Разработчик: Remedy Entertainment
Платформа: PC
Дата выхода: апрель 2016
Время прохождения: 12 часов
Вслед за визуально устаревшей Commandos 3 я решил взяться за более технологически-продвинутый проект. Как раз такой в моей 15-часовой категории оказалась игра финских разработчиков про машину времени. Я специально откладывал игру до прохождения Alan Wake, чтобы ярче наблюдать постепенную эволюцию контента и быть в курсе метавселенной, которую Сэм Лейк постепенно создаёт. Посмотрим, что из себя представляет их история о машине времени.
Джек Джойс приезжает в Риверпорт по приглашению своего старого приятеля Пола Сайрина и находит того в здании Университета, где совсем недавно прошла студенческая акция протеста. Оказывается, Пол Сайрин построил и разместил в здании университета рабочую машину времени, а студенты протестовали из-за того, что корпорация «Монарх» планирует уничтожить одно из исторических зданий университета.Следом выясняется ещё один факт — саму машину времени придумал и собрал брат Джойса Уилл, но следом произошло нечто, вынудившее Уилла уйти в тень и заняться чем-то другим. Джек уже давно не общался с братом, а у Пола был подлый план выманить Уилла из укрытия через брата.
Джек, встретившись с Полом Сайрином, помогает ему в запуске машины времени и оказывается вовлечён в цепь безумных событий, целью которых станет спасение мира от грядущего временного катаклизма. Из-за запуска машины времени произошёл разлом, ставший причиной возникающих тут и там «зависаний». Частота и длительность «зависаний» с каждым днём увеличивается, и скоро весь мир остановится — это и есть конец времени, который Джек Джойс должен остановить.
Сказать, что сюжет игры замороченный, значит открыто посмеяться в лицо. Хитросплетения судеб главных героев оказываются завязаны в такой тугой и плотный комок, что поначалу даже сложно представить с какой стороны к нему подступиться. Игра буквально стартует где-то в середине истории и игроку приходится буквально навёрстывать «пропущенные» моменты. Дело в том, что нельзя просто так взять и рассказать историю про путешествие во времени — всегда есть прошлое, настоящее и будущее. В кинематографе продолжительное время превалировал последовательный рассказ с демонстрацией «что было» и «что стало». Смотался в прошлое, украл спортивный альманах, бац — вернулся в новую временную линию. Снова смотался в прошлое, вернул альманах, бац — вернулся в привычную реальность. Сейчас создатели предпочитают альтернативный подход — когда зрителю сразу показывают то, что происходит уже с учётом изменений, которые уже произошли. Сложно? Да! Интересно? Ещё бы! Все в выигрыше, главное самому не запутаться, и выбрать правильную отправную точку. Так и здесь — создатели стартуют со сцены в Университете, но походу выясняется, что события происходят уже много лет, а мы вместе с Джеком Джойсом становимся новым задействованным в историю лицом с активной сюжетной позицией. Это, кстати, ключевое отличие игры от любого фильма со схожей темой — здесь у нас есть аватар, способный активно влиять на происходящее. Да, в рамках сюжетной колеи, но всё же.
При этом если следить за каждым отдельным персонажем, игра раскрывается полнее и логичнее, хотя уследить за общей сюжетной линией всё равно сложновато. Хотя разработчики постарались упростить задачу, получилось не очень. Сюжет равномерно размазан по стильным кат-сценам с участием задействованных актёров, внутриигровых диалогам, многочисленным электронным письмам на разных устройствах, и дополнительному сериалу.
Cериал примечателен тем, что встроен прямо в игру. Причём, интересно то, что сериал меняется в зависимости от игровых решений игрока. Выглядит это забавно — час играешь в игру за Джека Джойса, затем наступает этап с названием «Развилка», где игроку предстоит управлять Полом Сайрином и выбрать один из двух вариантов действия. Вслед за развилкой игра начинает стримить полчаса отдельно снятого сериала, в котором учитывается принятое решение. Подобный подход можно даже назвать уникальным — ведь это не сериал, повторяющий события игры или рассказывающий альтернативную историю в той же вселенной. Сериал именно дополняет игру и показывает другую точку зрения на те же события. Результат, конечно, потрясающий — уровень вовлечений в историю подскакивает до космических масштабов.Однако качество самого сериала довольно спорное. С одной стороны — тут чёткое следование единому визуальному стилю и неплохой набор задействованных актёров, среди которых Шон Эшмор (Айсмен из «Людей Икс»), Эйдан Гиллен (Мизинец из «Игры Престолов»), Лэнс Реддик («Прослушка», «Джон Уик») и Доминик Монаган (хоббит Мерри из «Властелина Колец»). Все они заметно стараются, лишь изредка переигрывая. А с другой стороны — деревянный сюжет и плоские диалоги без глубокого драматизма, сочетающиеся с ускользающей логикой. Герои часто тупят, меняют коней на переправе и вообще ведут себя странно — ну или создателям просто не удалось выдать достаточно мотивационной информации для каждого персонажа, что тоже можно считать режиссёрским промахом. Тем не менее, на эффекте уникальности подход выезжает более чем полностью.
Игровой процесс мало отличается от других игр финской студии, разве что жути стало значительно меньше, по сравнению с их прошлой игрой «Alan Wake». Здесь у нас насыщенные деталями складские помещения сменяются модными офисными пространствами, но коридорная суть остаётся неизменной. Мы продвигаемся по сюжету из точки А в точку Б, осматривая пространство на предмет улик — записки, электронные письма, блокноты, плакаты и рисунки на стенах могут дать дополнительную информацию, служащую ключом к пониманию происходящего. Если пронестись вихрем по уровню, есть риск упустить пару ключевых деталей, так что торопиться тут лучше не стоит. Очередное замкнутое пространство становится ареной для перестрелки. Главный герой способен таскать с собой три единицы оружия, между которыми можно свободно переключаться, а в качестве бонуса — целая россыпь хроноспособностей. Все навыки связаны со манипуляциями со временем, поэтому имеют приставку «хроно». Хроноуворот мгновенно перемещает героя на несколько метров в сторону, хроноускорение позволяет бегать в замедленном пространстве, хронозаморозка создаёт пузырь, внутри которого время застывает, хроновзрыв заменяет обычные гранаты, хронозрение упрощает поиск врагов и важных предметов, а хронощит ненадолго защищает от урона. Все способности поддаются прокачке — для этого по уровням требуется запрятанные светящиеся частицы – хрононы, за которые способности увеличиваются в длительности, радиусе и мощности. Тут главное – не заржать, когда презентуют очередную хронофигню, а то порой их хроноколичество на квадратный хроносантиметр хронометража превышает разумные хронопределы!
Перестрелки получились короткие, но насыщенные. Враги по ходу сюжета обрастают бронёй и со временем требуют особого подхода — пристрелить всех с наскока не получится. Приходится задействовать весь имеющийся арсенал, что позволяет создавать любопытные ситуации. Здоровья мало, врагов много, поэтому приходится думать тактически и активно маневрировать по уровню, пробуя разные тактики. Под конец разработчики разродились битвой с боссом, которая, мягко говоря, меня вымотала – мало того, что главгад бъёт смертельным увеличивающимся пузырём по площади, так ещё и вокруг носится ватага солдат, которых надо успевать уничтожать. Сам же босс становится уязвим для атак короткий промежуток времени, в который тоже желательно втиснуться.
Если предыдущую игру Remedy — Alan Wake — я намеренно проходил на клавиатуре, потому что так было проще реагировать на пугающее пространство городка БрайтФолс. Здесь я с абсолютным комфортом переключился на геймпад. С геймпада и персонаж удобнее управляется, и все нужные способности и разбросаны по кнопкам клавиатуры.
Что мгновенно бросается в глаза, так это возросший масштаб кинематографичности. Игра почти размывает грань между кино и видеоигрой, причём не только в кат-сценах, но и в игровом процессе. Анимация персонажей невероятно плавная и учитывает множество факторов окружающего пространства. Давно не было так приятно в игре просто ходить и рассматривать всё вокруг.
Quantum Break стала для меня игрой, которая наглядно продемонстрировала моральное устаревание моей компьютерной конфигурации. Я вынужденно переключился на средние настройки графики, угрюмо морщился на отсутствие продвинутого сглаживания и тщательно подбирал настройки яркости, которые неожиданно стали решающими в общем восприятии. В открытых пространствах с большим количеством врагов я страдал от падающего до критических значений FPS, но продолжал продвигаться вперёд. Игра всё-таки красивая и требовательная, а мой компьютер далёк от топовых конфигураций. Ситуация, кстати, улучшилась, когда друг поделился со мной освободившимися у него плашками памяти. Увеличив объём оперативки с 8 до 32 Гб я заметил, что тормозов в игре значительно поубавилось — видимо игра стала больше данных закидывать с диска в оперативку, что поспособствовало уменьшению тормозов.
Надо сказать, что даже сквозь нестабильную частоту кадров отлично разглядывается эффектные стилистические решения игры. Когда ходишь в «зависании», а под тобой волнами расходится расслаивающееся пространство, челюсть отвисает. Интересно, что тот же стиль используется и в сериале, поэтому воспринимаешь всё произведение разом как единое целое.
Игра у меня была в 15-часовой категории, хотя по факту прошёл я её за 12 часов. В это же время включается просмотр шести получасовых серий встроенного сериала. По окончании прохождения у меня даже возникла мысль перепройти игру с английской аудиодорожкой и другими опциями выбора в местных «Развилках», однако я вскоре отогнал эту мысль от себя подальше — разница в выборе редко бывает кардинальной (из исключений вспоминается Detroit: Become Human и Ведьмак 2: Убийца королей), а локализацию я счёл достаточно адекватной, чтобы не заморачиваться со сравнением. Может быть когда-нибудь я осилю свой бэклог (благо что там осталось «всего-то» 64 позиции) и может быть возьмусь за перепрохождение понравившихся тайтлов. Кроме того, может быть я и компьютер обновлю, чтобы не было мучительно больно при падении фреймрейта.
«Quantum Break» можно считать интересным экспериментом на стыке видеоигры и телевизионного сериала. Интригующий сюжет про машину времени с временными петлями и окнами возможностей заставляют следить за происходящим до самого финала. Игровой процесс прост в освоении, но местами способен создавать напряжённые ситуации. В них нет жути предыдущей игры Remedy «Alan Wake» поэтому играть значительно комфортнее. Игра отлично себя чувствует спустя шесть лет после релиза, так что пропускать такое развлечение не рекомендую.