«Ностальгия — это когда хочется вернуться, а некуда.» Стас Янковский
Вступление
Для поколения миллениалов (моего поколения) в этом мире есть особые, почти сакральные вещи. Я родился в 1993. Моё детство большим счётом не пришлось на девяностые. Я был слишком мал чтобы детально запомнить даже их окончание, но реликты той эпохи не прошли мимо и трогают за живое даже меня.
Моё окружение не знало что такое Nintendo. Наверное мало кто вообще тогда о ней знал. У нас была Dendy и как выяснилось с годами — это всего лишь тайваньская копия, но для меня навсегда — единственный и неповторимый оригинал.
Когда мне исполнялось 6 лет родители купили её — новенькую Денди. Никогда не забуду как я прыгал от радости идя на перевес с этой огромной коробкой по городу с единственным желанием как можно быстрее погрузиться в «Танчики». Родители запрещали подключать её к большому, цветному телеку потому что кто-то сказал им, что приставка «посадит экран», но старенький черно-белый сапфир на котором я в неё и играл первое время казался мне окном в другой, фантастический мир, а его нечеткое, выпуклое изображение умещающееся в какие-то 9 дюймов дарили куда больше впечатлений, чем 32 дюймовый монстр в 4к сейчас.
Каждый раз что-то ёкает внутри от одного упоминания Тетриса, Тамагочи, пакетиков с Zuko и Yupi, VHS кассет, бегемотиков из Киндер-сюрприза, фФишек и конечно же Денди с Сегой. А как насчет циферок в сыре и монеток сведенных карандашом на бумагу?: D А «Форт Боярд» по телеку или этот звук от вставленной карты в спицы велосипеда? т-р-р-рррр. Помните? Я помню. Это невозможно забыть.
Всё это уникальный опыт детей с пост-советского пространства. Занавес рухнул и наш рынок заполнили дешевые копии популярных игрушек, напитков и всевозможные Abibas’ы. Наш опыт был особенный в своих деталях, но не особенным в сути. В той или иной степени ностальгией по тем временам пропитан, наверное, весь мир. Пусть у нас и была Dendy, а у кого-то Nintendo — ностальгия по 80-м, которые пусть и пришли в наши жизни с опозданием на ~10 лет, но присутствует, наверное, у всех заставших это время хотя бы мельком.
Об этом подумали и ребята из Ubisoft. Ценный ресурс эта ностальгия и конечно же этот ресурс можно… правильно, монетизировать. Как-то так, видимо, и началась история создания дополнения к Far Cry 3 под названием Blood Dragon.
Начало
Far Cry 3 вышел 29 ноября 2012 года и снискал крайне высокие оценки. Игромания, например, поставила игре 9.5 баллов, а PC Gamer оценил игру на 89 из 100. С учетом успеха игры Ubisoft начала работу над масштабным дополнением, события которого происходили бы в альтернативной действительности. Это смелый эксперимент в построении уникального геймплея на основе существующих наработок стал доброй традицией серии для каждой последующей игры, однако хитрый план юбиков заключался не только в этом и даже не столько в погоне за прибылью, но также в привлечении новых игроков — ведь небольшое приключение в уникальном сеттинге без привязки к какому-то внешнему лору выглядело весьма привлекательно для тех кто никогда ранее не прикасался ни к Far Cry, ни к FPS жанру в целом. И в случае с Blood Dragon разработчики решили пойти с козырей добавив в этот и без того успешный коктейль щепотку ядерной ностальгии благодаря чему это пусть и короткое приключение превратилось для меня в лучшую часть серии.
И благодарить за это нужно тогдашнего Креативного Директора Ubosoft Дена Эванса (Daen Evans).
Большой поклонник боевиков 80-х (вы только взгляните чем наполнен его Twitter) родом из Англии он так комментировал работу над новым проектом:
Эванс превратил армию главного антагониста игры в киборгов, добавил огромных ящериц, что стреляют лазером из глаз, непобедимого героя который, конечно же, является абсолютным патриотом дядюшки Сэма и куда же без героического подвига от которого зависит судьба всего человечества, которое вот-вот сгинет в пылу ядерной войны в розово-фиолетовых цветах неоновых огней.
Он вспоминал, что когда представлял свою безумную идею «парням из Ubisoft» они слушали его презентацию с каменными лицами и он подумал, что ничего не выйдет, но когда презентация подошла к концу он неожиданно для себя услышал: «Отлично. Нам нравится!».
И получил 6 месяцев на разработку.
Хорошо, что корпоративная структура всё еще позволяла экспериментировать и была открыта смелым идеям. Игра получилась ровно по заветам боевиков 80-х, как говорил сам Эванс:
И сделал. Да еще как сделал. Игра вышла 30 апреля 2013 и была встречена очень тепло. Стала самым продаваемым загружаемым дополнением за всю историю Ubisoft, а к августу 2013 было продано свыше миллиона копий игры.
Позже он покинул студию в 2018. Его брак распался, а сам Эванс был недоволен индустрией. Он посвятил 12 лет Ubosoft, но как сам говорил «достигнул дна» как в своей личной жизни по его словам «не чувствуя поддержки от жены», так и в творческом пути потому что индустрия ААА игр, по его мнению, «существует чтобы зарабатывать деньги», а ему интересно «творческое развитие» стремление к которому, к сожалению, «современные издатели перестали разделять».
Так в этом, уже 2020 году два бывших сотрудника Ubisoft Дэвид Эванс вместе с Габриэллой Сальваторе (Gabriela Salvatore) объявили о существовании своей студии «Beans», что базируется в Канаде и по их словам ведет работу аж с 2018 над каким-то еще не анонсированным проектом.
Но вернёмся к Far Cry 3: Blood Dragon
Сюжет и сеттинг
Сеттинг выполнен в стиле ретрофутуризма 80-х, что сейчас принято называть «Синтвейв«. Или »Outrun» в честь одноименной игры 1986 года благодаря её выдающейся атмосфере. Сразу скажу, что это не Киберпанк. Постарайтесь избежать сравнений с популярным сейчас тайтлом. В этой игре совершенно нет таких основополагающих для киберпанка вещей, как: упадок человеческой культуры и тотальная корпоратократия в развитую технологическую эпоху, да и в целом сеттинг игры не соответствует постулату «Hight tech low life». Здесь нет low life и нет тех философских дилемм, что привнес с собой жанр киберпанка пытаясь осмыслить приближающуюся, на момент его зарождения, цифровую эпоху.
Это чистый Синтвейв. Безумный, неоновый и полный ностальгии боевик словно вышедший с экрана кинотеатров 80-х.
События происходят в альтернативном 2007-м. После разрушительной ядерной войны мировые державы заключили между собой временное перемирие. Однако на одном из отдалённых островов неизвестный злодей создаёт армию роботов под названием Omega Force, с помощью которой надеется нарушить перемирие и вновь развязать мировую войну. Правительство посылает на этот остров двух сотрудников спецподразделения Mark IV Cyber Commando, киборга Рекса «Пауэра» Кольта и Тайрона «Спайдера» Брауна; они должны помешать злодею осуществить свой замысел.
Геймплей
Рассказывать о нём нет большого смысла. Это типичный боевик 80-х. Вы словно КиберРэмбо в лучах неона врываетесь в гущу киберврагов, вырываете их киберсердца и взрываете их жалкие киберзадницы свертком динамита.
Вы — Брюс Уиллис из Крепкого орешка (1988). Вы — Арнольд Шварцнеггер из Коммандос (1985). Вы — Терминатор (1984, 1991), Вы — Робокоп (1987) в окружении статистов. Вы — альфа и омега, олицетворение боевиков 80-х. Вы будете нести добро и свободу. И всё это без наркотиков и алкоголя. Ведь Вы — настоящий патриот, а настоящие патриоты без ума лишь от одной вещи — свободы и справедливости.
А ваши враги… им осталось недолго.
Игра предлагает как решать проблемы скрытно, используя бесшумный лук и перерезая глотки врагам подобравшись поближе:
Либо разнося всё в клочья аки безумная машина смерти. Благо арсенал подобран для этого подобающий:
Но в целом сеттинг и геймплей вкратце можно описать вот этим коротким видео. Герой ворвался на кишащую вражескими киборгами территорию и рискуя жизнью установил несколько зарядов C-4000. Отбежав на безопасное расстояние пришло время подорвать объект:
Игра время от времени предлагает интересные подсказки:
И даже как никогда актуальные в 2020 советы:
И если вдруг вы не уверены стоит ли вам тратить время на компьютерные игры, то мой вам совет: прислушайтесь к словам доктора Дарлинг. Она настоящий специалит и профессионал своего дела:
Проблемы
Игра в лучших традициях Ubisoft эксплуатирует идею аванпостов и джагернаутов, но во-первых для продвижения по сюжету не обязательно закрывать их все, а во-вторых учитывая продолжительность игры аванпостов здесь совсем немного и даже обойдя вообще все точки интереса и закрыв карту полностью + закончив сюжет игра заняла у меня в районе 6 часов. Поэтому надоесть вам точно не успеет, а вот пройти её еще раз, скорее всего, захочется.
Но в русской локализации по традиции есть свои проблемы пусть и некритичные:
Отсылки к фильмам
Ну и наконец, вот мы и подошли к тому ради чего эта статья и писалась изначально. Отсылки на фильмы 80-х коих в этой игре просто навалом. Я разделил список на очевидные, понятные любому миллениалу выросшему на пост-советской пустоши и вынес отдельным списком, на мой взгляд, не столь очевидные для нашего глаза отсылки на фильмы и шоу не получившие у нас популярности, но хорошо знакомые у «заграницы» за океаном.
Итак, дамы и господа, Терминатор 2! (1991)
1. Дробовик Galleria 1991 отсылка к Терминатор 2: Судный день вышедшему в 1991 году. Герой Шварцнеггера пользовался таким же дробовиком, а первая сцена где появился дробовик происходила в торговом центре под названием «The Galleria». Также анимация перезарядки отсылает к всё тому же Т-800 что перезаряжал дробовик подобным образом вращая в руках.
2. Иконка приседания из игры в точности повторяет позу терминатора в момент своего появления в фильме после телепортации во времени.
3. Биническая рука и глаз Рекса также, скорее всего, навеяны терминатором.
4. Кибернетическое зрение в игре также отсылка к зрению робокопа из фильма.
5. Некоторая фоновая музыка из игры это ремикс из первого Терминатора (1984).
Трон (1982)
1. Сетка (grid) и горы на главном экране — отсылка к игре Grid из фильма Трон (1982).
2. Неоновая цветовая гамма что носят персонажи также позаимствована из фильма.
Хищник (1987)
1. В начальной сцене Рекс вооружившись миниганом с вертолёта расстреливает киборгов Омеги под песню «Long Tall Sally» от Little Richards. Это отсылка к фильму Хищник (1987) где также есть сцена на борту вертолёта под ту же песню.
2. Вначале игры в заставке Рекс и его напарник совершают эпическое рукопожатие, что также отсылает к рукопожатию Шварцнеггера и Карла Уэзерса из фильма.
Робокоп (1987)
1. Пистолет в игре называется A.J.M. 9, а внутриигровое описание содержит такой текст «Это оружие создано и названо в честь погибшего копа DPD, что погиб с честью сражаясь с ублюдками из Детройтских трущоб и промышленных пустошей.». Вкупе с дизайном оружия и его механикой стрельбы короткими очередями точно повторяет пистолет Робокопа из фильма. А акроним A.J.M — это имя главного героя фильма Alexander James Murphy.
2. Винтовка Cobracon также взята из Робокопа. Она не только выглядит идентично, но и выстреливает разрывными пулями способными взорвать даже автомобиль ровно как и в фильме.
Черепашки ниндзя (мультсериал, 1987)
В одном из заданий «Путь хищника», что в игре заставляют уничтожать одного из представителей животной фауны мы получим вот это:
Черепашки живут под одной из крепостей, а у входа в канализацию (да и внутри) везде разбросаны коробки из под пиццы. Придётся убить четырех черепашек с цветными полосками в районе лба в тех же цветах, что и повязки героев мультфильма, а в одной из комнат нас даже будет поджидать агрессивный крокодил, что также присутствовал в мультфильме в качестве злодея «Leatherhead», что живёт в канализации.
Звездные войны (Эпизод 5, 1980)
В финальном диалоге, главный антагонист игры Sloan скажет Рексу: «Я твой отец». На что Рекс завопит «Не-е-е-еееет!».
Чужие (1986)
В сюжетной миссии «Что за херня?», нужно уничтожить яйца дракона с помощью огнетушителя. Это отсылка к этому фильму, где протагонист Ellen Ripley уничтожает гнездо чужих тем же способом в самом конце фильма.
Интересная деталь: Michael Biehn, озвучивавший Рекса в игре снимался в фильме.
Роки 4 (1985)
1. Почти в конце игры, когда Рекса тренируют к финальной схватке, а ученые следят за каждым его движением — отсылка к фильму Роки 4 (1985), где Иван Дрого тренируется схожим образом.
2. В самом конце игры оседлав Дракона мы рушим базу Слоана под ремикс песни «War» от Vince DiCola. Дракон говорит «I must break you». Это слова Ивана Дрого сказанные Роки Бальбоа перед их поединком.
Парень-каратист (1984)
Когда Рекс решает, что пришло время навестить Слоана в 16 битной заставке он совершает боевые приёмы перед заходящим солнцем и надевает повязку что является отсылкой к данному фильму.
Мортал Комбат (фильм Смертельная битва, 1995)
1. МПаук — напарник Рекса носит маску отсылающую к маске Саб-Зиро.
2. В одном из сюжетных заданий Рекса отправляют в параллельный мир чтобы добыть оружие невиданной силы. Входя в дверь он слышит «Test your might!», а в списке задач в качестве цели указано «Round 1: Fight!». Чтобы добраться до оружия нужно уничтожать орды зомби под доносящийся извне голос, похожий на комментирующий битву из игры, что постоянно повторяет «Finish Him» и «Fatality».
Остин Пауэрс (1997)
В одной из лабораторий в финальной миссии находится Киберакула с лазерной винтовкой на спине. Такие акулы были описаны доктором Зло из этого фильма, а в сиквеле 2002 года Остин Пауэрс: голдмембер они появляются на экране.
Трансформеры (мультсериал, 1984)
Челюсти (1975)
В оригинальном фильме Челюсти (1975) главного персонажа звали Martin Brody, а в игре есть акула по иметь «The Brody», которая плавает вокруг разбитого катера, очень напоминающего таковой из фильма и в одном из второстепенных заданий её нужно убить с помощью взрывчатки, что разбросана вокруг. Это отсылает нас к моменту из фильма, в котором главный персонаж выстреливает в кислородный баллон чтобы убить акулу.
(к сожалению момент из игры не записался, так что видео не будет: ))
Форест Гамп (1994)
Иногда ученые в сражениях против сил Омеги сравнивают их IQ с онным Фореста Гампа.
Бегущий по лезвию (1982)
В финальной сцене Sloan говорит Рексу, что он всего лишь кучка проводов и программ, что это он дал ему память и воспоминания о детстве. Это отсылка к Бегущему по лезвию, когда Деккер говорит Рейчел, что её память, например воспоминания о детстве не её собственные, а принадлежат кому-то еще.
Парк юрского периода (1993)
Во время передвижения драконы из игры создают тот же эффект трясущейся земли как T-рекс из фильма, также обладают плохим зрением как в фильме и оставляют похожие следы при передвижении.
Менее близкие и очевидные нам вещи
Крулл (1983)
Оружие Killstar слегка напоминает глефу из фильма.
Коммандос (1985)
Фильм с Шварцнеггером, в котором полковник John Matrix говорит: «Извините меня, не тревожьте моего друга, он смертельно устал». В игре же при убийстве врага из стелса главный герой иногда говорит похожую фразу «Он был смертельно уставшим».
Кобра (1986)
В игре есть миссия под названием «I DON’T DEAL WITH psychos, I PUT ‘EM AWAY». Эту фразу сказал Сильвестр Сталлоне в фильме на просьбу террориста позвать журналистов в супермаркете.
Трансформеры (анимационный фильм, 1986)
Когда Рекс получает оружие Killstar он говорит «I got the touch! I got the power! Yeah!». Это лирика из песни Стэна Буша «The Touch» из этого фильма.
Кошмары (1983)
Во время задания на дамбе Элизабет упоминает, что она хороша в «The bishop of Battle». Это аркадная игра из этого фильма.
Джо-солдат (анимационный сериал, 1980)
Когда инженер умирает в миссии с дамбой Дарлинг говорит, что он был горошим человеком, на что рекс добавляет «Real American Hero», что является слоганом этого мультсериала (G.I. Joe: A Real American Hero).
Связь через Майами (1987)
Песня «Friends» от группы Dragon Sounds, которая играет во время финальных субтитров была записана для этого фильма.
Thriller (музыкальный клип, 1995)
Финальная сцена, когда доктор Дарлинг поворачивает голову, смотря в камеру светящимия глязами — это отсылка к музыкальному клипу Майкла Джексона «Thriller».
Отсылки к играм и Реддиту
Skyrim
В игре можно найти мертвого солдата Омеги со стрелой в колене:
Winners don’t use drugs
В США в 80-е, 90-е почти все аркадные автоматы имели обязательное предупреждение от ФБР, которок гласило: «Победители не используются наркотиками».
В игре есть отсылка на это в разговоре с доктором Дарлинг.
Assassin’s Creed
Рекс иногда упоминает, что он задолбался собирать всякие перья.
Mass Effect 2
Рекс возмущается: «Они потратили 10 миллионов кредитов чтобы воскресить меня и это то, чем я занимаюсь?»
Reddit
Спайдер — компаньон Рекса имеет татуировку на шее похожую на логотип известного форума Reddit в паутине.
И в качестве бонуса, если вы такой же любитель синтвейва и всего, что с ним связано как я: в октябре 2019 года Ubisoft объявила о работе над анимационным сериалом Captain Laserhawk: A Blood Dragon Vibe, основанным на Far Cry 3: Blood Dragon. Проект станет частью мультивселенной. Продюсером выступает Ади Шанкар. Понятия не имею когда он выйдет, но будем надеяться мы всё же увидим его в ближайшее время.
Кир «Bisher» 2020