Прохождение «всего лишь мода для Skyrim» вызвало у меня такую бурю эмоций и дисбаланс в организме, что в день, когда я прошел игру, меня накрыл Covid. Я абсолютно уверен, что этот шедевр от немецких мододелов SureAI обязан пройти каждый фанат классических RPG таких как Planescape:Torment и Gothic. Добро пожаловать в мир экзистенциального кризиса, всепоглощающего пессимизма, выполненных квестов, но разрушенных судеб.
Для тех кто как и я долго сомневался, поглядывая втихаря от жены на свои печально растущие пузо и бэклог, я накидаю несколько особенностей игры:
- богатый левел-дизайн
- эпичная и глубоко психологическая история
- чуваки заморочились со своей музыкой ничуть не хуже Джереми Соула
- для любителей залезть в каждую дыру в игре есть масса collectibles
- незамысловатый геймплей, но это все-таки Скайрим
Если у вас уже зачесалось, не тратьте время на статью, качайте сразу, ей богу. Замес начнется прям с самого начала и вас выкинет из жизни гарантированно на пару недель. Но после обязательно приходите чтобы обсудить. Наверняка будет что.
Я играл в «ванильную» Steam версию, которая кстати вышла всего два года назад (свежачок! кхе кхе). Разработчики применили несколько популярных графических модов, мне в принципе хватило, смотрится терпимо. И вспоминая мое последнее прохождение Скайрима с простыней из 180 модов, я понимаю, что уже слишком стар для этого дерьма. Все-таки Enderal не про ускоренных лошадей, умных спутников и правильный свет в подземельях. Эта игра — дань хорошему темному фэнтези, и сложным моральным коллизиям. Немецкая школа, да-да, я опять про это упоминаю.
Я из древнего поколения, представителям которого приходилось обновлять видеокарту, чтобы покинуть причал Сейда Нина. Эта паскудная игра троллила меня пару месяцев, пока я раз за разом пытался победить краш при заходе к «Дальше вы не пройдете пока не получите бумаги«. Так и ходил по кораблю, создавал персонажей разных рас, любовался водой и слушал саундтрек. Так что я Скайрим не люблю, я фанат Морровинда. Последующие части оболванились, Bethesda скатились, и вообще, они пидоры — проигнорили мое резюме.
Enderal совсем не похож на свою основу, и на мой взгляд, вообще далек от игр серии TES. Это скорее Готика с озвученными и театрализованными диалогами из Planescape. Elex должен был быть таким. Мой типичный вечер заключался в зачистке одного-двух подземелий, затем пара диалогов и чтение внутриигровой книжки. И все? Ну да. Готовьтесь к пространным обсуждениям, самокопаниям и планированию похода. Никаких оло-ло набегов на драконьи гнезда, никакого ебучего автолевелинга, никаких квестовых линий в стиле «это же герой (3 уровня), держи свою новую халупу (просто так, а чо нет)».
К вашему персонажу относятся как к понаехавшему, что вообще-то не далеко от правды. В этом краю высоких идеалов и тотальной религиозности головного мозга ты — беспутный поц, который бежал от войны. А вас сюда никто не звал. При этом квесты выдаются органично, ведь все-таки людям нужна помощь в эти темные времена. Их откровенно немного, но поверьте каждый стоит того, чтобы его выполнить. И результат чаще всего будет непредсказуемым, а иногда вообще разочаровывающим. «Зачем я вообще выполнил этот квест…» не раз возникнет в вашей голове.
Enderal вообще не нянькается с чувствами игрока. Тебя прокатывает по эмоциональным горкам раз за разом. Некоторые истории особенно пронзительны, оглядываясь на свой личный опыт. Поэтому чем вы старше, тем интереснее будет. В отличии от всяких Dark Souls вас чаще будет преследовать негеймплейная фрустрация хотя, каюсь, я все равно сёрфил вики, потому что, например, не мог найти начало гигантской фракционной линейки квестов. Или не мог найти предмет потому что его закинуло шальным фаерболом под стол. Или не понимал когда мне стоит выполнять тот или иной квест — фиксированная сложность локаций очень сурово обходится с неосторожным игроком.
Все-таки главным достоинством Enderal является ее «бесплатность». Люди искренне отдающие себя делу обойдут любого профессионала. Душа здесь прослеживается повсюду. Почти каждое подземелье раскрывает лор или повествует грустную историю (пару раз мне попадались таки забавные). У каждого персонажа явно проработана мотивация и они не какие-то нонеймовые NPC, если обидятся, то последствия будут катастрофическими. В небольшую игру умудрились впихнуть несколько климатических зон, миллиард огромных любовно созданных подземелий. Вы собирали все части Откровений Вивека, 2920 или подлинную Барензию? В Enderal даже есть аналог Похотливой Аргонианки! Книгам не хватает разнообразия стилей, но все равно можно посвящать целые вечера только чтению. Спасибо ребятам переводчикам! И, кстати, в сеттинге раскрыта тема этих ваших «двемеров».
Да, конечно, бюджетность чувствуется. Некоторые высокоуровневые открытые локации откровенно сырые с голыми plane мешами, возможно ребята продолжают работать над ними для следующих обновлений. Периодически натыкаешься на баги. Но в отличии от той же Pillars of Eternity 2 или Pathfinder мне не приходилось лезть в ресурсы игры чтобы отредактировать нужную строчку. Все чинится на лету, а иногда даже с интерактивными подсказками от самих SureAI (обязательно буду вводить эту фичу в своих проектах).
Мне понравился мир Enderal. Как я уже упоминал, в нем есть что-то от Готики. Подспудное ощущение тлена и конца. Порой так и хотелось включить фоном Lamb Of God или Gojira для эпизодов поднимающих проблемы классовой борьбы, тирании, самоопределения. А в душераздирающих эпизодах о потере близких Draconian или вообще Antimatter. Вообще тема смерти будет держать игрока своей костлявой лапкой от начала и до титров. Иногда даже слишком. Поиграл, как Достоевского хапнул, блеат. Обязательно найдите секретную «хорошую» концовку. Это ваще пздц, ребята.
Не буду сильно распространяться про геймплей. Он насколько возможно отличается от Скайрима, но значительно не дотягивает до других тайтлов сконцентрированных на боевке. Все увидите сами, некоторые решения неплохие, хотя в итоге я так и проходил с одним спеллом всю игру. Натурально однокнопочные бои были 😀 Менялись бафы и шмотки, прокачивался дух-братан, а я так и бегал делая пиу-пиу, собирая лут для всех торговцев Арка. Но для иммерсив РПГ это простительно. Тут ходишь с бабами в сауну или играешь в настолки с алкашами в таверне, а не зачищаешь вопросики на карте.
Очень жаль, что Enderal для меня закончился. Не осталось уникальных подземелий, жутких презентаций человеческих пороков и новых комплектов брони. Я даже мимоходом собрал почти все коллекционки, которых, к слову, перебор. Чуть ли не треть квестов это «собери Х частей». Я понимаю, что таким образом игрока мотивируют посетить случайные области мира, но вообще по сюжету тебя спокойно по всем пропаровозят. Штош, будем считать просто помощью для игрока. А то потом на DTF игру обвинят в устаревшем геймплее для задротов. Мегасундук тоже такое себе. Я все еще помню как я специально коллеционировал все реликвии и книги в комнате таверны в Кальдере…
Очень жаль, что Enderal для меня закончился. С точки зрения вовлеченности это была одна из лучших игр за мою жизнь. Очередной гвоздь в гроб игровой импотенции. Над многими вопросами, которые поднимает игра я все еще страдаю и перевариваю в лихорадочных снах. Концовка Ралаты, трагедия в Silvergrove, ну и сюжетная линия. Поиграйте оно того стоит. Не каждая проза вывезет такой накал. Даже концовку не просрали! Не могу вспомнить такой же эпичной проработки для 5% игроков дошедших до конца (а вы думали почему никто не заморачивается с концовками?).
Теперь мой бэклог исхудал до позорных 6 тайтлов и я даже не уверен, что хочу пробовать Numenera. Есть идеи во что стоит поиграть теперь? И если вы уже прошли Enderal напишите кого вы поддержали в развязке конфликта на пороге «комнаты с картинами». Какую концовку для себя вы выбрали каноничной? История Мясника это правда? Как вам ситуация в ордене? Какая локация вам понравилась больше всего?