Индустрия видеоигр в России была динамично развивающейся сферой, но события 2022 года не прошли бесследно. Мы решили узнать о текущем состоянии и перспективах развития геймдева в нашей стране из первых рук и побеседовали со специалистами разного профиля. На наши вопросы отвечали: Александр, C/C++ разработчик, 6 лет опыта; Александр, контент-художник, 7 лет опыта; Тимофей, гейм-дизайнер, 4 года опыта; Мария, 2D-аниматор и FX-дизайнер, 5 лет опыта; Кирилл, HR, 10 лет опыта; Анна, lead-аниматор, 7 лет опыта; Анастасия, менеджер продукта, 8 лет опыта; Артём, data engineer, 4 года опыта.
Работа в геймдеве вчера и сегодня
Российские игровые студии в 2022 столкнулись с множеством трудностей: отток квалифицированных специалистов, закрытие зарубежных рынков для дистрибуции, отзывы лицензии на программное обеспечение и многое другое. Компании по-разному решали эти проблемы. My.Games реструктуризировала бизнес, выделив российский сегмент в отдельную компанию Astrum Entertainment. Mundfish «сменила прописку» на кипрскую. Game Insight просто ушла из России, кинув своих сотрудников на зарплаты. Список ушедших компаний можно продолжать долго: Playrix, Nexters, Wargaming, AppQuantum, Sperasoft, MyTona и т. д.
Вышеперечисленные проблемы не могли не отразиться на жизни и трудовых буднях рядовых сотрудников. Многих поставили перед выбором: релоцироваться вместе с работодателем в другие страны или быть уволенным.
Условия релокации сильно зависели от компании и уровня специалистов. Кому-то помогали с перевозом семей, оформлением всех необходимых разрешений, страховками, жильём и т.д. Кому-то приходилось переезжать за свои деньги. Но меньше всего повезло младшим специалистам.
Тем, кто остался, тоже пришлось нелегко. Сокращение рабочих мест, неадекватные требования при найме и одновременном снижении зарплат — часть того, с чем столкнулись специалисты. По данным hh.ru, количество вакансий разработчиков игр, опубликованных в 1-м полугодии 2023 года, снизилось на 38% по сравнению с тем же периодом 2022 года. При этом, количество резюме остаётся достаточно большим. Так, по данным того же исследования, на 1 вакансию гейм-дизайнера приходится 46 резюме.
«Стало меньше вакансий. Среди тех, что есть, неадекватно низкие предложения по заработной плате. Стали очень редкими вакансии с оформлением по трудовому договору. Работодатели настаивают на самозанятости или ИП», — Анастасия, менеджер продукта.
Конечно, было бы неправильно утверждать, что всё пропало. Не во всех российских компаниях ситуация одинаковая. Крупные компании чувствуют себя лучше и способны платить конкурентную заработную плату.
Повторить успех Atomic Heart
По данным аналитического агентства Newzoo, в 2022 году мировой объём гейм-индустрии составил около $200 млрд. При этом объём российского рынка в 2021 году составлял всего $2 млрд, а в следующем 2022 году, по разным оценкам, потерял от 35% до 80%.
Даже при таких относительно скромных бюджетах отечественная гейм-индустрия способна выдавать достойные продукты. В этом году на слуху была игра Atomic Heart (забудем, что Mundfish сейчас себя позиционирует не как российская, а как кипрская компания). Но разработка этой игры началась задолго до февральских событий. Плюс, вовремя «сменив прописку», компания сохранила доступ к мировому рынку. Есть ли сейчас возможность у оставшихся российских компаний выпустить такой же относительно успешный продукт при закрытых внешних рынках?
Ключевые проблемы специалистов
Одной из наиболее известных проблем индустрии видеоигр является так называемая «кранч-культура». Этот термин описывает практику интенсивной, часто неоплачиваемой сверхурочной работы в финальные этапы разработки игр. В некоторых случаях кранч может длиться несколько месяцев, исчерпывая ресурсы даже самых вовлечённых специалистов.
Мы рассказывали об этой проблеме в статье о кранчах в компании Ubisoft. Этот случай — лишь один из многих в индустрии. Об условиях труда и проблемах в геймдеве мы попросили рассказать специалистов.
Диалоги о зарплатах
Айтишники редко обсуждают зарплаты между собой, и специалисты геймдева не исключение. Основными ориентирами в этом вопросе становятся статистические данные, предоставляемые сервисами размещения вакансий, и иногда закрытые Telegram-чаты, посвященные теме заработной платы. Возможные причины этого разнообразны.
Наличие соглашения о неразглашении конфиденциальной информации (NDA). В некоторых компаниях сотрудники подписывают NDA, что ограничивает их в праве раскрывать информацию о своей заработной плате. Это в большей степени относится к зарубежным работодателям. Согласно российским законам, заработная плата не может относиться к коммерческой тайне, поэтому сотрудник может свободно рассказывать о своей зарплате, но только о своей. Зарплата других сотрудников относится к персональным данным.
Неуверенность в обсуждении финансовых вопросов. Многие сотрудники могут чувствовать дискомфорт в обсуждении своей заработной платы из-за недостаточного опыта в таких разговорах или неуверенности в том, какие аргументы могут быть эффективными при подобных обсуждениях.
Страх перед негативными последствиями. Сотрудники могут опасаться, что обсуждение зарплат с коллегами может вызвать недовольство со стороны руководства. Они опасаются, что начальство может воспринять это как неуважение к ценностям компании или как попытку создать конфликт.
Восприятие коллег как конкурентов. Некоторые сотрудники предпочитают не раскрывать информацию о своей заработной плате, считая коллег конкурентами на рынке труда. Они опасаются, что если остальные узнают о размере их заработной платы, то начнут стремиться к аналогичному уровню дохода, что приведёт к более жесткой конкуренции за рабочие места.
Около месяца назад Профсоюз IT провёл исследование рынка труда и зарплат. К нашему удивлению, одни из самых низких зарплат были в сфере видеоигр.
По словам самих работников, диаграмма похожа на правду — в геймдеве действительно зарплаты относительно низкие, и причин тому несколько.
Роль независимых сообществ в решении проблем
Настоящие, а не жёлтые профсоюзы играют важную роль в формировании и защите интересов работников в различных отраслях, включая геймдев. В Соединенных Штатах сильная игровая индустрия, и в то же время существуют крупные независимые профсоюзы, например:
- Sega of America (Sega);
- ABK Wokers Alliance (Activision Blizzard);
- Game Worker Alliance (Raven Software);
- Tender Claws Human Union (Tender Claws);
- ZeniMax Workers United (ZeniMax).
В России ситуация более сложная. Аналогичных по размеру профсоюзов не существует, и ряд факторов мешает их формированию.
Культурные и региональные особенности. В российском обществе слово «профсоюз» до сих пор ассоциируется с чем-то старым, советским, подходящим для фабрично-заводских рабочих начала XX века, но никак не для современных профессионалов, работающих за компьютером.
Кроме того, несмотря на то, что геймдев в России до февраля 2022 года интенсивно развивался, в крупных компаниях не успели сформироваться устойчивые коллективы работников, готовые к совместным действиям.
Вера в корпоративные ценности. Компании любят делать вид, что они очень тёплые и ламповые — в геймдеве сильный акцент на творчество, самореализацию и прогрессивность. Всё это продолжается до момента, пока сотрудников не выпинывают или не заставляют кранчить. Многие сотрудники легко на это ведутся и просто не понимают, зачем бороться против этих прекрасных ребят, можно ведь и потерпеть чуток.
Недостаток информации и знаний. Работники зачастую плохо осведомлены о своих правах и возможностях профсоюзного движения. Мы это видим по обращениям в бота обратной связи. К тому же, специфика геймдева такова, что большое количество работников не оформлено по трудовому договору и считает, что не вправе что-то требовать у работодателя.
Проблемы работников не будет решать никто, кроме самих работников. Айтишники на западе это понимают, и результатом их действий становятся закреплённые в коллективных договорах бонусы, удалённая работа, время работы и отдыха, индексация зарплаты.
Заключение
Современная геймдев-индустрия в России столкнулась с серьезными сложностями. Отток квалифицированных кадров и закрытие зарубежных рынков продолжают оказывать влияние на всю игровую индустрию страны, включая и работников. Эти вызовы подчеркивают важность формирования независимых сообществ, организованных самими работниками для отстаивания их же интересов. Объединяйтесь.