Metroid Prime 2: Echoes. Свет или тьма – вот в чём вопрос

  • Разработчик: Retro Studios

  • Издатель: Nintendo

  • Жанр: FPAA (first-person action-adventure)

  • Дата выхода (GC): 15.11.2004 (NA), 26.11.2004 (EU)

  • Платформы: GameCube, Wii (в составе MPT или отдельным японским релизом), Wii U (eShop’овский цифровой релиз MPT)

  • Мультиплеер: присутствует как ненужный довесок, к счастью, никак не повлиявший на качество одиночного приключения

  • Похожие игры: Metroid Prime

Spoiler alert! Если не хотите узнать подробности истории, геймплейных новшеств и прочего, не читайте эту фанатскую отсебятину. Лучше поиграйте в MP2 сами.

Mission possible

Каков беспроигрышный рецепт удачного сиквела? Взять за основу концепцию оригинала, написать другой сюжет, добавить несколько новых геймплейных элементов и припудрить всё это новыми текстурами с бОльшим числом полигонов? Настолько примитивный план мог устроить кого угодно, но только не окрылённых заслуженным успехом техасцев из Retro Studios. Тривиальное «наращивание мускулов» не достойно их таланта, и было решено пойти на невозможное в реалиях сегодняшней индустрии – за два года разработки изменить буквально всё, ещё и успев присобачить к отменной одиночке лишний мультиплеер. Тренды, веяния, мать их…

The Saviour

Неутомимая Аран снова идёт на помощь. В беде морпехи Галактической Федерации, патрулировавшие отдалённый Dasha Region и ввязавшиеся в бой с кораблем пиратов близ орбиты планеты Aether. И тем, и другим, основательно потрёпанным в стычке, ничего не оставалось, как вынужденно приземлиться. Командование GF посылает Самус выяснить судьбу морпехов, но изначально провальная спасательная операция локального масштаба приобретёт масштаб планетарный, где на кону – существование миролюбивой разумной расы. И это не Чозо!

Коварная атмосфера Aether – далеко не самое страшное, что увидит здесь Аран. И неудачная жёсткая посадка до боли знакомого «нового» корабля героини и его незначительная поломка – не самое плохое, что могло случиться, благо продвинутые системы немедленно запустят процедуру «почини себя сам», и за него можно быть спокойным.

С первых же минут сиквел раскрывает главное и самое важное отличие от культового оригинала – атмосферу. MP хвастался каноничным и величественным духом, когда как у Echoes он мрачный, безнадёжный, гнетущий. И поэтому загодя нетрудно догадаться об участи морпехов. На пути к месту аварийной посадки патрульного корабля GFS Tyr Аран будет находить тела бойцов, пытавшихся обустроить оборонительные сооружения из снятых с корабля частей и из-за атмосферных помех безуспешно связаться с командованием GF, прочтёт личные записи, проливающие свет на последние часы их жизни, увидит таинственно погибшую местную фауну, а в командном центре, развернутом аккурат возле улья здешних насекомоподобных Splinters, обладающих коллективным разумом, поймет, что такое «жизнь после смерти на Aether»: только что мёртвые воины, внезапно зараженные неизвестной «инфекцией», поднимаются в попытках убить героиню. Но самое необъяснимое поджидает её впереди – Dark Samus, фазонозаряжённое нечто, напоминающее её тёмного антипода. Прошедшие MP на 100% видели ролик после титров, предзнаменующий её зарождение. Самус осмеливается прыгнуть за ней в портал, за которым – местный аналог ада, откуда чудом выберется. Попутно лишится некоторых способностей, фактически позволив Dark Samus позже наградить ими особо отличившихся приспешников. В конце концов возле самого корабля из предсмертной видеозаписи выясняется незавидная печальная судьба воинов: молниеносная осада кровожадных тёмных тварей завершилась страшной неравной бойней.

Столп истории сиквела – не только противостояние света и тьмы, добра и зла, Aether и Dark Aether, но и немой антагонизм вездесущей Dark Samus и самой Аран. Последняя, движимая, видимо, желанием отомстить за морпехов и искоренить свою тёмную сущность, попутно встретит одного из немногих выживших представителей разумной расы Luminoth – U-Mos, последнего хранителя своей народа и немыслимого Great Temple, который поведает о давнем катаклизме, схожем на тот, что произошёл на Tallon IV. Однако здешний не просто заразил планету фазоном (его здесь значительно меньше, чем в оригинале), он ещё и «расколол» её, сделав двуликой и породив параллельное измерение. Всё бы ничего, но тёмный близнец, Dark Aether, не намерен был существовать обособленно: кровожадные существа, прозванные Ing, что означает по-люминотски «terror», начали выползать из открывшихся порталов и нападать на идиллическую Aether, заражать и извращать любые формы жизни, превращая их в Darklings, но самое страшное – перекачивать и воровать бесценную энергию из Energy Controllers, что для планеты могло вылиться в катастрофу из-за энергетической нестабильности. Так зародился великий конфликт, в котором добродушные и технологически продвинутые «ушастики», живущие не одну сотню лет, знакомые с Chozo и на протяжении долгих эпох скитавшиеся по космосу, но наконец выбравшие своим домом некогда райскую Aether, на протяжении десятилетий сдерживали орды Ing, безуспешно пытаясь очистить планету и вынашивая план по штурму вражеского Sky Temple, где находится главный запас ворованной энергии. Но не суждено: почти все храбро пали, оставшаяся малая часть пребывает в стазисе в храме в надежде на спасение, а хранитель в отчаянии умоляет только что прибывшую Аран спасти планету, перекачав энергию со всех тёмных Energy Controllers, тем самым уничтожив Dark Aether и дав шанс миру восстановиться. Самус, судя по всему, поняла, что раз всё равно искать тёмного близнеца и мстить за морпехов, можно и планету, и её милых разумных обитателей заодно спасти. Но не ждите лёгкой прогулки: на протяжении всего приключения палки в колеса будут вставлять дикий животный и растительный мир Aether, чудеса инженерии люминотов, восставшие против своих создателей, наглые пираты, имеющие свои планы на Aether, ужасные Ing и порабощённые ими приспешники – Darklings и, конечно же, Dark Samus, положившая ненасытный взгляд на «перспективный» тёмный мир, не гнушающаяся пакостить тем же пиратам и, видимо, не брезгующая стать королевой самих Ing. Короче говоря, очередные 20-25 часов подлинного кайфа ждут вас.

Beautiful greyness

Вспоминая незабываемые красоты оригинала, сложно было ожидать от сиквела какого-то графического рывка. Куда лучше-то! Но Retro не была бы собой, если бы не припасла козыри и на подобный случай: казалось бы, движок тот же, но игра воспринимается по-иному, обособленно от оригинала – всё благодаря новым текстурам, новым эффектам, обновлённому дизайну тех же пиратов и некоторых уже знакомых противников. MP2 – идеальный пример сиквела, не просто эксплуатирующего наработки оригинала, а предстающего в своём особом, отличительном обличье. Даже внешность героини подверглась кардинальному изменению, и не определиться, в какой игре она ближе к канону. В оригинале внешность Самус естественная, человеческая, живая, даже обаятельная. Она настолько впала в душу своей простотой и искренностью, что влюбила в себя сразу. В сиквеле – более вызывающая, где-то даже искусственная. Во всяком случае, обе внешности Самус в дилогии прекрасны, в отличие от спорной в MP3.

И пусть некогда процветающая и плодородная Aether по причине страшного катаклизма и былой войны сейчас представляет собой преимущественно пустоши и болота, она не является блеклым соперником помпезно-безупречной Tallon IV. Локации и пейзажи всё так же грандиозны, разнообразны и скрупулёзны – вот истинный почерк Retro. Побывав в неспокойных Temple Grounds, являющихся последним пристанищем для погибших морпехов и подступами к величественному и священному Great Temple, и найдя в последнем Energy Transfer Module, необходимый для сбора и передачи энергии с тёмного мира, Аран отправится в бесплодные, но манящие Agon Wastes, где пираты успели значительно обустроиться, снова экспериментируя с таллонскими метроидами и в безуспешных попытках предпринимая экспедиционные вылазки в Dark Aether, углубится в запутанное Torvus Bog, ныне болотистую местность вечных ливней с богатой экосистемой, где чудеса архитектуры и технологий люминотов постепенно поглощаются природой, и доберётся до конечного пункта – грандиозной Sanctuary Fortress, представляющей вершину их технологического и инженерного гения. Здешние вездесущие механоиды давно потеряли контроль: некоторые просто скитаются сами по себе, большинство же служит Ing. Особняком стоит упомянуть угрюмо-мрачную безысходность Dark Aether, кислотно-ядовитая атмосфера которой убивает что угодно за секунды. Сложно описать здешнюю дискомфортную обстановку, которая кому-то покажется серой и противной, но задумка и была показать место, где плодятся ужасные твари, – примитивное, угрюмое, коварное, фатальное. Здесь собраны все ужасы вселенной, и глуп тот, кто предпримет попытку его присвоить. Эх, пираты, вам бы этого ума прибавить, и наступил бы мир в галактике!

За то, как здесь зарождаются и выглядят порталы, можно аплодировать стоя. Это надо видеть: стоит зарядить портал соответствующей энергией – и начинает зарождаться преломляющаяся сфера, почти идеальная. Как всегда радуют глаз новые спецэффекты забрала, вроде ослепления ярким светом, заляпывания его мерзостью Ing и пр. Блин, да даже обычные огонь и дым здесь выглядят феноменально, наглядно демонстрируя, как умело разработчики используют ресурсы UE2.

Kenji’s standard

Признаться, поначалу может показаться, что саундтрек Echoes не столь запоминающийся, как предыдущая гениальная работа прославленного японца. Это не совсем так. Другая игра – другой и саундтрек. Да, монотонные и неуютные темы Dark Aether не каждому придутся по вкусу, хотя хорошо подходят отталкивающему и враждебному окружению, но без них нельзя было обойтись. И Ямомото не был бы собой, если бы не творил чудеса: «сплагиатил» отдельные свои же шедевры из SM, не появившиеся в MP, прекрасно их переделав, и умудрился сотворить множество новых культовых вещей: мощнейшие Title и Menu Themes, трепетно-внушающую Temple Grounds Main Theme, успокаивающе-романтичную Torvus Bog Main Theme, ностальгически прекрасные Torvus Bog Subterranean Theme и Multiplayer Theme 1 – Hunters и многие другие.

Общее звуковое оформление точно соответствует сменившемуся настрою истории – стало таким же мрачным и неуютным. Вам не обязательно видеть местный ад, уже его эмбиент даст понять: кто бы сюда не залез – он обречен. Здесь присутствует очень много дискомфортных звуков: один лишь вой Hunter Ing пугает сильнее, чем многие хвалёные хорроры, и многие твари здесь издают неестественные ужасные вопли. Жаль, так и не получилось затестить Dolby Pro Logic II.

Split planetarity

Геймплейная формула «исследование мира + платформинг + бои = истинное удовольствие» здравствует и в сиквеле. Чертовски верным решением было сделать ставку на концепцию раскола «light vs dark», максимально отдалившись от оригинала, и сделать совершенно отличную от Tallon IV в плане левел-дизайна планету. Echoes – просто другая, поэтому очень сложно проводить параллели с оригиналом.

Поначалу Dark Aether будет фактически недоступной для исследования, и только давно расставленные доблестными люминотами жизненно важные кристаллы и маяки не позволят героине погибнуть. Позже героиня облачится в Dark Suit, значительно ослабляющий воздействие губительной атмосферы, ну а ближе к финалу U-Mos создаст героине Light Suit, ультимативный костюм, идеальный для дотошного изучения и обыска Dark Aether.

Сканирование стало чуть интуитивнее благодаря новому методу анализа объектов и противника: сейчас Scan Visor анализирует их изображение целиком, а не с помощью метки, поэтому захват цели происходит быстрее, да и пропустить что-то важное сейчас сложнее, чем в оригинале. Combat Visor претерпел только косметические изменения HUD, оставаясь дико красивым и удобным. Два новых визира наглядно демонстрируют усилия Retro сделать сиквел максимально непохожим на оригинал. Новенький Dark Visor заметит то, что не видно в видимом спектре или в результате пространственно-временных чудачеств. Иными словами, крайне удобная штука в битвах с опаснейшими тёмными тварями и в нахождении скрытых объектов, присутствующих в другом измерении. Наконец, Echo Visor визуализирует звуковые колебания и тем самым находит то, что не увидеть, а только услышать: с его помощью, например, можно открыть звуковые и «мелодичные» Echo Gates и снимать блокировку механизмов, связанных звуковыми «узами».

Качественный лор действительно придавал MP уникальности. И в сиквеле он так же неповторим. Истории морпехов, пиратов и люминотов очень интересны, читать их и понимать – одно удовольствие. Совершенно новый огромный уникальный бестиарий изумляет: разработчики не просто взяли свои наработки из оригинала, а сотворили десятки новых видов, подробно описав и показав каждый из них в 3D-виде в журнале, а не в виде сканов из MP1. Бестиарий Aether преимущественно состоит из насекомоподобных, членистоногих и пресмыкающихся, хотя в той же Sanctuary Fortress доминируют только былые творения люминотов – различные механоиды. Dark Aether же кишит кошмарными Ing.

Боссы – отдельный разговор. Стражи Dark Temples, за которыми находятся враждебные Energy Controllers, создавались с одной целью – внушить трепет. Монструозный и многоликий Amorbis попытается смять Самус о землю и засосать её в своё чрево, за что и поплатится, хитрая и противная Chykka поначалу кажется ленивой занудой в форме личинки, но стоит её поторопить с помощью Power Beam – и сформируется похожая на стрекозу взрослая форма, которая затем искупается в «целительной» кислоте, заразившись «тёмной болезнью», попутно меняя формы и досаждая тем самым Аран, гигантский четырёхногий механоид Quadraxis поначалу покажется непобедимым, но у всего есть слабые места: в конце концов убить Самус постарается независимый головной командный модуль, однако Morph Ball завершит существование развращённой машины, некогда гордости Sanctuary Fortress. Как и в MP, встретится и уйма псевдобоссов (Sub-Guardians), у каждого из которых при себе будет украденная у Аран способность – тёмная Самус неким образом сумела раздарить их особо отличившимся Ing. Упырь Boost Guardian, присвоивший ускорение для шара, гарантированно повеселит вас на сложности Hard.

Вечный Power Beam, верные ракеты и культово-ядерный Power Bomb – весь арсенал, оставшийся от приключений на Tallon IV. Остальное – ранее невиданное. Практически одновременно Самус обзаведётся Dark Beam и Light Beam, главными инструментами истребления врага: выплёвывающий тёмно-фиолетовые сгустки луч хорош против живности Aether и пиратов, светлый же, разящий ярчайшим светом, – против Ing и Darklings. С помощью их же можно зарядить или уничтожить кристаллы и маяки люминотов. Заряд Annihilator Beam включает в себя равные порции светлой и темной энергий, и главная его особенность заключается в том, что, выстрелив по кристаллу или маяку, находящиеся поблизости твари будут нестись на губительную для них полусферу света. Крайне эффективная вещь.

Ликуйте, фанаты SM, ибо Screw Attack возвращается! Сразу стоит оговориться, что с её помощью нельзя будет перемещаться по вертикали, зато можно преодолевать огромные расстояния по горизонтали, разить врагов и уклоняться от их атак. Производной от неё способностью является Wall Jump: Самус отскакивает от напротив расположенных специальных вертикальных стен, взбираясь тем самым на верх. В общем, доза ностальгического счастья обеспечена.

Dark beauty

Сделайте опрос «Лучший сиквел всех времен» на любом игровом сайте. Там в вариантах, естественно, будут Diablo 2, Half-Life 2, Mass Effect 2 и прочие мастодонты. И там, я более чем уверен, не будет MP2. Но вся фигня в том, что она больше всех заслуживает данного титула: большая, действительно оригинальная, даже слишком атмосферная, с кучей новшеств, не паразитирующая на концепции оригинала, а дающая своё уникальное игровое видение. Это всё такой же штучный продукт, которых по пальцам даже одной руки не пересчитаешь.

Metroid Prime 2: Echoes, как неогранённый до совершенства алмаз, имеет незначительные огрехи в дизайне и не столь запоминающийся в целом саундтрек. Но положа руку на сердце, понимаю – придирки. Ведь Ямамото выложился на 99%, подстраиваясь под изменившуюся атмосферу, а дизайн тёмного мира внушает, несмотря на его присущую серость и обреченность. Это выдающийся сиквел лучшей игры всех времён, и его невозможно не любить. Однако планка, заданная оригиналом, фактически недосягаема, и ввиду даже ничтожных минусов сиквел не может получить высший балл.

Pros:

  • Впечатляющая картинка
  • Внушительный звук и очередная высококачественная работа Ямамото
  • Аддиктивный геймплей
  • Удачный двуликий сеттинг и атмосфера
  • Новые крутые способности, арсенал, бестиарий и пр.
  • Монструозный лор

Cons:

  • Мелочные придирки к левел-дизайну
  • “Тёмный” саундтрек придётся по душе не всем

9.8/10

P.S. Я никогда не мог понять двух вещей касательно Праймов: 1) почему японцам они так и не зашли и 2) как, блин, Retro успела сделать дилогию. Смотришь на срок разработки MP2 и офигеваешь. Как можно было за два года создать игру такого масштаба, отполированную, без багов/глюков и прочего? Как за полтора года (!!!) можно было создать MP1, перезапустив разработку чуть ли не с нуля? На E3 2001 (17-19 мая) показывали же трейлер с кадрами раннего неудачного билда, а вышла она 17.11.2002 в NA. Блин, как?

P.P.S. Ноябрь 2004-го. Не надо никому напоминать, какая игра вышла в тот месяц того года. И не надо напоминать, какая титаническая шутерная битва шла в том году. Мне интересно, какая собака укусила того, кто назначал дату релиза MP2. Я, конечно, понимаю, что хотели выпустить в месяц выхода оригинала, но… За день до релиза HL2??? Результат печален: общие продажи сиквела просели более чем в два раза.

 

Источник

Читайте также