Скандинавия! Край суровых викингов, эля, драккаров и Одина… А еще родина “Лего”, “Икеи” и множества талантливых разработчиков. Давайте посмотрим на местный геймдев поближе.
Чаще всего к Скандинавии относят только Швецию, Норвегию и Данию, не включая Финляндию по географическими ли этническим причинам, а Исландию — по географическим. Как вы знаете, это остров в Атлантическом океане. Иногда все пять стран (а еще Фарерские острова, входящие в состав Дании) называют просто “Nordic countries”. Для нашей темы нюансы не так важны, поэтому скандинавскими странами мы будем называть Швецию, Норвегию, Данию, Исландию и Финляндию.
История индустрии в регионе
Швеция
В этой стране геймдев начал развиваться в восьмидесятых, а ощутимый рост пережил в конце девяностых — начале нулевых. Первые игры появились уже в 1970-х годах. Например, Stugan (она же The Cottage), созданная в 1978. Это текстовое приключение о жизни в домике в шведской провинции с долей мистики, своего рода “прадедушка” Harvest Moon и Stardew Valley. Интересно, что создали Stugan дети — Вигго и Киммо Эриксоны (10 и 12 лет), а также их друг Олле (14 лет). Родители братьев работали в Stockholms Datamaskincentral (Стокгольмский компьютерный центр), благодаря чему у них был доступ к компьютеру Oden. С его помощью мальчики научились программировать и написали игру на домашнем Texas Silent Writer (он же Silent 700).
Ныне успешная EA Dice появилась в далеком 1992 как DICE (или Digital Illusions CE). Ее основатели были участниками демосцены — субкультуры разработчиков аудиовизуальных компьютерных композиций. Устраивались целые масштабные демопати с конкурсами и призами (в девяностых и нулевых такие ивенты проходили и в России). DICE делала самые разные игры (в основном, гоночные), но настоящая известность пришла к студии после Battlefield 1942 (2002). В 2006 ее купила Electronic Arts за 23,9 миллионов долларов. Помимо серии Battlefield, DICE разработала Mirror’s Edge и Star Wars: Battlefront, а также отметилась созданием движка Frostbite.
В 1993 Петер Зеттерберг, Михаэль Брунстрём и Карл Брундквист основали Unique Development Studios. Студия просуществовала 11 лет, разработав 20 игр. В их числе единственный на Atari ST шутер от первого лица SubStation (1995), Absolute Pinball (1996), несколько гоночных проектов и платформер Futurama (2003).
Еще один шведский разработчик, Massive Entertainment, был создан в 1997 году в Мальмё. В 2000 Sierra издала их тактическую RTS Ground Control, получившую положительные отзывы и несколько наград. Через два года успешную студию купила Vivendi Universal Games. При ней Massive создали еще одну стратегию World in Conflict (2007). В 2008 компания поменяла собственника. Им стала Ubisoft, подразделениям которой ME помогла с Assassin’s Creed: Revelations и FarCry. Сейчас у Massive Entertainment тоже все хорошо — в разработке Avatar: Frontiers of Pandora и пока не имеющая названия игра в сеттинге “Звездных войн” с открытым миром.
Перечислять шведских разработчиков можно очень долго: это и легендарная Paradox Interactive, известная своими глобальными стратегиями (Hearts of Iron, Crusader Kings и другие), и Embracer Group, активно покупающая новые студии. Minecraft — тоже шведский продукт. Игру сделал программист Маркус Перрсон и его студия Mojang AB. Так что вклад страны в культуру компьютерных игр очень велик.
Норвегия
Норвегии (когда-то бывшей частью Швеции, а до этого — Дании), тоже есть чем похвастаться, хотя ее игровая индустрия меньше, чем у восточного соседа. Один из ранних продуктов геймдева страны фьордов — это Crossfire, MMORPG 1992 года. Разработал ее Фрэнк Торе Янсон из Университета Осло.
В 1993 появилась Funcom, начавшая с игр для консолей четвертого-пятого поколений — в основном разработанных для крупных компаний. Примеры: Disney’s Pocahontas, Casper, Samurai Showdown. В 1999 студия представила квест The Longest Journey, ставший одной из ее “визитных карточек”, а в 2001 — Anarchy Online. AO — ныне здравствующая MMORPG в научно-фантастическом сеттинге. Игра оказалась новаторской для своего времени, а также обладала интересным визуалом и сеттингом, не пытаясь копировать более популярные франшизы.
В 2006 вышла Dreamfall: The Longest Journey, получившая высокие оценки в прессе. Она не была прямым продолжением игры 1999 года, но имела с ней общий сеттинг и некоторых персонажей. Третий проект серии Dreamfall Chapters вышел в 2015, его создавала уже не Funcom, а инди-студия Red Thread Games. Другие известные тайтлы в портфолио команды: Conan Exiles, Mutant Year Zero, Secret World Origins. Сегодня Funcom — международная компания с подразделениями в Осло, США и несколькими дочерними студиями.
С 1996 по 2003 работала Innerloop Studios (первоначально — просто Innerloop), созданная бывшими сотрудниками Funcom. В результате партнерства с издателем Eidos она объединилась с DiMaga Studios. Innerloop успела поработать с несколькими паблишерами и разработала пять игр (например, тактический шутер Project I.G.I, авиасимулятор Joint Strike Fighter), но закрылась, не сумев найти финансирование для следующих проектов.
Дания
Перемещаемся на юг, в Данию. Это не только родина Ганса Христиана Андерсена и Мадса Миккельсена, но и немалого количества разработчиков. Любопытный образец творчества ранней датской инди-сцены — игра The Vikings (1986) для Commodore 64 и Amstrad CPC от коллектива Kele Line. Это экшен о викинге Эрике, который ищет волшебное копье и отбивается от недружелюбных обитателей двух островов. Кроме The Vikings, Kele Line создала еще две игры, но до девяностых не дожила.
В 1988 году в Копенгагене основали SilverRock Productions, позднее переименованную в Interactive Television Entertainment. Продукция компании на самом деле хорошо знакома росшим в девяностые. Это серия игр Hugo, у нас известная как “Кузя” из телевизионной передачи “Позвоните Кузе” (1998-1999). Дозвонившиеся в студию дети могли управлять троллем в игре, получая призы. Оригинальное шоу появилось в самой Дании, а до этого SilverRock выпустили Skaermtrolden Hugo для Commodore 64 и компьютеров Amiga. Компания создала еще несколько подобных телепередач и более 190 игр, прекратив свою деятельность в 2010 году.
В 1998 на рынок вышла IO Interactive — создательница серий Hitman и Kane & Lynch. В 2000 — Kiloo, известная любителям мобильных развлечений благодаря раннеру Subway Surfers (2012). Игру создали совместно с SYBO Games, основанной в 2010 году. Нельзя не упомянуть самую успешную в индустрии игр и игрушек датскую компанию — Lego. В 1996 она открыла Lego Media (позже — Lego Interactive), ответственную за развитие интерактивного направления. Сейчас этого подразделения не существует, и разработка “лего-игр” поручается сторонним студиям, но в свое время оно внесло свой вклад в развитие датской (и мировой) индустрии.
Кстати, игры делают даже на Фарерских островах, имеющих автономию, но входящих в состав Дании. Здесь есть по крайней мере один разработчик — Gaman Games с мобильной игрой Hey Breyd.
Исландия
В маленькой Исландии с населением 360 тысяч человек тоже есть геймдев. По данным портала Icelandic Game Industry в стране 24 активных студии с 449 сотрудниками. Большинство из них созданы в нулевые-десятые, но CCP Games, например, существует с 1997 года. Ее флагманский тайтл вы наверняка знаете. Это популярная космическая MMO Eve Online.
Выходцы из CCP Games братья Кристианссон основали 1939 Games, известную в узких кругах благодаря карточной игре Kards в сеттинге Второй мировой. В 2013 Стефан Гуннарссон и Стефан Пер Бьернссон создали Solid Clouds. Главный продукт студии — мультиплеерная космическая стратегия Starborne: Sovereign Space (2016). Другие яркие имена местной индустрии — это Arctic Theory, Parity, Directive Games. В основном, исландские геймдев-компании базируются в столице Рейкьявике.
Финляндия
Страна Тысячи Озер не отставала от соседей. Одна из первых известных финских игр — это компьютерные шахматы (1979). Свою роль в развитии финского геймдева сыграла Nokia, обеспечившая первопроходцев связью и оборудованием.
Пожалуй, самая известная и попсовая (не в плохом смысле слова) финская игровая франшиза — это Angry Birds, детище Rovio Entertainment. Студию создали в городе Эспоо как Relude в 2003, но через два года переименовали. Основатели, студенты Хельсинкского технологического университета Никлас Хед, Ярно Вякевяйнен и Ким Дикерт, тоже были выходцами из демосцены. На демопати Assembly они взяли приз с игрой King of the Cabbage World, что и вдохновило их на открытие студии. Rovio начинала с гонок и шутеров, но впоследствие переориентировалась на мобильные проекты. Первой была Bounce Tales, второй (и по-настоящему успешной) — Angry Birds.
Игру о “сердитых птичках” скачали более миллиарда раз. Из простенького мобильного развлечения она превратилась в крупную франшизу с игрушками и мультфильмами. И большим количеством сопутствующей пиратской продукции, конечно.
Впрочем, не Angry Birds единой. Еще одна студия из Эспоо, Remedy Entertainment (основана в 1995), подарила миру серии Max Payne и Alan Wake. Frozenbyte (работает с 2001) из Хельсинки стала известна благодаря платформерам Trine, а Fingersoft (создана в 2011) — серией мобильных Hill Climb Racing.
Краткий обзор рынка
В Скандинавии (особенно в Швеции) сама культура гейминга имеет прочные корни. В восьмидесятых началось распространение домашних компьютеров Commodore, а в девяностых государства стимулировали кредитование для покупки гражданами ПК. Интернет тоже развивался интенсивно, и сегодня скандинавские страны занимают хорошие позиции в рейтингах доступности и скорости подключения к Сети. Вкупе с прогрессивной предпринимательской культурой это сформировало среду, благоприятную как для гейминга, так и для геймдева. Холодный климат тоже располагает к тому, чтобы не выходить на мороз, а делать игры (конечно, это не главный фактор).
Обратимся к цифрам. По данным Dataspelsbranschen в 2020 году шведский геймдев показал рекордный доход в 3,3 миллиарда евро — почти на миллиард больше, чем в предшествующем. Аналитики считают, что сказалась пандемия и потребность сидящих дома людей в развлечениях. Больше всех заработала Embracer Group (861 миллион евро). За 2020 появилось 81 новая компания, а каждая восьмая из всемирно популярных игр была шведской (примеры: Minecraft и Candy Crush Saga).
Норвежская индустрия заработала в 2020 году 327 миллионов крон. Это примерно 32 миллиона евро — гораздо меньше, чем в Швеции, но и геймдев-компаний в стране фьордов тоже не так много. Все же Швеция — лидер индустрии в Скандинавии. Датский геймдев за тот же год сгенерировал доход в 2,6 миллиарда датских крон (338 миллионов евро), финский — 2,4 миллиарда евро, исландский — 85 миллионов долларов (около 82 миллионов евро). Во всех странах региона индустрия растет.
Геймдев-инфраструктура в регионе хорошо развита. Шведская экосистема Sweden Game Arena проводит образовательные ивенты и помогает начинающим разработчикам. В Дании действуют бизнес-инкубаторы Game Hub Denmark и Interactive Denmark, помогающие стартапам. В Исландии есть сообщество Game Makers Iceland, организующее джемы, просветительские мероприятия и нетворкинг. Nordic Game Community проводит конференции, помогает в поиске стажировок и работы, организовывает хакатоны и питчинги. Скандинавский геймдев хорошо интегрирован в глобальный. Свидетельство тому — сотрудничество с топовыми издателями.
Индустрию поддерживают государственные структуры, есть инструменты для привлечения инвестиций. Например, Nordic Game Ventures с офисами в Швеции и Финляндии вкладывается в геймдев-студии и высокотехнологичные стартапы, работающие в смежных сферах. Нет проблем и с получением профильного образования. Учебные программы предлагает Futuregames, Университет Скевде, Уппсальский университет и другие организации.
Разумеется, вышесказанное не означает, что Скандинавия — просто рай для разработчиков, в котором не нужно прилагать усилий для успеха. Да, возможностей много, но и среда конкурентная. За внимание инвесторов и паблишеров точно придется побороться.
Во что поиграть?
Vallheim
Атмосферный survival в скандинавском мифологическом антураже от шведской Iron Gate. Игроку предстоит выжить в Вальхейме, десятом мире викингов, который процедурно генерируется при каждом прохождении. Несмотря на нелинейность, здесь есть задания и сюжет. Вдохновлялись разработчики The Legend of Zelda: Breath of the Wild и The Elder Scrolls V: Skyrim. Игра в раннем доступе.
Battlefield 2042
Да, новая Battlefield оказалась неоднозначной. Dice не стали делать одиночную кампанию и с реализма переключились на более аркадный и насыщенный перестрелками стиль. Некоторые геймдизайнерские решения пользователи встретили без восторга. Однако с релиза прошло несколько месяцев, игра пережила несколько обновлений, а многие недочеты поправили.
Brothers: A Tale of Two Sons
Еще одна шведская игра, adventure от Starbreeze Studios, вышедшая в 2013 году. Главные герои — братья, отправившиеся в путь ко Древу Жизни для того, чтобы спасти больного отца. Важный элемент геймплея — взаимодействие мальчиков, каждым из которых управляет игрок (в кооперативном режиме игроки делят управление между собой). Пройти игру в гордом “одиночестве”, используя брата как пассивного спутника-помощника, не получится.
Draugen
Обратимся к плодам норвежского геймдева. Draugen — детективный квест от первого лица в декорациях норвежской же глубинки 1920-х годов. Натуралист из США вместе с напарницей расследует исчезновение своей сестры. Разработчики остроумно определили жанр игры как фьорд-нуар.
Earthlock
Яркая и красочная RPG от норвежской Snowcastle Games, первая из запланированных трех частей. Разработчики явно ориентировались на JRPG — об этом говорят мультяшная стилистика, пошаговая боевая система, головоломки и гринд. Пользователи Steam оценивают Earthlock положительно, отмечая “ламповость” и сходство со старыми-добрыми консольными RPG.
Deep Rock Galactic
Напоследок игра о космических гномах, созданная датской Ghost Ship Games. Это кооперативный шутер от первого лица, в котором нужно исследовать пещерные системы планеты Хоксес-4 и выполнять миссии: от добычи минералов до спасения оборудования. Ориентирована Deep Rock Galactic на взаимодействие между персонажами разных классов.
На этом наше путешествие в скандинавский геймдев завершено! Надеемся, было интересно, и вы узнали что-то новое. Конечно, рассказать обо всем в одном материале невозможно. Наша статья — это введение в мир игровой индустрии пяти северных стран. Яркий, разнообразный и развивающийся.
Источники:
1. Jolyn Moh. Swedish Gaming Industry: History. Ссылка: https://medium.com/swedish-app-scene/swedish-gaming-industry-history-aa813e7711d5
2. 10 facts about gaming in Sweden. Ссылка: https://sweden.se/work-business/business-in-sweden/10-facts-about-gaming-in-sweden
3. How Sweden conquered the gaming world. Ссылка: https://www.thelocal.se/20210312/analysis-how-sweden-conquered-the-gaming-world/
4. Craig Hewitt. Denmark’s Incredible Gaming Heritage. Ссылка: https://denmark.net/denmarks-incredible-gaming-heritage/
5. Danske spil. Ссылка: https://www.playright.dk/forum/emne/20993-danske-spil
6. Funcom — about us. Ссылка: https://www.funcom.com/about-us/
7. Gaming in Iceland. Ссылка: https://icelandictimes.com/gaming-in-iceland/
8. Our game has just begun. Ссылка: https://toolbox.finland.fi/business-innovation/the-game-industry/#:~:text=The%20first%2Dknown%20Finnish%20commercial,know%20it%20happened%20in%201995.
Подписывайтесь на официальный аккаунт Black Caviar Games на DTF, чтобы не пропустить новые интересные статьи! 😉
Мы так же есть в YouTube, VK, Telegram, Яндекс.Дзен и TikTok.