На большом экране фильмы о гонках гость не редкий. Ежегодно выходит по картине из франшизы «Форсаж», по большей части превратившейся из кино про автомобили в безбашенные комедии, пренебрегающие законами физики и считающиеся лишь с брутальностью лысин каждого из героев.
Что, конечно, и не плохо. «Форсаж» является вполне достойным примером умения относиться к самому себе с юмором и самоиронией. Он занял нишу спинномозговых боевиков, способных собирать миллиарды на желании людей в пренебрежительно простых, но главное, крутых и очень качественно сделанных зрелищах. B комфортно, к слову, себя там чувствует.
Однако в погоне за сборами фильмы франшизы растеряли весь гоночный дух, заменив его на взрывы и экшен. Они перестали передавать ощущение участия в наряжённых гоночных заездах, как и перестали придавать большое значение самим автомобилям.
Также выходили такие картины, как «Смертельная гонка», «Овердрайв», «Need for Speed: Жажда скорости» и многие, многие другие, что тоже обращались к подобной тематике, создавая видимость массовости «гоночного» кино.
Но во всём обилии картин о гонках и автомобилях, на деле, фильмов о настоящем автоспорте, трассах и людях, живущих этим оказывается преступно мало. Из ближайших ориентиров на ум приходит только лента Рона Ховарда с очень точным и лаконичным названием «Гонка». Или фильмы «Сенна» и «Макларен», если говорить о документальном кино. К счастью сейчас появилась возможность пополнить этот скромный список ещё одним наименованием.
«Ford против Ferrari» — биографическая драма Джеймса Мэнголда, основанная на книге американского писателя и сценариста Э. Дж. Байма «Гоните изо всех сил: Форд, Феррари и их сражение за скорость и славу в Ле-Мане». Из названия ленты, и тем более из названия книги очевидно, что фильм рассказывает историю противостояния гоночных команд «Форда» и «Феррари» за первенство в 24-часовой гонке Ле-Манн.
Повествование ведётся от лица бывшего гонщика и автомобильного конструктора Кэрола Шелби (Мэтт Деймон) и его друга, также гоночного пилота британца Кена Майлза (Кристиан Бейл). Они получают задание создать совершенно с нуля новый автомобиль на базе «Форда», способный наконец превзойти несокрушимые автомобили команды Энцо Феррари.
Жанр биографической драмы, особенно в рамках спортивного соперничества, это всегда отличная возможность рассказать увлекательную историю. И Мэнголд воспользовался этой возможностью сполна.
С самых первых кадров режиссёр осознанно не пытается «изобретать велосипед» и идти вразрез с привычной формулой рассказа подобных историй. Наоборот, он максимально просто подходит к повествованию, во главе угла ставя исключительно работу с мелочами, которые делают фильм живым, формируя художественные образы и заставляя мир по ту сторону кадра работать также слаженно, как это делают цилиндры в двигателе внутреннего сгорания.
Ещё до того, как фильм начинается, зритель уже предполагает, чем он должен закончиться. И это работает картине только на пользу. Хотя и в этом случае, у Мэнголда припрятано несколько удивительных моментов и не самых ожидаемых поворотов в рукаве. В особенности, если Вы не знакомы с реальной историей.
До похода в кино лучше вообще не обращаться к историческим событиям, чтобы не испортить себе впечатление серьёзными спойлерами. Вдобавок, уже после просмотра углубиться в тему, почитав ту же статью на «Википедии» или что посерьёзнее, будет в разы приятнее.
Лента целиком и полностью пропитана гоночным настроением. Спортивные машины, рёв мотора, треки, соревнования, автомеханики, пилоты – всё на экране создаёт ощущение автомобильной феерии, праздника нахождения за рулём. Мэнголд очень точно понимает с каким материалом работает, а поэтому любое появление в кадре машины, разговоры о них и тем более гонки показаны с нескрываемой любовью и самоотдачей в процессе создания.
Режиссёр идеально смог передать динамику движения, драйв от опережения соперника на трассе, ощущение скорости и мощи, каждый раз заставляя вжиматься в кресло во время гоночных сцен. Гонки – это то, как минимум ради чего стоит смотреть картину на большом экране.
Помимо этого, фильм поднимает множество казалось бы самых обыденных, но очень жизненных и безусловно важных проблем. Потому что для самого Джеймса Мэнголда в первую очередь важна не столько гонка как таковая, сколько люди, стоящие за ней. Люди, входящие в крутой поворот на скорости 200 кмч, сидя за рулём спортивного болида.
В этой ленте Мэнголд рассуждает о настоящей мужской дружбе, важности принципа, о силе духа, твёрдости характера, решительности и предприимчивости. А главное – он говорит о том, как важно быть преданным делу, которое любишь.
Конечно, иногда создаётся впечатление, что некоторые моменты в сценарии писались «на скорую руку» или были просто недоработаны. Иначе я не могу объяснить даже где-то комичные сцены с линейным монтажом, в которых герой Кристиана Бейла по-ребячески указывает на проблемы с машиной, «о которых он говорил», слушая радиотрансляцию одной из гонок.
Да и мотивация к некоторым действиям главных персонажей порой подаётся беспринципно и совершенно неприкрыто в лоб. Но в целом основной конфликт, как и многие второстепенные перипетии сюжета прописаны очень грамотно.
Говоря о Кристиане Бейле. Его дуэт с Мэттом Деймоном – это просто находка. Максимально точное попадание в образы со стороны обоих актёров. В какой-то степени Бейл даже слегка затмевает Деймона своим исполнением. Оно и не удивительно, учитывая с какой самоотдачей Бейл подходит к каждой из своих ролей.
Актёры второго плана, если и не идентичны своим прообразам, то с ролями справляются отлично. Разве, что Джон Бернтал играет скорее Джона Бернтала, а не Ли Якокку. Но подобное происходит у него почти в каждой роли, особенно, если обращать внимание на глаза. Это даже не столько минус, сколько обычное наблюдение.
Как уже говорилось ранее, снят фильм на невероятном уровне. От гоночных сцен захватывает дух, а общие планы переливаются красотой освещения и завораживающими пейзажами природного рельефа. Закаты играют красочной палитрой согревающих цветов, ни одна важная деталь не уходит из виду. За всё это хочется сказать спасибо оператору с удивительным именем – Фидону Папамайклу.
«Ford против Ferrari» — фильм об американской мечте. Это, правда, очень американское кино. В нём корпоративные интересы преобладают над здравым смыслом, а все инновации идут из желания больше заработать или уделать кого-то по личным счетам.
Однако это не мешает фильму быть смешным и даже иронизировать над подобными обстоятельствами. Ведь несмотря на то, что на афише указано слово: «Драма», в действительности перед нами предстаёт очень душевная и тёплая комедия, способная после просмотра оставить исключительно положительные эмоции.
Этому фильму есть что сказать. Есть что показать. Также, как и развеселить, он способен вызвать ощущение приятной грусти. А самое важное то, что он заставляет задуматься над многими общечеловеческими вопросами, перед тем, как каждый из нас сможет, закрыв глаза, раствориться в умиротворяющем звуке работающего двигателя своего автомобиля.
Здесь герой остаётся героем, даже если этого никто не замечает, потому что главная гонка в нашей жизни – это всегда гонка с самим собой.