Жанр сай-фая в кино сейчас переживает как будто бы период застоя. Те фильмы и сериалы, что появляются, чаще повторяют (если не дублируют) идеи, объявленные еще в начале столетия. Это может быть связано с тем, что человеческий страх перед научным прогрессом не изменился, и людей волнуют те же вопросы, что и раньше: коварный ИИ, таинственные жители других планет, монстры из глубин и последствия дерзких экспериментов. А возможно, сейчас просто не то время, когда стоит размышлять о перспективах будущего: когда рушится мир настоящего, людям свойственно все чаще обращаться за ответами к прошлому.
В конце сентября выходит сай-фай проект Гарета Эдвардса «Создатель» про борьбу с разбушевавшимся искусственным интеллектом. Получилось ли режиссеру избежать жанровых сюжетных шаблонов и снять что-то интересное — скоро узнаем. А пока вспомним, что хорошего уже сняли в этом жанре.
Подборка составлялась трудами и умами двух авторов, которые ведут профильные каналы в TG. Женя специализируется на русском кино и любит про него рассказывать вкусно и интересно. Я больше по зарубежному, о котором тоже стараюсь делиться мнением.
Конечно же, этот список не исчерпывающий. Помимо разделения на зарубежный и отечественный сай-фай, мы поделили фильмы на подкатегории по тематике: космос, зомби, инопланетяне и монстры из глубины.
О космосе
Планета бурь (1961)
В 1961 вышел игровой фильм «Планета бурь» о путешествии на Венеру. На планету отправляется первая советская космическая экспедиция из трех кораблей. При подходе к Венере один из кораблей гибнет. Экипажи двух других, среди которых находятся иностранец и робот «железный Джон», благополучно совершают посадку.
Интересна самая история создания фильма. Извержение венерианского вулкана Павел Клушанцев «слепил» из теста на студии «Леннаучфильм», а зарубежные журналисты считали, что режиссёр снимал настоящие ракеты на настоящем космодроме.
Когда во времена перестройки Джордж Лукас приехал в Москву, он, кроме прочего, попросил познакомить его с Павлом Клушанцевым. Режиссер сказал, что это мастер фильмов о космосе, «крёстный отец» цикла «Звёздные войны». Более того, американцев настолько поразила «Планета бурь», что они устроили её нелегальный прокат дважды под разными названиями — «Путешествие на доисторическую планету» и «Путешествие на планету доисторических женщин». Для второй версии даже были сделаны досъёмки с красивыми амазонками.
Интерстеллар (2014)
По мнению одного из авторов этой подборки, ни один список научной фантастики в кино не может обойтись без «Интерстеллара» Кристофера Нолана. Как минимум за его усилия создать не просто красивый и глубокий фильм о людях и космосе, но и максимально достоверный с точки зрения науки. На съемки часто приглашают консультантов, чтобы помогать обуздать дьявола в деталях, но в случае с Ноланом он не просто спрашивал совета у физика-теоретика Кипа Торна, но и изучил его научные работы, чтобы самому проникнуться тонкостями космической материи.
Изначально фильм должен был снимать Стивен Спилберг, который видел главным героем Уилла Смита. Но когда в 2012 году режиссер покинул проект, его место занял Нолан по протекции своего брата Джонатана, с которым он и написал сценарий. А вместо Смита бороздить космос и тосковать по дочурке в лице Джессики Честейн пришлось Мэттью МакКонахи. Не буду перечислять весь золотой каст фильма, пальцы устанут, но отмечу, что не только актеры тут были сокровищем. Неземные саундтреки написал Ханс Циммер, за что номинировался на «Оскар», а автором визуального восторга стал оператор Хойте Ван Хойтема. С последним Нолан так сдружился, что потом снял «Довод» и новоиспеченного «Оппенгеймера». Можно много писать о невероятной картинке «Интерстеллара», которая гипнотизирует своей красотой, и во многом это заслуга визуальных эффектов — за которые у фильма как раз «Оскар».
«Интерстеллар» — кино про всех нас: про тех, кто родился не в том месте и не в то время, про безнадежных романтиков и неисправимых прагматиков, про мир на грани, который может спасти только любовь и вера человека в человека, про одиночество и страх потерять близких, про тоску по дому, про невозможность быть в двух местах одновременно, из-за чего разрывается сердце. А еще эта лента про долг и ответственность не только перед собой и теми, кого ты любишь, но и перед будущим. Те крючки, которые закидывает Нолан в «Интерстелларе» — о ценностях и приоритетах в обществе через N-количество лет, о втором доме и играх в бога, о «потерянном поколении» — с каждым годом в них чувствуется все больше горькой правды, чем светлой надежды. Это не пророчество, но предупреждение.
«Космическая одиссея 2001 года» сознательно была не вписана в подборку.
О монстрах из глубин
Спутник (2020)
СССР, 1983 год. На Землю возвращается космический аппарат, но от людей скрывают, что из двух космонавтов живым можно считать только одного. Что произошло на борту, остается загадкой, но факты указывают на то, что космонавты столкнулись с новой формой жизни. И выживший вернулся не совсем один. На засекреченную военную базу, где космонавт Константин Вешняков содержится под строгим контролем и наблюдением, привозят нейрофизиолога Татьяну Климову, чтобы она оценила его состояние.
Качественно снятая камерная фантастическая драма о человечности. Здесь нет деления на плохих и хороших, на трусов и героев. Здесь есть люди со своими слабостями, страхами, пороками. Обычные люди, которые оказались в атмосфере фантастики. И как бы не старались сравнить этот фильм с «Чужим» или похожими на него картинами, фильм не про то, как кучка людей в страхе пытается спастись от жуткой инородной зверюги. Фильм про то, как поведет себя человек, столкнувшись с крайне нетривиальной и ужасающей ситуацией.
Спустя такое долгое время внимание американских кинодеятелей снова привлек наш мир фантастики. В задумке был ремейк, а также номинации на многие кинопремии.
Нечто (1982)
«Доверяй, но проверяй» — гласит известная поговорка. А в случае с фильмами Джона Карпентера так и напрашивается фраза «лучше и вовсе не доверяй». Самый концентрат этой идеи режиссер заложил в своем «Нечто» — ремейке фильма 1951 года «Нечто из других миров» Кристиана Найби. Причем Карпентер не столько вдохновлялся оригиналом, сколько литературным источником — повестью Джона В. Кэмпбелла мл. «Кто идет?», которая в далеком детстве произвела на него сильное впечатление.
«Нечто» стал вторым совместным проектом молодого Курта Рассела и Карпентера, которые только что выпустили «Побег из Нью-Йорка». В одном фильме Курт шеголял в кожаной одежде, а в другом — уже укутавшись в куртки и шапки. Но никакое утепление не спасало актеров и съемочную команду от регулярной простуды: Карпентер специально понижал температуру на площадке, что аж пар шел изо рта. Притом что снаружи павильона была жара в 40 градусов, от которой чуть ли не плавился асфальт Лос-Анджелеса.
Все перечисленное — лишь малая часть заслуживающих внимания фактов о «Нечто», которое с треском провалилось в прокате из-за конкуренции с семейным «Инопланетянином» Спилберга. Зрителям хотелось больше добра, а не растерзанных собачек, бегающей оторванной головы и крипового монстра, вылезающего на манер Чужого из человека (аниматроника и спецэффекты впечатляют даже спустя 41 лет). Даже саундтрек от Эннио Морриконе не заставил их проникнуться фильмом. И только много лет спустя, после выхода на VHS, хоррор станет культовым, а люди начнут бесконечно обсуждать многочисленные тайны, заложенные в фильме.
«Чужой» сознательно не был вписан в подборку.
О зомби и не только
Параграф 78. Фильм второй (2007)
Хочется выделить именно второй фильм в этой дилогии. Первая часть в большей степени закольцована на выяснении отношений, ссорах и разных подобных вещах, непонятных для фильма подобного жанра.
А вот со второй части, уже получив хорошую дозу вируса, герои попадают в ловушку. Спецназовцы должны решить, кто выживет на затерянной базе. Полтора часа мы наблюдаем, как герои, заигравшись в бога, решают судьбы друг друга. Игра в кошки-мышки переходит на новый уровень, где ставка «жизнь». Какие-то дуэли смотрятся захватывающими, а над какими-то сердца разрывает на мелкие осколки.
Война миров Z (2013)
Теории о биолабораториях, где ставят опыты над людьми — были, есть и, наверно, будут популярны всегда. По крайней мере пока есть те, кто верят в эксперименты типа «зарази вирусом половину континента». Об этом были «Обитель зла», «Заражение», «28 дней спустя», «Я — легенда», «Планета страха» — перечислять можно долго. И казалось бы, в этой области уже мало чем можно удивить. И «Война миров Z» подтверждает эту мысль, но при этом ее все равно есть за что любить.
Мир снова погряз в ходячих трупах, которые, не жалея своих зубов, раздирают мимопроходящих людей на кусочки (но таких сцен не покажут, ведь рейтинг PG-13). Ученые объединяются, чтобы найти противоядие от своего же препарата, заодно пытаясь не умереть по пути. Фабула знакома до скрежета зубов.
Фильм основан на одноименной книге Макса Брукса, поэтому герой Брэда Питта логично перемещается из точки А в точку Б, а зрителям показывают то грандиозные сцены с полчищами ходячих, то личную борьбу за жизнь в клаустрафобных пространствах. Собственно, впечатляющие съемки и талантливая игра актера — две главных причины дать шанс «Войне миров Z». Фильм и не думал претендовать на звание произведения искусства, он дает ровно то, что мы ждем от хороших боевиков — экшен, размах и масштаб.
Еще тут снялся Константин Хабенский в роли русского бойца. Но вы его не увидите, как не старайтесь вглядываться в каждый кадр. Его сцены были вырезаны из финального монтажа, хотя в титрах имя сохранилось.
Об инопланетных существах
Солярис (1972)
Фильм «Солярис» основан на одноименном произведении Станислава Лема, исследующем тему взаимоотношений человека с чуждой и разумной формой жизни. Мы следуем за главным героем, который отправляется на космическую станцию Солярис, где происходят странные и необъяснимые явления. Фильм поднимает вопросы о нашей способности понять и взаимодействовать с неизведанными реальностями.
Визуальное исполнение киноленты является одним из его наиболее впечатляющих элементов. Медленные планы, глубокие кадры и великолепная игра со светом создают атмосферу мистики и таинственности, которая пронизывает всю историю. Они отображают внутренний мир героев и их эмоциональное состояние.
«Солярис» — это философское путешествие, которое требует от зрителя активного участия и саморефлексии. Фильм поднимает вопросы о природе восприятия, самоидентификации и непостижимости вселенной. Он призывает нас задуматься о нашем месте во Вселенной и о нашей способности понять и принять неизвестное.
«Солярис» — это глубокий и непревзойденный фильм, который производит неизгладимое впечатление на зрителя.
Марс атакует! (1996)
Про инопланетян любят снимать либо с точки зрения конспирологии, либо как о друзьях наших внеземных, либо как о жестоких захватчиках. Тим Бёртон решил использовать зеленых человечеков как метафору, чтобы снять завуалированную и смешную сатиру на разные вещи. Тут и пародии на жанровые клише сай-фай кино 50-80-х, высмеивание общественно-политических трендов американцев, издевки над Голливудом и, конечно, много режиссерской самоиронии.
Причем комедийность фильма заключается не только в сюжетных идеях, но даже в источнике вдохновения: Бёртон взял за основу серию вкладышей из пачек жевачки конца 50-х годов. Присоединиться к этому масштабному стебу захотели многие голливудские звезды, которых не ожидаешь увидеть в подобном кино: Джек Николсон, Пирс Броснан, Майкл Джей Фокс, Натали Портман, Сара Джессика Паркер, Аннет Бенинг. Пожалуй, только появление Дэнни ДеВито и Джека Блэка не удивляет, они всегда любили сатиру.
Особое «чернушное» очарование фильму добавляют «живые», а не рисованные на зеленом экране марсиане с водяными пистолетами (хотя в «Марс атакует!» режиссер впервые использовал компьютерную графику в своем кино). Натуралистичность иноземных существ прибавляет им живости и криповатости, что подчеркивается на фоне довольно скудных спецэффектов.
Бёртоновский «Марс атакует!» не столько говорит о возможном будущем, сколько о настоящем. И даже сейчас, спустя 27 лет, эта сатира все еще смотрится актуально и дерзко, напоминая, что некоторые вещи не меняются.