F**k the Oscars! Что мы знаем про Юсефа Фареса, режиссера A Way Out?

F**k the Oscars! Что мы знаем про Юсефа Фареса, режиссера A Way Out?

23 марта вышла A Way Out. Это кооперативная приключенческая игра, очень похожая на кино — из-за десятка отсылок к культовым фильмам, соответствующей постановки и работы со сценарием, из-за множества «киношных» приемов, в конце концов. Так вышло не случайно: Юсеф Фарес, один из ее создателей и автор ключевой идеи, — режиссер, на его счету пять полнометражных картин. Впрочем, сам по себе этот факт мало о чем говорит — те, кто не знаком с прошлыми работами Фареса, до сих пор не могут понять, насколько важную роль он сыграл в создании игры. Рассказываем.

Юсеф Фарес родился в Бейруте спустя два года после начала гражданской войны в Ливане. Иначе как адом те события, что происходили с 1975-го по 1990 год в стране, назвать нельзя. Между собой воевали мусульманские и христианские общины Ливана, после чего в конфликт ввязались Сирия и Израиль. Результат — больше 100 тысяч погибших.

Понятно, что жить и воспитывать детей в этой обстановке невозможно, потому семья Фареса бежала в Швецию, когда Юсефу было 10 лет. В 2005 году он снял ленту Zozo, основанную на собственном сценарии и посвященную ливанскому мальчику, пережившему ужасы гражданской войны и в итоге уехавшему в Швецию. Вот что о фильме говорит сам Фарес:

Это не моя автобиография, однако лента отчасти основана и на нескольких событиях моей жизни. Я бы соврал, если бы сказал, что этот фильм не обо мне, однако тот парень, главный герой, гораздо приятнее и круче, чем я был в его возрасте. На съемках, к слову, я чувствовал себя довольно странно. Мы снимали в том числе и в Ливане — на тех улицах, где я играл, когда был ребенком. Знаете, прежде я лазал вон по той крыше, а теперь там стояли актеры, и рядом находилась съемочная группа.

Zozo — третий фильм Юсефа Фареса, и он поразительно отличается от его первых двух режиссерских работ — хотя бы потому, что это драма. А вот картины Jalla! Jalla! (2000 год) и Kopps (2003 год) — комедийные экшены, получившие награды на Бермудском международном кинофестивале и международном кинофестивале в Братиславе. Zozo критики, кстати, тоже отметили — лента получила премию Северного совета, занимающегося координацией сотрудничества между парламентами стран Северной Европы, и еще две награды менее престижных фестивалей.

Словом, в середине 2000-х Юсеф Фарес стал одним из самых успешных режиссеров Швеции. При этом оценки у всех его фильмов на IMDb не превышают 6,8 баллов из 10, что, разумеется, мало говорит о качестве картин. Перед написанием этого материала я успел посмотреть только Zozo: оказалось, что это умело поставленное кино с отличным сценарием, снятое человеком, которому явно не наплевать на обсуждаемую тему. Без проблем там не обошлось, да и гениальным режиссером Фареса назвать сложно, но рекомендовать как минимум третий фильм Юсефа я могу без проблем — он того стоит.

Интересно, что 10-летний ливанский мальчик, перебравшийся с родителями и братьями в Швецию, и не мечтал быть режиссером. Вообще, он хотел стать мастером боевых искусств, однако в 15 лет у него появилась камера, на которую он снял свою первую короткометражку и после этого понял, что снимать кино — отличная затея. В какой-то момент молодой постановщик удачно познакомился с представителями кинокомпании Memfis Film, и вот в его портфолио уже пять фильмов. После Zozo Юсеф Фарес снял драму Leo (2007 год) и еще одну комедию, Balls (2010 год).

В 2006 году Variety назвал его одним из десяти режиссеров, фильмы которых обязательно следует посмотреть, а сам Фарес в ответ дал изданию интервью и признался, что безумно любит Голливуд и очень хочет снять там кино, однако пока не готов к этому. И добавил:

Правда, если кто-то принесет мне поистине крутой сценарий, я могу и передумать!

Brothers: A Tale of Two Sons.

Brothers: A Tale of Two Sons.

Разработчиком игр Юсеф Фарес стал не случайно — по его собственному признанию, он всю свою жизнь играл и в какой-то момент решил, что сможет привнести в индустрию что-то новое. Потому и взялся за создание Brothers: A Tale of Two Sons вместе со студией Starbreeze. Вот его слова:

Я безумно люблю игры, и создавать их всегда было мечтой. Признаться, до сих пор не могу поверить в то, что у меня это получилось, мне порой даже щипать себя приходится, чтобы удостовериться, что я не сплю. И я порой слышу совершенно безумные вещи — когда разработчики игр хотят быть похожими на режиссеров, хотят сделать свои игры больше похожими на кино. Вы шутите что ли? Поверьте мне, кино — это тоже здорово, но игры — это совершенно новый уровень. Я недавно играл в The Last of Us — просто безумие, как крута эта игра. Одновременно ей удается быть и эмоциальной историей, и интерактивным развлечением. Кино попросту не способно на такое!

При этом Фарес не отрицает, что в играх можно и нужно использовать киношные приемы, но превращать сами игры в кино не следует:

Мы до сих пор до конца не понимаем, как можно создавать игры. Понятно, что уже есть много геймплейных механик, но их еще больше, их просто нужно реализовать. В Brothers: A Tale of Two Sons мы постарались сделать так, чтобы игроки хотя бы однажды сказали, что это для них новый опыт. Понимаете, в играх мне нравится именно интерактивность происходящего. Я уважаю авторов Heavy Rain и The Walking Dead, но для меня эти игры слишком уж похожи на кино — как по мне, нельзя превращать это всю в единую длинную катсцену. Потому что в этом нет никакого смысла — получается, что ни игры в этом нет, ни фильма.

A Way Out.

A Way Out.

После успеха Brothers Юсеф Фарес основал студию Hazelight, куда вошли в том числе и бывшие сотрудники Starbreeze, и анонсировал A Way Out. В этот раз он тоже выступил постановщиком, да еще и сценарий сам написал. Я уже прошел новую игру и написал рецензию, в которой объяснил, почему в A Way Out следует сыграть всем, даже несмотря на незначительные недостатки. Забавно, что в рецензии я высказал несколько мыслей, которые, как оказалось, не раз подтверждал сам Юсеф в многочисленных интервью — и про уникальный опыт, и про киношные приемы, и про то, что желание превращать игры в кино выглядит странным.

Brothers и A Way Out — авторские проекты. Об этом говорит и сам Фарес, когда в очередной раз рассказывает об опыте сотрудничества с Electronic Arts. A Way Out стала частью программы EA Originals по финансированию небольших независимых игр, однако EA в разработку, по словам режиссера, не вмешивалась. Более того, все деньги с продаж игры пойдут напрямую Hazelight, издателю не достанется ни цента:

Конечно было много вопросов. Можем ли мы создать сингловую игру? Зачем нам нужно делать обязательный сплитскрин и кооп? Почему здесь так, а не иначе. Но они не имели значения, потому что моя цель — сделать игру такой, какой я ее задумал. Если кто-то с моей идеей не согласен, значит ничего не выйдет, в этом случае я попросту не возьмусь за игру. Такой уж я человек, что поделаешь.

Одного из героев A Way Out, Лео, озвучил брат Юсефа — Фарес Фарес. 

Одного из героев A Way Out, Лео, озвучил брат Юсефа — Фарес Фарес. 

Ах да, F**k the Oscars! Эту фразу Фарес произнес во время выступления на The Game Awards 2017, перед тем, как показать новый трейлер A Way Out. И в таком поведении нет ничего ужасного — так ведет себя человек, который получает искреннее удовольствие от того, чем занимается. И от того, что у него, в общем-то, все получается. Юсеф Фарес — вообще довольно крутой чувак, который не боится выглядеть забавным. Поглядите сами (со звуком)! 

 
Источник

игры, Кино и сериалы, Разное

Читайте также