Нет, это не очередное обсасывание идеи о том, что двемеры каким-то образом стали орками. Опровержению этой идеи я в свое время посвятил весьма объемный текст, и не намерен к ней возвращаться.
Должен сказать, что все нижеследующее представляет собой спекулятивную гипотезу, основа которой, в то же время, показалась мне настолько изящной, что я дал себе труд поддержать ее несколькими другими свидетельствами. Результат — перед вами.
В то время как все крайне озабочены исчезновением двемеров, мало кто задается вопросом откуда они взялись. А ведь это тоже загадка.
Нет никаких сведений о том, как этот народ отделился от рода альдмеров. Мы не можем указать на культурные мотивы, общие для альдмеров и двемеров, за исключением нескольких принципов законности, да, пожалуй, алфавита.
Данмерские источники утверждают, что гномы были обособленным племенем темных эльфов, образовавшим впоследствии Великий Дом Двемер.
Первые поселения двемеров возникли в горах Велоти, откуда двемеры распространились по Морровинду, и, видимо, по Скайриму (судя по дате построек, это были не беженцы из Морровинда, а параллельная ветвь, о чем, впрочем, тоже уже писалось).
История же двемеров по большей части состоит из записей об их конфликтах с другими расами и между собой, хотя точные даты этих событий зачастую неизвестны.
Собственно, и все. Мы знаем, что двемеры откололись от альдмеров, и мы знаем, где они жили. Нам неизвестны ни причины раскола, ни даты миграции. На самом деле, это довольно странно: мы прекрасно знаем, как возникли все прочие эльфийские расы. Непостижимым кажется, что самая развитая из них каким-то образом не оставила никаких свидетельств своего происхождения. Как будто бы его и не было. Или, как будто бы им очень не хотелось о нем разговаривать.
Здесь я должен оговориться: я не случайно назвал свою гипотезу спекулятивной. В смысле, то, о чем пойдет речь дальше, могло иметь место в действительности, этому ничего не препятствует. Но это никак не отменяет того, что может существовать и другое объяснение. Ну, не знаю, например, что двемеры при исчезновении угодили во временную петлю, и потому Думак был не только последним, но и первым королем двемеров. Подобное тоже будет не лишено толики интереса, но обсуждать тут решительно нечего за неимением свидетельств.
Я же, со своей стороны, все-таки стараюсь опираться на существующие источники.
Первый из них внутриигровая книга «Изменившиеся». Я приведу ее текст полностью, к счастью, он невелик:
«Из всех эт’Ада, путешествовавших по раннему Нирну, Тринимак был сильнейшим. Он долгое время вводил в заблуждение альдмеров, убеждая их в том, что слезы — наилучший ответ Разделению. Они плакали и клеймили наших предков, особенно женоподобные альтмеры. Они даже поминали имя Пропавшего Бога всуе, подвергая сомнению Его речи. Тогда, в один прекрасный день, Боэтия, Принц Интриг, преисполненный сил юности, заманил Тринимака и проглотил его. Боэтия стал подобен Тринимаку и собрал достаточное число слушателей. Боэтия рассказал о лжи эт’Ада, аэдра, и о том, что Тринимак и есть самый большой лжец из всех, и говорил это голосом Тринимака! Боэтия поведал народу Триангулярную Истину. Вместе с Мефалой он показал ему правила Стремлений Псиджи. Он научил его, как строить Дома, и какие предметы понадобятся для захоронений в Углах. Он продемонстрировал истинный способ быть собой. Он указал путь достижения Исхода. Затем Боэтия освободился от Тринимака, извергнув того на землю перед ними, дабы доказать, что сказанное им правда. И его народу легко было стать Изменившимися».
Слово «кимер» (или как сейчас модно говорить, «каймер») и означает «изменившийся». В то же время мы знаем, что альдмеры-последователи Тринимака тоже изменились, стали орками, после того, как тот стал Малакатом.
Кроме того, нам известно, что весь эпизод с поеданием Тринимака произошел во время погони Тринимака и его последователей за кимерами, которых вел Велот. Спрашивается: а зачем, собственно, Боэтии потребовалось убеждать кимеров в том, что Тринимак лжец, если они уже были даэдрапоклонниками и стремились как можно скорее покинуть Саммерсет? Очевидно, проповедь Князя Даэдра предназначалась ушам последователей Тринимака, орсимерам.
Зачем это Князю – понятно: чем больше почитателей – тем лучше. Вопрос в другом: были ли среди орсимеров те, кто поверил речам Боэтии? И если такие были, то постигла ли и их судьба собратьев, стали ли они орками?
Предположим, что народ орсимеров разделился. Часть осталась оплакивать Тринимака (и вскорости получила занятный сюрприз в лице Малаката и отросших клыков), а часть …последовала за Велотом и кимерами. В конце концов, что им еще оставалось? Их бог был убит у них на глазах, сами они от него отреклись, а значит, возвращаться в общество альдмеров смысла точно не было.
Здесь уместно привести второй письменный источник, Проповедь Десять из Тридцати Шести Уроков Вивека:
«Вивек говорит Наставнику помнить слова Боэт-и-а:
<…>
Изменитесь в своей коже, говорю я Поедателям Тринимака. Доведите свои голоса до цвета ушиба. Идите туда, куда мысль вела вас. Разделитесь, подобно врагам вашим, на Дома, и в центр заложите ваши законы, как враг Углов Дома Тревог, и увидите, себя как древесину, или грязь, или смолу. Тогда, не разделяйтесь, ибо СИТИСИТ быстрее врагов, и Он разделит целое, ради одного».
Кто такие поедатели Тринимака? Казалось бы, очевидный ответ – «орки». Но нет, орки-то как раз Тринимака не ели. Более того, зачем бы Вивеку стараться чему-то научить орков?
В оригинале это слова не Вивека, а Боэтии. И обращены они, судя по всему, как раз к орсимерам еще до их превращения в орков. Очень вероятно, что это как раз цитата из той речи, которую Боэтия произносил, проглотив Тринимака: просто сравните два отрывка. «Поедатели Тринимака», в таком случае – прислушавшиеся к Боэтии, отрекшиеся от идей самого Тринимака, символически повторив деяние Боэтии.
Но зачем бы Вивеку повторять эти слова спустя столько лет? Взглянем на них пристальнее. Он говорит их Наставнику, то есть Неревару. Зачем?
Проповедь Десять начинается со слов:
«Вы обнаружили десятую Проповедь Вивека, скрытую в словах, которые впоследствии услышал Наставник».
Обычно, когда в Тридцати Шести Уроках появляется эта фраза, это значит, что последующая Проповедь будет как-то раскрывать или подсвечивать события, произошедшие в предыдущей Проповеди.
Что же, заглянем в Проповедь Девять. В ней идет речь о войне с северянами. А начинается она так:
«И наступила война с северянами, и вразумил Вивек Провозвестника, чтобы вступил он в быстрый и хитроумный союз с двемерами».
Провозвестник и наставник – одно лицо, Неревар. И больше в этой Проповеди ни о каких вразумлениях речи не идет, описываются только военные действия.
Я считаю, весьма разумно считать, что Проповедь Десять – это, помимо метафизического урока, еще и инструкция, в которой Неревара обучают, как именно вести себя с двемерами.
Ну-ка, какая фраза в ней вторая?
«Призывающий должен поднять раскрытую левую руку, чтобы показать ненадобность оружия».
Ну да, а то еще чего доброго, убьют посла.
То есть, Вивеку было прекрасно известно, откуда взялись двемеры (но не куда они исчезли). Вполне возможно, в конце концов, ему еще до его рождения читали «запретные (!) учения Тринимака». Нас здесь, впрочем, интересует иное. Как вы уже поняли, вся эта гипотеза строится на предположении, что двемеры – альтернативная ветвь развития орсимеров. И это предположение, подкрепленное тем, что уже сказано выше, очень хорошо объясняет последующие события.
Несмотря на желание кимеров, которые в ряде источников упоминают Дом Двемер как один из своих Великих Домов, ассимиляции двух народов так и не произошло. В первую очередь это связано с религиозными взглядами. Если кимеры были даэдрапоклонниками, то двемеры упорно придерживались антитеизма, отрицая всех (объективно существующих) в Нирне божеств. Если следовать моей гипотезе, то это вполне логично: их бога и предводителя убили у них на глазах. То есть проверку на божественность он не прошел. А начать поклоняться даэдра, роду убийцы их бога, который, к тому же, превратил их братьев в клыкастых вонючих варваров было для них уж как-то чересчур. И двемеры находят свой, особый путь.
Как стало понятно после выхода TES: Online Orsinium, орки – не просто умелые кузнецы. Инженерные достижения древних орков продолжают удивлять спустя тысячелетия.
При этом, в отличие от двемеров, орки являлись (и являются) заложниками мракобесного культа даэдра и народом-изгоем. Чего бы они добились, отказавшись от почитания даэдра, посвятив себя Разуму и Логике, и не будучи на ножах с половиной Тамриэля? Что ж, вполне вероятно, что двемерские руины, полные невероятных механизмов – полноценный на то ответ.
При этом нельзя сказать, что мировоззрение двемеров поменялось кардинально. Они по-прежнему продолжали ненавидеть Нирн и стремиться вернуться в мир первоначальных духов – вековая парадигма всего альдмерского племени.
Но если их предки, орсимеры, только плакали о том, что Лорхан обманом заточил их в Материальную тюрьму, она же План Смертных, Нирн, и слезно просили Ануиэля вернуть их обратно, то двемеры решили добиться освобождения своею собственной рукой.
И стало это возможным после обнаружения ими Сердца Лорхана. В то время двемерами правил король Думак, а «верховным жрецом двемеров» (как его называли кимеры, в действительности он был, надо думать, главным инженером или министром науки) – Кагренак. (Кстати, обратите внимания на имена, кстати. Кагренак, Думак, Тринимак… Еще можно вспомнить Радака, призрак которого мы встречаем под Морнхолдом).
Упомянутый Кагренак создает инструменты. В русском переводе они именуются Разделитель, Разрубатель и Призрачный Страж. В оригинале – Sunder, Keening и Wraithguard.
Почему это важно? Вернемся к первому тексту, «Изменившимся»:
«Он долгое время вводил в заблуждение альдмеров, убеждая их в том, что слезы — наилучший ответ Разделению».
В оригинале:
«He, for a very long time, fooled the Aldmeri into thinking that tears were the best response to the Sundering».
Sunder и Sundering, Разделитель и разделение. Но причем тут слезы?
Keening – жаловаться, причитать, голосить.
Как видно, за прошедшие столетия орсимеры (то есть, уже двемеры) посуровели не меньше, чем их кузены – орки. Вряд ли названия Инструментов были выбраны случайно, скорее, это серьезное возражение учению Тринимака: «Мы ответим Лорхану не слезами, а клинком и молотом».
Последнее свидетельство, которое мне бы хотелось упомянуть, тоже касается этого текста. Один из разработчиков TES III, Дуглас Гудалл комментируя его, обмолвился:
«Only Boethiah can change a race’s skin. Only the Dwarves can cover it in tin foil».
«Только Боэтия может изменить кожу расы. Только гномы могут спрятать это под фольгой».
Почему гномы (они же двемеры) скрывали свое происхождение? Ну а кому хотелось бы, чтобы им лишний раз напоминали о том, что они отреклись от собственного бога? Кому хотелось бы признавать свое родство с орками?
Впрочем, то, что Думака называли Гномоорком наводит на мысли, что возможно, некоторые контакты между навсегда разделившимися ветвями народа орсимеров все же существовали и поддерживались. Но если орки цеплялись за существование клыками и когтями, двемеры хотели прекратить его как можно скорее.
Что ж, им это удалось.
Арты принадлежат Ognevka Fenella, Digital Inanna, coupleofkooks,