«Без надежды. Без свидетелей. Без награды».
1 июня вышел финальный эпизод 10 сезона «Доктора Кто». Это последний сезон для Стивена Моффата («Шерлок») как шоураннера и Питера Капальди в роли Доктора. Дальше — рождественский спецвыпуск, ну а потом — чёрт знает.
За сериал возьмётся Крис Чибнелл, автор мрачного сериала «Бродчёрч», а кто будет играть знаменитого повелителя времени дальше — неизвестно.
Но пока что не будем заглядывать в будущее, лучше поговорим о прошлом. Всё-таки эпоха ушла.
В материале есть спойлеры.
«Там, где есть слезы, есть надежда»
Десятый сезон называют «мягким перезапуском» не просто так: предыдущие события Моффат оставляет в прошлом, вводит новую спутницу — Билл, которую играет очень талантливая актриса Пёрл Маки.
Билл задаёт много вопросов, ну а Доктор честно на них отвечает: в 10 сезоне есть обязательный минимум данных, чтобы новичку было комфортно смотреть. Безумная во всех смысла история с Кларой из прошлых сезонов забыта: туда ей и дорога.
Этим сезоном Стивен Моффат словно прибирается за собой. Исправляет всё, что натворил. Делает так, чтобы Чибнеллу было где развернуться, подготавливает почву и возвращает всё на свои места.
Десятый сезон шоу вышел очень разрозненным: я ждал, что хотя бы часть сюжетных арок найдёт своё отражение в финале, но на него повлиял только во многом неудачный первый эпизод, и всё. В сезоне не было масштабных событий, не было серьёзных конфликтов, не было важных для вселенной идей и концепций за исключением финальных серий.
Была в мире «Доктора Кто» такая раса — Тишина. Они обитали среди людей, но никто о них не знал. Стоило только потерять Тишину из виду, как воспоминания о них сразу улетучивались, как будто и не было. Ирония в том, что с тех пор, как Доктор победил Тишину, больше о них никто не вспоминал.
Вот и эпоха Моффата, кажется, не останется в памяти надолго. Я смотрю сериал с перезапуска в 2005-м, но помню в основном работы предыдущего шоураннера — Рессела Т. Дэвиса, который занимался сериалом до 2010 года. Да, многие яркие эпизоды для него написал Стивен Моффат: «Пустой ребёнок», «Тишина в библиотеке», «Не моргай». Но Дэвис ставил во главу угла концепции удивительных миров, и именно этим сериал запоминался.
Но сейчас, когда всё уже почти закончилось, становится очевидно — Моффат не сделал сериал хуже, он сделал его совершенно иным, сместил акценты. Последние эпизоды сезона подчёркивают то, что было самым важным в его «Докторе» — эмоции. А эмоции быстро выветриваются из головы.
Финальный конфликт, честно говоря, выдался несколько пресным — вновь киберлюди, вновь практически полное отсутствие логики, да и масштаба в истории не хватает.
Всё дело в смещённом акценте. В сериал возвращается лучший друг и злейший враг Мастер, да ещё и сразу в двух ипостасях — женщина Мисси из настоящего и Мастер в исполнении Джона Симма из прошлого. Мастер искренне ненавидит Доктора, а Мисси — проявляет симпатию, исправляется. Моффат показывает, что даже такое омерзительное существо как Мастер, который раньше не глядя уничтожал целые миры, может испытывать сострадание.
На отношениях Доктора и Мастера ставится особый акцент. Нечто подобное Моффат провернул в «Шерлоке», но здесь он идёт дальше. Доктор в открытую сообщает, что когда-то был влюблён в своего друга, ставшего затем врагом. Повелители времени — самая цивилизованная раса во Вселенной, которая давно преодолела гендерные условности и стереотипы. Так Доктор говорит Билл, которая в первой же серии открывает зрителю свою гомосексуальность.
Стивен Моффат, по сути, сделал из Доктора супергероя. «Обожаю, когда меня окружают. Ведь все смотрят только на меня» — говорит он в финальной серии. И наконец-то приходит осознание: авторы разводили пафос на протяжении многих сезонов для того, чтобы показать простую вещь. Огромное самомнение Доктора — это иллюзия, которая направлена против его врагов. Напускная гордыня служит только сохранению жизни во вселенной.
Глядя в глаза Мастеру, Доктор рассыпается в объяснениях и пытается склонить его на свою сторону. И этот монолог целиком характеризует Доктора-супергероя, каким его видит Моффат.
Но, в конечном счёте, Моффат избавляется ото всех: убивает Мисси, отправляет Билл скитаться по вселенной. А потом показывает флэшбек с предыдущими спутниками Доктора после перезапуска 2005 года и вводит в сюжет самого первого повелителя времени, с которого началось вообще всё. Убирает следы своего влияния на «Доктора Кто» и показывает то, что было до него, оставляя лишь пару ненавязчивых «крючков», не более.
Я не люблю Моффата по многим причинам. Но финал меняет многое. И теперь я почему-то хочу, чтобы его творчество не постигла участь Тишины. Хочу, чтобы все эти истории остались в памяти. «Без надежды. Без свидетелей. Без награды» — как говорит Доктор.
Как никогда жду Рождества.
Источник: DTF