Фигурант искусства, эффектный личностьюка, религиозный фанатик и привлекательный индивид

Вдохновляясь американским андеграундом Холлиса Фрэмптона и Майкла Сноу, будущий режиссер взялся за 16-ти миллиметровый Bolex и начал снимать свои черно-белые короткометражки. Не сыскав публики он демонстрировал свои первые работы брату и его собаке. #еженедельнаяретроспектива.

Фигурант искусства, эффектный личностьюка, религиозный фанатик и привлекательный индивид

Питер Гринуэй родился в Уэльсе в 1942 году в семьи учителя и строителя. В ранние годы Питер хотел стать художником. Позже он вдохновлялся европейским кинематографом, в частности Бергманом и представителями французской новой волны.

В 1962 году начал учиться в школе искусств на художника-монументалиста. После ряда неудачных попыток поступить в киноакадемию, Гринуэй устроился монтажером-режиссером в маркетинговое агентство, где проработал 15 лет и снял за это время серию экспериментальных фильмов, например «Дерево» — фильм, выражающий уважение дереву, растущему в бетоне.

1980 год можно считать толчком в карьере режиссера, он снял свой первый полнометражный фильм «The Falls». Далее в 80-х он снимет ещё ряд выдающихся работ, принесших режиссеру славу и признание.

В начале 90-х режиссер презентовал 10 либретто «The Death of a Composer» посвященных смертям известных композиторов, в том числе Джону Леннону.

Помимо режиссерской деятельности Гринуэй ставит спектакли, пишет книги и организует художественные перфомансы.

В 2008 году режиссер заявил, что кинематограф умер, однако это не мешает ему продолжать работу в этой сфере.

В фильмах Питера Гринуэя определяющей особенностью является живопись, на которой строится композиция кадра. Он полностью исключает из фильма привычные зрителю эмоциональные и психологические подтекста. Центральными темами во всех его работах попеременно служат секс и смерть.

Интимный дневник (1995) The Pillow Book

Проникновенный фильм о силе традиций в азиатской культуре.

Сюжет строится на отсылке к средневековой японской писательнице Сэй-Сёнагон, давшей начало жанру дзуйхицу. Несмотря на отсутствие упоминания иных культурных феноменов, режиссеру удается погрузить зрителя в глубокое понимание жизни героини, молодой японки, желающей продолжить традиции своего отца.

Дзуйхицу (яп. 随筆, «вслед за кистью») — жанр японской короткой прозы, в котором автор записывает всё, что приходит ему в голову, не задумываясь о том, насколько это «литературно». Дзуйхицу может рассказывать о каком-то внезапном воспоминании, пришедшей в голову мысли, увиденной бытовой сценке/

Девочка Нагико выросла в семье писателя, который каждый год покрывал лицо и тело дочери поздравлением на день рождения, вслух проговаривая притчу о создании человека.

С возрастом Нагико унаследовала от отца любовь к каллиграфии, и твердо решила вести свой дневник, как почтенная Сэй-Сёнагон. Средневековая писательница фиксировала размышления о быте и составляла списки прекрасного. Однако жизнь складывалась так, что в отличие от своей предшественницы, все списки героини носили негативный характер.

Нагико была одержима поиском любовника, который смог бы искусно покрывать ее тело словами и смыслами. Первый брак оказался неудачным, партнер был настоящим мужланом, не считающимся с интересами своей возлюбленной, и девушка сбежала.

Встреча с молодым англичанином Джереми изменил всё, сперва Нагико резко отвергла начинающего писателя за его корявый почерк, однако вторая встреча обернулась возвратом к прошлому, напомнила об отце и убедила девушку дать парню еще один шанс.

Кадр за кадром я наблюдала искусно выверенную композицию, к созданию которой режиссер подходил ровно также, как древнегреческий поэт Симмий Родосский к написанию стихотворений в форме секиры. Для меня этот фильм апогей эстетизма, несмотря на обилие крупных планов с гениталиями, которые сами по себе выглядят не очень привлекательно.

Временами, мозг просто отказывался воспринимать происходящее всерьез, но я с глубоким почтением отношусь к чужой культуре, и искренне радуюсь возможности узнать ее с такого радикального ракурса.

Отсчет утопленников (1988) Drowning by Numbers

Интеллектуальная черная комедия об играх, в которые играют люди и о людях, которые играют в игры

В начале ленты режиссер предлагает не только посмотреть фильм, но и сыграть в игру, в которой надо найти все числа, спрятанные в кадре. Честно признаться, мне удалось отыскать не все.

Сюжет разворачивается вокруг трех родственниц, которых объединяет не только кровь, но и одно имя, Сисси. Все женщины разных возрастов, и это каждый раз наводило меня на мысль, что все они являются одним человеком, представляющем разный период времени. Но сколь я не старалась, в голове вертелась лишь одна гипотеза, в соответствии с которой, старшая Сисси после убийства мужа погружается в сон и вспоминает свои прошлые грехи, которые приводят к Маджетту, человеку, покрывающему Сисси из-за давней влюбленности.

Пытаясь связать все воедино я не пришла ни к одной логической цепочке и решила, что это скорее аллегория, чем психологическая драма.

Три Сисси топят своих мужей по разным причинам: старшая — за измену, средняя — за неудовлетворенность, младшая — за разочарование. Никаких последствий за содеянное не наступает, потому что местный судмедэксперт страстно влюблен во всех троих.

Каждый эпизод сопровождается оглашением правил нелепой игры, которая никак не связана с сюжетом. Этакий глашатай, официально знаменующий последующую абсурдность событий.

Во всем, даже в самом абсурдистском и сюрриалистичном стараешься найти нити, которые связывают немыслимые образы с чем-то реальным. Но сквозь эту ленту мне не удалось рассмотреть ничего общего между мотивацией и поступками героев, разве что события происходят в другой вселенной, где причинно-следственные связи исчисляются иным образом, мне не известным.

Есть кое-что, в чем я не сомневаюсь после просмотра – высочайшее мастерство режиссера выстраивать кадр так, что от него просто невозможно оторвать взгляд. Два часа с интересом разглядываешь детали и вдохновляешься образами.

Зед и два нуля (1985) A Zed & Two Noughts

В этом фильме Гринуэю удалось искусно совместить красоту и уродство, оформить кадры разложения и гниения так, что эти процессы не вызывают отвращения, а воспринимаются как часть общего замысла.

Прям какой-то эстетический Балабанов.

Сложно предугадать развитие сюжета, за счет этого фильм крепко приковывает внимание зрителя. Хотя сама история не откликается..

Три женщины попадают в автокатастрофу, в результате которой две пассажирки погибают на месте, а водительница — Альба, лишается одной ноги. Мужья погибших — братья близнецы, Оливер и Освальд, кажутся убитыми горем, они начинают тесно общаться с выжившей и досаждают расспросами о последних часах жизни своих жен. Однако за горечью и скорбью скрывается неутолимая жажда найти ответы на вопросы вселенского масштаба.

Философская тема, поднятая в фильме — влияние симметрии на природу жизни. Симметрия возводится в грандиозное открытие, как будто бы она существует в совершенстве, хотя на самом деле, при близком рассмотрении объекта — абсолютную симметрию не сыщешь.

Мне кажется, что на основе этой идеи режиссер доносит мысль о невозможности познания природы множества процессов. Приравнивая жизнь к симметрии, Оскар и Освальд собственноручно ставят точку в возможных будущих открытиях, потому что их маниакальное поведение сводится к одному лишь наблюдению за разложением трупов — процессу, разрушающему симметрию, и как следствие, разрушающему жизнь.

Приятного просмотра.

#еженедельнаяретроспектива #питергринуэй.

 

Источник

Читайте также