Когда нужно двигаться вперёд, забыв о ностальгии.
Final Fantasy VII Remake поначалу кажется образцовым ремейком. Она, конечно, позволяет себе некоторые вольности по отношению к оригиналу, но ничего критичного, что кардинально меняло бы сюжет. Расширенные сцены смотрятся органично, старые и новые диалоги интересно слушать (спасибо адекватному переводу с японского, которого так не хватало оригиналу), а больше экранного времени у знакомых героев позволяет лучше проникнуться ими. В общем, замечательный ремейк, призванный рассказать ставшую уже классикой историю новым игрокам.
Более того, в Square Enix не забыли о фансервисе и обширном наследии Compilation of Final Fantasy VII — медиафраншизы, в которую входят книги, аниме, видеоигры и анимационные фильмы во вселенной седьмой «Финалки» (сама она, правда, официально её частью не считается). Баррет временами напевает каноничную Fanfare, а по ходу прохождения игрок столкнётся с Лесли и Кирйи из книги The Kids are Alright.
Кажется, Square Enix попыталась угодить в равной степени и новичкам, и фанатам. И, что самое удивительное, у неё это отлично вышло. Final Fantasy VII Remake ощущается одновременно и до боли знакомо, и невероятно свежо. Даже привычные механики тут переработали так, чтобы они легко узнавались, но требовали какого-никакого освоения даже теми, кто вдоль и поперёк исходил оригинал.
В ремейке минимум «отсебятины», но новая сюжетная линия всё же есть. Она робко даёт о себе знать практически в самом начале игры, постепенно становится всё более значимой и ближе к финалу выходит на первый план, затмевая собой знакомую историю, а заодно демонстрируя истинную сущность Final Fantasy VII Remake.
Вскоре после того, как Клауд впервые попадает в трущобы, ожидая оплаты от Баррета и его товарищей, на героев совершают нападение загадочные существа, похожие на дементоров из «Гарри Поттера». Они не представляют серьёзной угрозы и скорее просто мешают персонажам, поэтому Клауд и его друзья, чуть поразмышляв, кто же это всё-таки такие, благополучно забывают о «призраках» и сосредотачиваются на более насущных вещах. А если это не беспокоит главных героев, то почему должно волновать игрока?
Сущности, над полосками HP которых поначалу красуется надпись «Mysterious Spectre», появляются в дальнейшем, а их мотивы вызывают всё больше вопросов: они то помогают протагонистам, то, напротив, мешают им. Вот Клауд и Аэрис удирают от Рено и солдат «Шинры» по церкви. Цветочница срывается и падает с верхнего яруса, но Спектр успевает подхватить её и вернуть на место. В другой сцене герои обнаруживают лабораторию «Шинры» под трущобами, однако «дементоры» не дают им в неё зайти.
Ещё есть эпизод, который просочился в сеть до официального релиза и вызвал недовольство фанатов. В нём главный злодей, Сефирот, протыкает Баррета своим мечом, а через некоторое время того оживляет призрак. Без контекста это действительно выглядит странно, смешно и в некотором роде даже кощунственно (если вы, конечно, почитаете оригинальную Final Fantasy VII как нечто святое).
Позднее выясняется, что эти сущности, на самом деле называются Whispers. Они пришли то ли из альтернативной вселенной, то ли из будущего, а их цель — всеми силами сохранить свою реальность, не дав героям повлиять на неё своими действиями. Разумеется, в финале ремейка Клауд, Тифа, Баррет, Аэрис и Ред XIII расправляются с ними, тем самым становясь хозяевами своей судьбы и развязывая сценаристам руки.
Это значит, что Аэрис, возможно, больше не умрёт, Сефирот не обрушит на Гайю метеорит. Биггс, судя по финальному ролику, жив. Зак, может быть — тоже. А при живом Заке вся драма Клауда из оригинальной игры не имеет смысла.
Такое отношение к канону способно вызывать гнев у некоторых фанатов — особенно у тех, кто лично не прошёл ремейк, не увидел как сценаристы подводят к разрушению привычных устоев.
А это разумнее испытать самому. Удивительное мастерство и решительность авторов, естественно, тронут лишь тех, кто лично был свидетелем всего пути, который прошли герои.
Whispers могут восприниматься как этакий «бог из машины» и, отчасти, так оно и есть. Внезапная сюжетная линия, которая совсем не вяжется с тем, что мы знали о мире Final Fantasy VII и, при этом, переворачивающая его с ног на голову — в любой другой ситуации такое сценарное решение можно было бы назвать дурным тоном. Однако на деле она поднимает вопрос о целесообразности ремейка седьмой «Финалки» как такового.
Положа руку на сердце, вы действительно хотели ещё раз пережить всё ту же историю? Опять оборонять Форт Кондор, таскать чёрную материю, распределять роли в суицидальной миссии, наблюдать за смертью Аэрис, не в силах что-либо изменить? Главные герои игры боролись с судьбой и своим прошлым. Те же герои в ремейке занимаются тем же самым, но теперь они борются ещё и с прошлым игроков, с их судьбой.
Square Enix неоднократно подчёркивала, что Final Fantasy VII Remake — это лишь первый эпизод. Мы все были готовы к тому, что ждёт нас в будущем. Ветераны не боялись спойлеров, а новички, которые давно хотели приобщиться к классике, потирали руки. С финальной главой ремейка изменилась не только судьба Клауда, Аэрис и остальных, но и наша с вами. Мы не знаем, что будет дальше, и это предвкушение неизвестного — гораздо ценнее ностальгических переживаний.
В конце концов, разработчики могли попросту без лишних заморочек увести сюжет ремейка в другом направлении, отличном от канона. Да, это вызвало бы море негодования, но недовольство слышно и сейчас. История с «Висперами» — это не только повод развязать сценаристам руки в дальнейшем, но и способ показать игрокам, что прошлое нужно отпускать.
Вряд ли они появятся в будущих эпизодах, ведь в первую очередь таинственные сущности, следящие за правильным ходом судьбы — это метанарративный инструмент, который призван побуждать к действию не героев игры, а игрока. С его помощью авторы ремейка будто общаются с Final Fantasy VII, связывают их в единую вселенную.
Ремейк не отменяет события оригинала, но дополняет Compilation of Final Fantasy VII, ведь, получается, что теперь у нас есть две параллельных временных линии. О том, что происходит в одной, мы знаем практически всё, а другая пока покрыта тайной, которую нам ещё предстоит раскрыть.
И не стоит ругать Тэцуя Номуру и остальных разработчиков за якобы «уничтоженное детство», как это часто происходит, когда ремейки отходят от оригинала. Final Fantasy VII Remake — это не замена классической JRPG, а новая история в этой вселенной, к которой игрока подвели невероятно изобретательным образом. И в этой связи подзаголовок Remake выглядит особенно насмешливо, а вопросы о том, почему в названии нет приписки «Эпизод 1» отпадают сами собой.
Можно было бы возразить, мол, если Square Enix так хотела выпустить очередной спин-офф седьмой части, то почему попросту не сделала его? И, да, бренд Final Fantasy VII по-прежнему силён и ещё одну игру в этой вселенной, бесспорно, всё равно покупали бы. Но тут ценен сам акт разрушения старого. Ведь по факту разработчики никого не обманули — перед нами действительно ремейк первой четверти оригинальной «семёрки». Нужно только выкинуть самый финал.
Но концовка — это самое ценное, что есть в игре. Без неё весь ремейк не имел бы смысла. Зачем браться за переделку одной из самых влиятельных игр в истории, ведь как бы хорошо не вышло, оригинал переплюнуть не удастся? Square Enix избрала другой путь и остроумно воспользовалась многолетним наследием Final Fantasy. А заодно выпустила, пожалуй, лучшую игру серии со времён Crystal Bearers.