принцип взаимодействия главного героя с предметами. Переместившись в определенную вещь можно заставить ее проделать то или иное действие. Загвоздка здесь в том, что trick можно провести далеко не на каждом предмете, а на которых можно, набор действий всегда ограничивается одним, причем это действие может быть как максимально логичным, так и нет. К примеру, самому повернуть шестеренки в механизме нельзя, а вот на кнопку или рычаг, который этот механизм запускает, нажать всегда можно. И при этом можно спокойно поднимать и опускать антенны, открывать двери, и даже передвигать футболки по бельевой веревке. Правда, проблем это не вызывает, поскольку предмет, и то, что с ним можно сделать игра всегда показывает на верхнем экране консоли. То есть да, игра ограничивает вас в действиях, но делает это с умом, объяснив каждую мелочь.

И с таким ограниченным набором приемов нам и придется вести расследование, перепрыгивая с одного предмета на другой, и раскрывать себе путь, время от времени с данными предметами взаимодействуя. Другое дело, что единственная зацепка, в виде свидетеля, заметившего убийство, уже тоже валяется в грязи, благодаря действиям наемного убийцы. Тут то и раскрывается главная особенность Ghost Trick. Найдя любое умершее существо, можно перемотать время в момент за четыре минуты до его смерти, и попытаться предотвратить подобный исход. И в таких ситуациях геймплей Ghost Trick раскрывается на полную.

Каждая смерть это, по сути своей, отдельная головоломка, со своими задачами и ограничениями. За четыре минуты успевает происходить множество разных событий, которые могут быть как важными для судьбы жертвы, так и нет. Причем одно от другого от другого отличить на первый взгляд никак не выйдет. Придется с первой же секунды бегать по всем возможным предметам, и судорожно искать, что же можно в данной ситуации изменить. Благо за ошибки игра практически не наказывает — в любой момент можно вернуться к самому началу, и попробовать что-нибудь другое. А важные изменения в событиях игра называет “Изменением судьбы” (Fate Change), и позволяет воспользоваться таким моментом как чекпоинтом.

И за счет таймера, постоянно напоминающего о своем существовании, геймплей Ghost tirck превращается из головоломки в адреналиновую гонку за временем, в процессе которой стараешься подметить каждую мелочь и быстро продумать свой план действий. Причем действовать иногда приходится с точностью до секунды — вплоть до того, что пропустив нужный момент иногда придется начинать с начала весь сегмент. Благо обычно слишком уж большого количества действий предпринимать не приходится, и последовательность с легкостью откладывается в голове.

Уровень сложности в загадках, правда, растет довольно быстро. Если с первыми двумя смертями можно справиться довольно легко, поскольку все события достаточно прозрачны, а место действия само по себе маленькое, то дальше локации станут сложнее, а условия гибели персонажей изощреннее. Ближе к концу придется неплохо поломать голову, особенно в моменты, когда любая ошибка может стоить очередной пары потраченных минут. Но зато результат того всегда стоит.

И каждая спасенная жизнь позволяет сюжету продвинуться еще немного вперед. А за сюжетом Ghost Trick наблюдать одно удовольствие. Более того, возможно, Ghost Trick является лучшей работой Такуми как сценариста на сегодняшний день.

Ведь хоть завязка, как уже выяснилось, максимально простая, в дальнейшем сюжет начинает закручиваться в такую спираль, что спустя несколько часов уже даже не представляешь, что произойдет дальше. Такуми умудряется смешать в игре множество идей из разных жанров, и каким-то образом заставляет весь этот коктейль функционировать.

А все потому что Ghost Trick написана практически идеально. Поначалу игра просто приковывает интерес, подкидывая одну тайну за другой. За первые только пять минут у игрока в голове уже есть два немаловажных вопроса, а чем дальше, тем их будет больше. Все эти тайны сворачиваются в огромный клубок, который игра в финальной своей трети берет, и начинает потихоньку раскручивать, выстраивая понемногу полную картину произошедших событий. И делает это так виртуозно, что вплоть до последнего, может, часа игры полностью ситуацию увидеть не удастся. Но когда это происходит, понимаешь, что иначе и быть не могло.

Это очень сильное достижение, на самом деле, потому что в Ace Attorney Такуми не пытался придерживаться цельной структуры сюжета. В каждой игре так или иначе были филеры, направленные на то, чтобы отвлекать игрока от происходящих событий. В Ghost Trick такого нет совсем. Абсолютно все события, все места и персонажи так или иначе сыграют свою роль в сюжете — будь она хоть главной, хоть второстепенной, хоть совсем маленькой.

Персонажи это вообще главная сила Ghost Trick. Главных героев в игре наберется от силы пятеро, да и второстепенных тоже не слишком много. Но, опять же, как упоминалось ранее, каждый из них важен для сюжета, и, плюс к тому, они обладают невероятно яркими характерами, что, конечно, ожидаемо. Да, в Ace Attorney было полным полно колоритных персонажей, но и там время от времени появлялись личности не слишком приятные, и иногда, что еще хуже, не особо интересные. Ghost Trick в этом плане тоже не безгрешен — парочка скучных персонажей там найдется. Но на каждую самовлюбленную писательницу женских романов найдется пара-тройка веселых тюремщиков, или ученый с буквальным голубиным гнездом на голове. И это речь только о второстепенных персонажах. Главные все великолепны, как на подбор. Из нашего неугомонного призрака характер сочится изо всех щелей, танцующий инспектор Кабанела (Cabanela) приковывает к экрану не только своими движениями, но и репликами, а юной Линне (Lynne) просто не можешь не сопереживать, когда узнаешь, через что она проходит. И это я еще не упоминал милейшего померанского шпица Миссайл (Missile), самого верного друга и лучшую собаку в видеоиграх.

Ghost Trick это одна из тех игр, которые в динамике выглядит куда лучше, чем в статике. Да, стилшоты ни в коем случае не выглядят плохо, но стоит понимать, что игре недавно стукнул десяток, выходила она на Nintendo DS, а персонажи представлены в 3D, с которым консоль не всегда хорошо справлялась. Внешне игру выделяет визуальный стиль, сильно отличающийся и от серии Ace Attorney, и от типичного аниме; а также великолепного уровня анимации. За ними наблюдать просто одно удовольствие, они невероятно плавные, и игра эти анимации прям каждый раз смакует, особенно когда на экране появляется танцующий инспектор полиции, или вышеупомянутый померанский шпиц.

Музыку к Ghost Trick писал Масаказу Сугимори (Masakazu Sugimori), который работал над Breath of Fire IV, Viewtiful Joe, и, как ни странно, над оригинальной Gyakuten Saiban для GBA. Саундтрек Ghost Trick очень сильно напоминает музыку из оригинальной трилогии Ace Attorney, пусть и с некоторыми отличиями. Во-первых, естественно не стоит забывать про то, что композиции к первым трем играм серии Ace Attorney писались с учетом аппаратных особенностей GBA, а Ghost Trick использует куда более мощные технологии. Качество аранжировок улучшилось, хотя до уровня той же Apollo Justice не дотягивает. Но это не минус, а, скорее, творческое решение. Ghost Trick звучит в некотором роде минималистично, и нотки чиптюна использует уже не по необходимости, а в качестве стилистического приема.

Трек Fate Updated из саундтрека Ghost Trick: Phantom Detective

Главное здесь то, что все треки ощущаются на своем месте. Темы персонажей им отлично подходят, интенсивные электронные треки во время решения головоломок заставляют держать в голове то, что в наших руках находится чужая жизнь, а в самые беспросветные моменты играет такая мелодия, от которой буквально мурашки идут по коже. Ну и главная тема, конечно, совершенно великолепна, и настраивает на нужный лад практически с первой же ноты.

Главная тема Ghost Trick: Phantom Detective

Сложно сказать, жива сейчас серия Ace Attorney, или нет. Последняя полноценная игра вышла 3 года назад, и та была эксклюзивным для Японии спин-оффом. Жажду по проектам подобного толка утолять сложно, потому что серия, все-таки, в своем роде уникальна. Да, есть Danganronpa, которая в большинстве своем совсем другая, но тоже умело объединяет в себе элементы словесных головоломок и визуальных новелл. Есть “вдохновленные” серией игры, вроде Aviary Attorney или замечательной Murder by Numbers, которые, в большинстве своем, хоть и очень стараются, но до лучших моментов серии очень не дотягивают.

Ghost Trick же наоборот, даже не пытается тянуться к играм про адвоката. Он совершенно другой, но при этом дух приключений Феникса Райта в игре присутствует. Дух совсем легкий и незаметный, но при этом сильно влияющий на игрока, и восприятие им игры. Как наш главный герой прыгает между предметами и меняет жизни окружающих лучшему, так и Сю Такуми в своей лучшей сценарной работе заставляет нас полюбить Phantom Detective как родную и близкую сердцу игру. Так что если вы фанат серии Ace Attorney, то Ghost Trick ни в коем случае нельзя пропускать. Более того, любителям хороших детективных история пропускать Ghost Trick тем более не стоит, потому что столь цельных и захватывающих историй среди видеоигр мало. Благо, не стоит забывать, что Такуми все еще работает в Capcom. И, может быть сейчас, после ухода Такеши Ямазаки он все таки вернется к столь любимому многими адвокату. Мечтать же не вредно.

 

Источник

Читайте также