Казуальный и сумбурный обзор Mechwarrior 5: Mercenaries — пятой части серии про очень больших человекообразных роботов. Игра, которая получилась настолько плохо, что может быть даже хорошо.
Я ничего не знал ни о вселенной Battletech, ни о серии MechWarrior, когда впервые запускал MW5: Mercenaries. Это потом я прочитал, что вселенная, в которой происходит действие игры, развивается аж с 80 годов, и в ней есть не только компьютерные игры, но и настолки, ролёвки, ККИ и даже рассказы и мультики. И что MW5 вышла спустя аж 6 лет после предыдущей игры серии — не номерной MW Online — и при этом, вроде, частично унаследовала ассеты последней и должна была исправить её ошибки и поправить репутацию в глазах фанатов.
А сперва я просто увидел в геймпассе интересную картинку и название — всё вместе явно намекало на то, что в игре будут ОБЧР, мультики про которых я любил ещё в сопливом детстве. Скудная инфа на страничке Xbox Store отторжения не вызвала, поэтому игра была заблаговременно установлена. И вот, когда выдалось свободное время, я с головой окунулся в мир боевых мехов… и тут же вынырнул, отплёвываясь.
Первое, чем встречает игра случайно зашедшего неофита вроде меня — обучение при старте кампании. Тут бросается в глаза вызывающе устаревшая графика. Слухи про использование ассетов от MW Online образца 2013 года, вероятно, правдивы — и, кажется, создателям всё же стоило бы их обновить. Другая проблема туториала — странное управление мехом, как будто плывущим сквозь тугой кисель от одного чекпойнта до другого. Отстреливание висящих в воздухе болванчиков удовольствия не добавляет.
Едва не забросив скучное и малоинформативное обучение, я с трудом добрался до вступительного синематика, знакомящего с завязкой сюжета. Отряд бравых мехов «Кавалерия Ника» попал в засаду: паника, стрельба, беготня, убили отца ГГ, надо отомстить… бессмысленный и беспощадный набор скверно оформленных клише, и всё это, вроде, даже не на движке, а в каком-то неимоверно пожатом и вырвиглазно тёмном видео — графика в ролике показалась мне ещё хуже, чем в самой игре. Я не графодрочер, но здесь, правда, всё очень плохо.
Тут я забросил игру, и на минутку вернулся в неё через какое-то время — хотелось всё-таки сыграть хоть один настоящий бой с мехами, прежде чем удалить к чертям. Меня ждал сюрприз — реальный бой не очень похож на унылое обучение. Секрет в разных настройках движения — в отличие от туториала в основной игре мех двигается без необходимости удержания стика, который регулирует только скорость (это поведение можно менять перключателем в меню крестовины). Ну и драки с мехами интереснее, чем стрельба по висящим мишеням.
В целом, на мой скромный вкус бои скорее удались, чем нет. Управление мехом интересное, даёт почувствовать, что ты за рулём громадной машины. Особое спасибо за раздельное прицеливание торса и рук — торс поворачивается медленнее, и часто оружия смотрят в разные стороны. Требует привыкания, но добавляет условного «реализма». Игра максимально непохожа на шутер, к моему счастью — шутеры я не люблю. Тут важнее тактическая составляющая: двигаясь неспешно и непрерывно, нужно в удачный момент (когда охладится очередная группа орудий, например) оказаться с правильной стороны от врага, избегая попаданий и подгадывая выгодный момент для выстрела. Но заядлым игрокам в шутеры такая механика, наверное, покажется тиром для инвалидов.
Графика всё так же плоха, но в бою на это, конечно, перестаёшь обращать внимание. Тем более за счёт освещения и разнообразных карт иногда удаётся увидеть симпатичные ракурсы, становится даже жалко, что на консоли нет фотомода. Карты отличаются только темой — пустыня, снег, лес, побережье, степь, вулканы — и погодными условиями. Радует полная разрушаемость всего, и неожиданные мелкие детали в городах — то машина, припаркованная у дома, то брошенный кран. Жаль, что карты неживые, крушить и давить получится только постройки и технику. Если бы по ним бегали в ужасе человечки, возрастной рейтинг взлетел бы до самых взрослых отметок, но и играть было бы наверняка зрелищней.
Мы управляем взводом, в который можно взять до 4 бойцов. Контролируем мы только ГГ, остальные плетутся за ним, к месту или не к месту постреливая и служа пушечным мясом. Им можно отдавать команды «атаковать», «сгруппироваться» или «двигаться к точке», и на этом, увы, всё. ИИ удручает, причём союзникам как-то удаётся драться даже хуже противников, управляемых тем же самым ИИ. Ужаснее всего миссии по защите — неуклюжие, как слоны в посудной лавке, напарники умудряются разгромить в защищаемом пункте не меньше, чем враги. Наверное, в коопе с реальными людьми сражаться интереснее, но мне попробовать не довелось.
Между миссиями мы путешествуем по необъятной (реально большой) карте известного звездного пространства, занятой противоборствующими фракциями. Фракции и временной период как-то вписаны в лор, но мне, понятно, от этого ни жарко, ни холодно. Находясь на станции около какой-нибудь звезды, мы можем поторговать, поремонтироваться, нанять пилотов в свой отряд, получить задание или отправиться к другой звезде. Во время этих интермиссий можно передвигаться по своему кораблю, походить по ангару, где ремонтируются мехи. Масштаб передан отлично, но часто бродить на своих двоих не придётся — все вопросы, кроме сюжетных диалогов, решаются, не покидая экран станции. Порадовала строка с новостями — они реагируют на действия игрока и отражают изменения этого воображаемого мира, со сводкой последних светских и политических событий, а также рекламой новых мехов и вооружений.
Основное время между боями тратится на настройку своего отряда. Моделей мехов действительно много, причем у каждого есть ещё разные модификации и «геройская» версия. Мехи добываются в бою или покупаются, после чего их можно обвешивать разным вооружением (у которого, к слову, тоже бывает несколько версий). Мне понравилось такое неспешное ковыряние в экранах настройки (которые здесь именуют «лабораторией»), подстраивание под себя оружия и подбор такой комбинации, которая уложится в максимально допустимый вес оборудования, который может нести этот мех.
Благодаря такому разнообразию в игре формируется отчетливая и довольно интересная прогрессия. Невзирая на большое количество похожих друг на друга боев, они неплохо разбавляются кастомизацией, и почти после каждого боя появляется повод зайти в мехлаб и поставить какую-нибудь более продвинутую пушку или выбрать более тяжёлый мех. Вдобавок надо продумывать свой маршрут по карте и выбираемые миссии — от нашего местонахождения и отношений с хозяевами местного участка космоса зависят и потенциальные награды, и цена ремонта и покупок в местных магазинах. В общем, микроменеджмент получился тоже вполне достойный.
Баги есть, но практически не влияют на игру. То предмет не подбирается, то сообщение не к месту, то дополнительную награду не засчитают. Несколько раз игра вылетала, но благодаря автосохранению прогресс не пострадал. Что действительно ужасно — так это локализация. Переводили либо в Google.translate, либо просто не вчитываясь и не вдумываясь. Наш взвод наёмников постоянно именуется «копьём» (и прочие ошибки в стиле «охладите траханье»), часть названий оборудования и настроек в принципе не переведена, наш агент, суровый мистер Спирс, частенько говорит о себе в женском роде, а Райана иногда становится Раяной.
Разработчики игру, судя по всему, всё ещё активно поддерживают. Во всяком случае, я застал сначала патч, меняющий поведение починки мехов, а затем и хотфикс, исправляющий ошибку патча. Раньше сломанные детали приходилось заменять вручную, теперь же нужные детали автоматически устанавливаются взамен сломанных из вашего инвентаря. Патч сломал систему оснащения (нельзя было за раз установить две детали одного вида), и хотфикс выпустили уже на следующий день.
Губят игру не устаревшая графика и тем более не малозаметные баги, а банальное однообразие. Несколько раз за последнее время встречал в околоигровых статьях и коментах слово «репетативный» — калька с англ. repetitive — повторяющийся, однообразный. Это слово как нельзя лучше подходит данной игре. Однообразие раскрывается, конечно, не сразу — поначалу захватывает обилие мехов, билдов и динамичная прогрессия. Но прогрессия прогрессией, а в основе своей это всё-таки игра про сражения мехов — и они, увы, надоедают. Различные ландшафты и погода не спасают карты от ощущения одинаковости; типов заданий немного, и они мало отличаются друг от друга. Брифинги начинают повторяться уже через десяток миссий, и не помогают даже забавные мелочи вроде комментариев от своих и вражеских пилотов и диспетчеров по радио (эфир здесь общий, и периодически мы слышим яростные крики вроде «Они растоптали мой амбар! Сволочи!»). А уж если не зацепили интермиссии с настройкой меха — то игра наскучит совсем быстро.
Причем назвать это гриндом в строгом смысле слова, пожалуй, можно только если кому-то действительно всерьез захочется узнать, кто же убил отца несчастного ГГ и какая же судьба ждёт бравую кавалерию дальше. И даже в этом случае гораздо проще отправиться в соответствующую статью на вики, где удивительно много места отведено подробному пересказу всего сюжета. А по игре и не скажешь, что его там так много. Если же не углубляться в перипетии судьбы ГГ, то в игре как будто и нет гринда или гринд-воллов — просто сама игра это и есть гринд.