Ещё немного, и действительно хит: обзор «выживача» Valheim

Игра с интересным подходом к условностям жанра, страдающая от ряда странных решений, которые надо бы исправить.

Ещё немного, и действительно хит: обзор «выживача» Valheim

Врывающиеся в топы продаж survival-игры, да ещё и кооперативные — на удивление часто встречающийся феномен. Казалось бы, игроки уже устали, повсюду жалуются, что эти проекты похожи между собой, однако стоит выйти очередному «выживачу», который оказывается чуть интереснее и чуть качественнее, чем другие, и тут же появляется ажиотаж.

Но такого успеха, какой получила Valheim, не ждал, кажется, никто. Миллионы проданных копий, масса положительных отзывов, несколько сотен тысяч постоянного онлайна — и всё это у игры в раннем доступе. Мы провели в игре две недели и попытались выяснить, из-за чего она стала такой популярной.

Мыло и технологии

Valheim меня удивила ещё до первого запуска. Оказалось, она весит меньше гигабайта. Насколько можно судить, всё благодаря особой стилистике игры, позволившей использовать текстуры в очень низком разрешении. Если рассматривать отдельные объекты или персонажей, может показаться что игра застряла где-то в начале нулевых.

При этом освещение, частицы и эффекты здесь современные, что создаёт странный эффект: на общих планах игра выглядит очень красиво и атмосферно, но при этом в деталях иногда сложно что-то разобрать.

Разработчики пошли на такой шаг в том числе и ради оптимизации. На слабых машинах, поставив низкие или средние настройки, вполне можно добиться комфортного фреймрейта. Вот только максимальные настройки графики (с лучшим освещением) вынуждают страдать даже обладателей мощного железа: для Valheim обычное дело на RTX 3070 ловить просадки до 30-40 FPS.

Зато багов на удивление мало. При том что игра всего месяц в раннем доступе. Увы, проблемы всё равно случаются, иногда почти критические. Так, однажды у меня игра вылетела, из-за чего мы едва не попрощались с кораблём, на котором была вся наша добыча за четырёхчасовой рейд. Спасло только то, что после перезахода, в отличие от своих напарников, я очнулся у себя дома, а не посреди океана.

Смена акцентов

Большинство «сурвайвалов» стараются выдержать баланс между разными элементами геймплея. Valheim этот баланс намеренно нарушает. Здесь нет того самого «выживания», когда просто протянуть ещё один день — это уже победа.

Отнюдь, главный герой просто не может умереть от голода, ему не требуется пить воду (здесь вообще нет механики жажды), сон просто даёт бафф отдыха и он также необязателен. При этом присущий жанру хардкор всё таки остался. Можно умереть, задохнувшись от дыма костра в доме (не забудьте сделать дымоход), можно утонуть в воде, даже на мелководье, потому что кончилась выносливость, можно срубить дерево, которое упадёт на голову и раздавит вас.

Но самая серьёзная опасность — это монстры. Именно на сражениях сделан основной акцент в Valheim. Что неудивительно, игра всё таки о викингах, пытающихся заслужить себе место в Вальгалле. Именно из-за нападений мобов нужно возводить частокол и строить здания. Исключительно для битв с ними нужно крафтить новое оружие и только чтобы выжить в этих боях следует хорошо питаться — от разнообразия и сытности пищи зависит максимальное количество здоровья и выносливости.

Главная цель всей игры — победить босса в каждом из пяти основных биомов. Учитывая такой настрой, ожидаешь, что и боевые механики здесь будут интересными и продуманными.

И правда, когда вы с братьями-викингами, облачённые в тяжёлые доспехи, зачищаете какое-то подземелье или отбиваетесь от оборотней в ночном лесу — это увлекательно и в меру сложно. Один с несуразно большим молотом проводит AoE-атаки, выводящие монстров из равновесия, другой добивает их мечом или копьём, третий стреляет из лука, переключаясь между стрелами разных стихий. При этом важно избегать ударов через блок, парировать или уклоняться, заходить противникам в спину, мгновенно восстанавливать здоровье и выносливость, вовремя применяя зелья.

Но всё это многообразие вам откроется далеко не сразу. Первые несколько часов, пока у вас не будет своей базы и приемлемых инструментов, бои скучны настолько, насколько это возможно. Вы не можете активно блокировать и парировать удары, как не можете и постоянно уклоняться — у вас просто слишком мало стамины на этом этапе.

Вы не можете комбинировать атаки различным оружием — хотя бы потому что из оружия у вас хорошо если кремниевое копьё, а то и вовсе каменный топор. Даже из лука стрелять очень тяжело — без прокачанного навыка прицеливаться по врагам почти невозможно.

То же самое касается и разнообразия боевых ситуаций. Пока вы не выберетесь из первой локации, вам предстоит сражаться с почти безобидными кабанами и совсем не опасными лешими, что быстро надоедает.

Но на каждый следующий биом приходится примерно по пять видов монстров и у каждого уникальное поведение, для каждого нужна своя тактика борьбы, а ночью их повадки ещё и меняются. Например в горах почти безобидные волки с наступлением ночи группируются в огромные стаи, сражаться с которыми очень опасно.

Для жанра ситуация, когда начальные зоны не дают общего представления обо всей игре — это норма. Благодаря этому отлично чувствуется переход между уровнями прогресса: когда каменный топор меняешь на бронзовый, а максимальное hp приближается к сотне, чувствуешь себя непобедимым (пока не попадёшь в следующий биом). Но это не меняет факта: первые несколько часов Valheim кажется невероятно скучной.

В сосновом бору и посреди бушующего моря

Второе по значимости занятие в игре — это исследование мира. Если не слушать чужие советы и не зарываться в гайды, можно получить массу приятных впечатлений от простых путешествий: каждый новый биом встречает интересными механиками, новыми монстрами, материалами для крафта и красивыми пейзажами.

Так болота — это единственный биом, где можно найти железо. Но добывается оно не из рудных жил, а в склепах, по пояс наполненных болотной жижей. Здесь груды тел смешались в единую твёрдую субстанцию с чем-то склизким и противным. А так как хоронили тут, судя по всему, воинов, раскапывая залежи этой субстанции можно добыть металлолом, некогда бывший частями доспехов и оружия.

Интересно даже просто находить необычные природные явления, будь то подозрительный остров посреди океана, совсем не напоминающий спину морского чудища, или странная фигура старца в чёрном плаще, которая исчезает при попытках разглядеть её.

Игра берёт своей атмосферой. Любая погода здесь выглядит потрясающе благодаря работе со светом и эффектами. А выход в море — это всегда услада для глаз. Музыка приятно дополняет картинку, большую часть времени здесь просто приятно находиться, любуясь видами.

Да и путешествовать в игре можно с комфортом. Возможность построить собственную сеть порталов даёт мгновенно перемещаться на огромные расстояния, а если нужно добраться до отдалённых и не изученных островов, можно построить плот, лодку или полноценный драккар.

Гнетущие условности

У Valheim есть все шансы со временем понравиться игроку. Интересные сражения, приятная картинка, никакого стресса от необходимости постоянно удовлетворять основные нужды персонажа. И всё же спустя две недели, пройдя примерно половину пути, мы с товарищами бросили игру и едва ли когда-нибудь в неё вернёмся.

Всё из-за того, что при всех своих плюсах местами Valheim умеет невероятно раздражать и намеренно затягивать игровой процесс бесполезной рутиной. И это касается всех аспектов геймплея.

Отлично это иллюстрирует местная система строительства, довольно увлекательная, на самом деле. Ничего инновационного, просто нужно следить за тем, чтобы нагрузка на перекладины и фундамент распределялась равномерно. Немного отдаёт играми о постройке мостов, когда придумываешь как поставить поперечную балку, чтобы она снизила давление на потолочные опоры.

Вот только если пытаться построить сложное здание, многоэтажное и фигуристое, эта система начинает выводить из себя. Интерфейс строительства неудобный, автоматическое «примагничивание» одних элементов к другим работает не очень хорошо, а незамеченные вовремя перепады высот способны испортить любой план строительства. Из-за кривости механик вы тратите кучу времени совсем не на то, на что планировали.

А если говорить о растягивании игрового процесса, то необходимо отметить абсолютно условное, глупое и просто раздражающее правило: здесь невозможно пронести металлическую руду или металлические слитки через порталы. И это просто абсурд, который не объясняется ничем кроме желания разработчиков подольше вас удержать в игре.

Добыли ценную металлическую руду на отдалённом острове и теперь хотите её переплавить? Что ж, тогда потратьте ещё час времени на то, чтобы привезти её домой на корабле. И хорошо если просто на корабле. Нет доступа к морю? Постройте тележку и тащите всё это добро вообще пешком.

Причём и телега, и корабли ведут себя зачастую неадекватно. Первая запинается обо всё что только можно, так что пройдя через бурелом вы рискуете вместо телеги остаться с грудой обломков. А корабли и вовсе имеют свойство баговать и ломаться при переходе игроков в подземелье и обратно. Хорошо хоть ресурсы с них падают в полном объёме.

Казалось бы, проблему можно решить, вовремя ремонтируя транспорт, вот только разработчики решили, что нельзя где попало размахивать киянкой. Что-то строить или чинить можно только если рядом есть верстак.

И на самом деле его несложно поставить — он стоит всего 10 дерева. Но эта условность жуть как раздражает своей ненужностью. Особенно когда строишь большую деревню и вынужден по её периметру настроить с десяток верстаков и при этом по окончанию строительства никуда их не убирать, ведь иначе ремонт построек будет недоступен.

Причём беды на этом не заканчиваются. Если вы хотите починить свою экипировку или скрафтить, например, топор, вам придётся верстак или кузницу поместить в помещение, причем обязательно с крышей — и это ещё одна условность, которая ничем не объясняется. Как, например и невозможность лежать на кровати, пока рядом с ней нет горящего костра.

Можно вспомнить ещё массу странно реализованных вещей в игре. От неудобной механики выравнивания земли и до вырубки леса, когда срубленное дерево, формально работающее по законам физики, начинает скакать по лесу, ломая ёлки, кусты и убивая главного героя. Точкой же невозврата лично для меня стал босс в болотном биоме.

Даже без привязки к конкретно «Вальхейму» его описание звучит неприятно: у него много здоровья, ядовитые атаки по большой площади, он вызывает множество ядовитых мобов, при этом умеет регенерировать, его можно эффективно бить только дробящим оружием (то есть только в ближнем бою) и всё это посреди болот, где особо не побегаешь.

За двадцать минут сражения с ним мы отняли ему примерно 10% hp. Настолько уныло-раздражающего босс-файта просто не ожидаешь от игры, где основная цель — убить всех боссов.

Значительно позже оказалось, что есть куда более простой способ убить его. Нужно в горах (следующем после болот биоме) добыть материалы для ледяных стрел, которые очень эффективны на болотах.

Но без гайда догадаться до такого решения затруднительно, так как всю игру нам постоянно показывали и рассказывали, что биомы проходятся строго по очереди, а не так что в четвертой локации мы находим ресурсы для прохождения третьей.

Не трудно понять, почему игра настолько популярна. Это разнообразный «сурвайвал», хорошо подходящий для кооператива. Он не давит необходимостью постоянно «выживать», и ты всегда сам решаешь, чем заняться. Часто были ситуации, когда мы заходили в игру просто пообщаться, пока кто-то рыбачит, кто-то достраивает дом, а кто-то пошёл в лес за припасами.

И всё же Valheim полна оговорок. Это хорошая игра, но только по меркам других, более дешёвых «выживачей». Она неплохо оптимизирована, но только в сравнении с другими проектами в раннем доступе. Здесь увлекательные бои, но только пока не встретишь какого-нибудь утомительного босса. Здесь можно строить красивые здания, но это больно и неудобно.

Остаётся только надеяться, что разработчики со временем улучшат те элементы игры, которые сейчас не вызывают ничего кроме раздражения. И если это произойдёт, Valheim можно будет по праву называть одной из лучших игр в своём жанре.

Понравилось

  • Акцент на сражениях, подземельях и боссах вместо привычной борьбы с дикой природой
  • Необычные сеттинг и стилистика
  • Уникальные биомы, не похожие друг на друга
  • Хорошая для «раннего доступа» оптимизация

Не понравилось

  • В первые несколько часов бои не вызывают интереса
  • Строительство и работа с ландшафтом утомляют
  • Ничем не обусловленное растягивание игрового процесса
  • Изредка встречающиеся неприятные баги
 

Источник

Читайте также