Гарри Гаррисон (1925—2012) — всемирно известный писатель-фантаст. За выходом в 1960 году его первого романа «Неукротимая планета» (Deathworld) последовала череда знаковых фантастических произведений: «Стальная Крыса», «Билл — Герой Галактики», «Подвиньтесь! Подвиньтесь!», трилогия «Эдема» и многих других.
Гаррисон не ограничивал себя какой-то одной тематикой. Его перу принадлежат как юмористические фантастические повести и романы, так и романы-катастрофы, работы в жанре альтернативной истории, социальной фантастики и др.
Гордон Диксон (1923—2001) — американский писатель-фантаст канадского происхождения. Автор знаменитого «Дорсайского цикла» (цикл «Чайлд») о войнах и солдатах будущего, начатого с романа «Дорсай!» (Dorsai!, 1959).
За свои произведения писатель удостоился множества наград, в том числе одной премии «Небьюла» и трёх премий «Хьюго».
Диксон сделал вклад и в жанр фэнтези — опубликованный в 1976 году роман «Дракон и Джордж» (The Dragon and the George) о приключениях историка Джеймса Эккерта в альтернативном XIV веке, положил начало серии романов, выходивших вплоть до смерти автора.
Сегодня мы поговорим о романе «Спасательная шлюпка» (Lifeboat, 1976; альтернативное название — Lifeship), написанном Гаррисоном и Диксоном в соавторстве.
Журнальная версия произведения выходила в Analog Science Fiction and Science Fact с февраля по апрель 1975 года.
«Работать, размножаться и умирать»
По пути к человеческой колонии Белбен на альбенаретском космическом лайнере происходит чудовищный взрыв. Бóльшая часть команды-инопланетян и пассажиров-людей погибает. Магнат (в другом переводе — «Эйдель») Джайлс Стальной Эшед, несколько людей работяг (арбайтов) и двое альбенаретцев успевают занять места в спасательной шлюпке.
Им предстоит долгое путешествие, во время которого Джайлс должен сделать всё возможное, чтобы противоречия между людьми, а также людьми и инопланетянами не приобрели реакционный характер.
Авторы обрисовывают необычный образ Земли будущего. Для противостояния перенаселению планеты и для более эффективного разделения труда человечество пришло к квазифеодальной, кастовой модели общественного строя.
Есть Магнаты (Эйдели) — высшее сословие, в руках которого сосредоточены бразды правления и перед которыми стоит долгосрочная миссия, долг по улучшению человечества и приведения его к светлому будущему.
Также есть трудяги (арбайты), поделённые на несколько подклассов. Людьми самого низкого сорта, презираемыми остальными трудягами, являются чернорабочие — генетически отредактированные быть физически сильными, покорными и глупыми работяги, со средней продолжительностью жизни в 35 лет.
Более высокое положение занимают различные профильные специалисты — инженеры, программисты, творческие работники и др. В каждой из этих групп профессиональные знания передаются по наследству.
Особняком стоят полицейские. На первый взгляд, такие же трудяги как и остальные, но наделённые особыми полномочиями, которыми они зачатую злоупотребляют.
Другой стороной в истории являются альбенаретцы — раса разумных инопланетян, встреченных людьми в космосе. Альбенаретское общество более однородно, чем человеческое и подчинено особой философии. С давних пор альбенаретцы являются космическими путешественниками, что, в свою очередь, стало продолжением их древних традиций и религиозных воззрений.
Все они подчинены Пути, некой миссии, выполняя которую они приносят пользу не себе лично, а своему виду в целом. Для альбенаретца делом чести, высшим благом является возможность погибнуть в космическом путешествии, то есть преодолеть финальный Поворот на Пути к Последним Вратам и стать единым со Вселенной.
В отличие от людей, которые способны путешествовать лишь внутри своей Солнечной системы, альбенаретцы одарённые астрогаторы, обладающие огромным опытом межзвёздных путешествий. На этой почве между человечеством и альбенаретцами сформировалось взаимовыгодное сотрудничество. Земля предоставляют инопланетянам ресурсы для строительства новых кораблей и двигателей, а те, в свою очередь, обеспечивают транспортировку людей между их планетарными колониями.
Несмотря на давнее сотрудничество, какие-либо культурные связи между двумя видами формируются только на дальних колониях, где они вынуждены жить вместе. В основной свой массе земляне настороженно относятся к альбенаретцам.
По ходу произведения Джайлсу предстоит разобраться в причинах аварии, выполнить возложенную на него миссию, по новому взглянуть на трудяг и приобщиться к их внутреннему миру, а также предпринять попытку сблизить, подружить две так непохожие культуры людей и альбенаретцев. Одни из которых осознали себя как вид и живут во имя общего блага, другие — максимально атомизированы и находятся в плену всё нарастающих внутренних противоречий.
Переводы
В 2022 году издательство АСТ в рамках серии «Фантастика: классика и современность» выпустило новое издание романа с переводом О. Колесникова.
Новый текст, озаглавленный «Спасательная шлюпка», против более хрестоматийного «Спасательного корабля» от трио переводчиков: Е. Малыхиной, Л. Ермаковой, И. Тогоевой, содержит в себе несколько новых находок.
Колесников добавил штрихи, связывающие будущее общество людей с нынешним. Эйдели (Aldelman в оригинале), стали Магнатами. Арбайты — трудягами. Главный герой из Стила стал Стальным, что подчёркивает для русскоговорящего читателя его отношение к роду наследственных корпоратов-металлургов.
В целом новый перевод стилистически и по качеству самого текста выполнен ничуть не хуже, а в чём-то даже и лучше, старого.
Но, к сожалению, чем дальше по тексту (данного издания) будет пробираться читатель, тем больше он будет замечать признаки отсутствия редактуры — досадные опечатки, тут и там лишние или отсутствующие местоимения или предлоги и, как следствие всего этого, минимум одна очень грубая ошибка перевода.
(Отрывок содержит спойлеры)
Оригинал:
Содержание скрыто
Показать
«Спасательная шлюпка» (АСТ, 2022; перевод О. Колесникова):
Содержание скрыто
Показать
«Спасательный корабль» (Полярис, 1993; перевод Е. Малыхиной, Л. Ермаковой, И. Тогоевой). Вариант, близкий по смыслу к оригиналу:
Содержание скрыто
Показать
Гаррисон и Диксон погружают в замкнутое пространство спасательной шлюпки представителей всех слоев общества придуманного ими мира. И лишь осознание важности жизни каждого присутствующего на борту, в независимости от происхождения или принадлежности к другому биологическому виду, станет для героев залогом выживания.
#гаррисон #диксон #спасательнаяшлюпка #спасательныйкорабль #фантастическиевыходные #scifiweekend.