Фэнтези для любителей исторических романов

Авторы, чьи фэнтезийные циклы близки по духу историческим книгам

Мы часто пишем о том, как авторы жанра фэнтези исследуют границы собственного воображения, создавая все более причудливые и оригинальные миры. Но немало есть писателей, которые при работе над фэнтези опираются на реальную историю. В их книгах, как в исторических романах, акцент часто делается на политику, интриги и войны. Такие произведения вполне могут прийтись по душе не только любителям непосредственно фэнтези, но и поклонникам исторических романов. И вот — несколько тому примеров.

Тэд Уильямс

Тэд Уильямс своим творчеством проложил путь от «толкиновской» традиции фэнтези к его более современному воплощению: серьезному, мрачному и неоднозначному. Это было только начало пути, но он уделил много внимания внутренним конфликтам и интригам, а также постарался лишить персонажей резкого деления на черное и белое. С другой стороны, как и Толкин, он с большим вниманием отнесся к построению мира и населяющих его народов.

Здесь Уильямсу и приходит на помощь земная история, так как Светлый Ард заселили переосмысленные писателем кельты, германские народы и кочевые племена. Автор опирался на средневековую литературу, а также создавал фольклор и мифологию своего мира с отсылками к реальным верованиям. Тут стоит отметить, что Уильямс — признанный мастер работы с масштабными книгами, поэтому на их страницах хватает место подробному рассказу о мироустройстве, который всегда органично вплетен в повествование. Пожалуй, происходящее в его книгах по духу можно сравнить с «Песнью о Нибелунгах» — немного магии и пророчеств, много текста и драмы.

Именно трилогия «Память, Скорбь и Терн» вдохновила Мартина на работу над «Песней Льда и Пламени», показав потенциал, скрытый в жанре фэнтези. Сам Уильямс, впрочем, не ограничивал себя каким-то одним направлением, работая и с фантастикой, и с городским фэнтези, и, в конце концов, с жуткими историями про разумных котов, а также занимался написанием сценариев для кино, телевидения и комиксов. Но именно книги о Светлом Арде во многом стали «визитной карточкой» писателя, обеспечив ему статус живого классика. Теперь, много лет спустя, автор работает над продолжением истории, которая принесла ему известность.

Джордж Р. Р. Мартин

Прославленный Джордж Мартин, главный убийца любимых всеми персонажей, долго был среди тех писателей, кто обходил фэнтези стороной. Он уважал труд Профессора Толкина, но в остальном смотрел на жанр свысока, пока получал степень магистра по журналистике и работал сценаристом, редактором и продюсером. А потом, как мы уже говорили, Уильямс выпустил «Орден Манускрипта», и угол зрения Мартина немного сместился. И теперь мы живем в мире, который буквально сошел с ума по «Игре Престолов».

В 2011 году журнал Time включил Джорджа Мартина в свой список самых влиятельных людей в мире. Вот она, магия жанра фэнтези! Сюжет, который изначально казался просто переосмыслением Войны Алой и Белой розы, существенно разросся за годы. Впрочем, даже расширяя мир «Песни Льда и Пламени», Мартин щедро черпает прототипы из реальной истории. Культура отдельных народов заимствуется автором со вкусом и журналистской дотошностью, дополняя картину живого и многогранного мира.

Его книги похожи на рыцарские романы настолько же, насколько оригинальные версии сказок Братьев Гримм похожи на те смягченные версии, что нам читали в детстве. Но в итоге проделанной Мартином работы Вестерос и Эссос ощущаются настолько реальными, что иногда сложно вспоминать о том, что их не существует. Ведь история этого мира уходит корнями вглубь, и то, что разворачивается на наших глазах — только верхушка айсберга. Это очень интересное и редкое для поклонников жанра фэнтези ощущение, что сюжет, происходящий на наших глазах — лишь один отрезок чего-то большего, что в целом не уступало по масштабу нынешним страстям. И это не одно знаковое событие вроде «той самой войны на заре времен», а множество союзов, предательств и восстаний, которые сплетаются в один тугой клубок.

Адам Пшехшта

Адам Пшехшта — польский автор, который специализируется на жанре альтернативной истории. По большей части его библиографию составляют военно-приключенческие боевики о работе спецслужб. Действие его романов происходит в реальности, во многом приближенной к нашей, и имевшие место исторические конфликты играют в них большую роль, но сюжет дополняют элементы сверхъестественного.

Такой выбор направления творчества не удивителен, если принять во внимание, что у Пшехшты докторская степень по истории. Его книги — не просто фантазия на ту или иную тему, для их создания писатель пользуется обширным багажом знаний на интересующую его тему. Трилогия Materia Prima рассказывает о начале XX века, но в ее мире ход истории изменило появление зон, где творится всевозможная чертовщина, и алхимии.

Детективная составляющая, присутствующая в «Адепте», и атмосфера эпохи, роднит творчество Пшехшты с романами Бориса Акунина, а развеивание мифов вокруг отдельных фигур, облеченных властью, может напомнить работы Валентина Пикуля. Кроме того, у книг Пшехшты превосходная динамика, повествование буквально «не отпускает» читателей.

Основное действие происходит в Варшаве, где, как и в других крупных городах мира, появились загадочные аномальные зоны, анклавы, которые являются чем-то вроде прорыва потустороннего мира. Главные герои — молодой польский алхимик и офицер русской царской гвардии — исследуют магические секреты, которые хранит это измерение, и оказываются в эпицентре интриг. Демоны из анклавов — не единственная угроза, потому что какие-то люди уже решили использовать их в собственных целях.

Вера Камша

Вера Камша — русская писательница, блестяще объединяющая в своих работах фэнтези и историю. Первый цикл ее авторства, «Хроники Арции», начинался как одна из множества историй про эпическое спасение некого мира в духе средневековья с эльфами. Однако в третьем романе серии — «Кровь заката» — действие переносится на 600 лет вперед, и в нем начинают отчетливо просматриваться очертания Войны Алой и Белой розы. Так, прообразом Александра Тагэре является Ричард III. Очарованная историей, Вера Камша сама говорила о том, что изначально хотела работать в жанре альтернативной истории, но потом решила воссоздать ее в Арции, где у «Ричарда» появился шанс на победу, тогда как в реальном мире он был обречен, если бы не поступился своими идеалами.

Другой известный цикл писательницы, «Отблески Этерны», происходит в новом мире, напоминающем по уровню развития Европу XVI-XVII веков. Это приключенческое и военное фэнтези со множеством интриг, которым, пожалуй, могут насладиться поклонники творчества Дюма или Сенкевича. Здесь уже, впрочем, нет столь явных параллелей с историей, как в «Хроники Арции». Придворные интриги, реалистичное описание поединков и сражений, колоритные герои и авантюрный накал — все это позволяет по праву назвать Камшу одним из лучших русскоязычных авторов фэнтези.

Исторические отсылки, которыми пронизано творчество Камши, имеют две отличительных черты: они довольно изящные, но в то же время узнаваемы. Это не заимствование, а именно стилизация, рассуждение на тему того, что автору искренне интересно. Писательница относится к своему материалу бережно, что в сочетании с лихо закрученным сюжетом представляет собой настоящий клад для читателей, которым хочется «чего-то в духе классики, но нового и увлекательного» и кто любит надолго погружаться в фэнтезийные миры.

Кстати, недавно началась работа над сериалом по «Отблескам Этерны», которые весьма кинематографичны и имеют отличные шансы стать прорывом для отечественных экранизацией фэнтези.

Джо Аберкромби

Очень мрачное и в то же время не лишенное юмора, динамичные книги авторства Аберкромби стали одними из ярчайших образцов темного фэнтези. Напряженные батальные сцены, много крови и жести, все герои в той или иной мере негодяи… А теперь добавьте к этому динамичный сюжет и искрометное чувство юмора автора. Клад для тех, кто не может дождаться «Ветров зимы». Или для тех, кому слог Мартина вообще кажется слишком тяжеловесным.

Сейчас у автора выходит трилогия «Эпоха безумия», которая посвящена идее о том, как в мир темного фэнтези приходит прогресс. Это история о стремительно нагрянувшей индустриальной эпохе с банковскими махинациями и восстаниями рабочего класса против общественной элиты. Такой яркий, насыщенный и непостоянный срез времени, в духе Диккенса или «Отверженных» Гюго, но большинство героев — сильные мира сего. Впрочем, временами от этого не легче. Ну, и буквально тридцать лет назад большинство проблем решалось мечом в живот, что тоже накладывает свой отпечаток.

Аберкромби ловит переломный момент истории и выдумывает воплощение сюжета настолько проникновенное и бессердечное, как может только он. Не зря писатель изучал психологию в университете Манчестера. Это помогает как создавать сложные характеры персонажей, так и превосходно играть на нервах читателя. В общем, если вам хочется необычного фэнтези и грохота сотрясающих мир до основания перемен а-ля XIX век — стоит обратить внимание на «Эпоху безумия».

 

Источник

Читайте также