Элизабет. Анализ персонажа

Элизабет. Анализ персонажа

— Букер, ты боишься Бога?

— Нет, но тебя — боюсь.

Вышедшая в уже далеком 2013 году, Bioshock Infinite, рассказывает о Букере ДеВитте — частном детективе, которого наняли для простого на первый взгляд дела — «привести девушку». Помимо отличного сюжета, Bioshock представила интересный образ персонажа-спутника — Элизабет, которая сразу, после выхода игры полюбилась многим игрокам. И на то были причины.

История Элизабет

Первый раз мы видим Элизабет в вступительной кат-сцене на лодке, но пока только на фотографии. И сразу узнаём, что она является главной целью. Попав в Колумбию, побродив немного по ней, послушав разговоры и аудиодневники, становится понятно, что Элизабет является местным идолом поклонения, которая «должна взойти на трон». А находится она в Башни Агнца.

Внутри башни, Букер видит настоящую лабораторию со множеством приборов для слежения за девушкой, которое, судя по изображениям и графикам, длится почти с самого её рождения. Он попадает в наблюдательную комнату, где впервые видит Элизабет и её способность управлять разрывами — пространство-временными окнами.

Идя за ней, Букер поднимает на вершину башни, где проваливается и падает в библиотеку. Первое знакомство происходит в довольно быстром темпе. Сперва Элизабет даже не уверена в существовании Букера, так как это первый человек, которого она встретила за 20 лет. Тут же раздаётся сигнал Соловья — гигантской механической птицы, созданной охранять Элизабет. С помощью ключа, который дали Лютесы, Букер и Элизабет сбегают с башни, падают в воду и в конечном счете оказываются на пляже.

Впервые на свободе

Сразу же, несмотря на только что произошедшее, Элизабет убегает на звуки музыки. Проведя столько времени в заточении, она наконец-то получает возможность увидеть всё то, о чём читала в книгах. Элизабет воспринимает всё по детски наивно, что неудивительно. Она никогда не видела как негативные, так и позитивные стороны жизни. Для неё необычно всё вокруг. И, конечно же, она верит Букеру, когда тот предлагает ей улететь в Париж.

Помимо диалогов внутри кат-сцен, Элизабет часто комментирует что-то, что видит вокруг себя. Иногда она может остановиться и засмотреться на красоты Колумбии, взять бесплатную сладкую вату или поговорить с местными.

Пройдя чуть дальше Элизабет вместе с Букером, попадают в засаду, где, чтобы спасти себя и спутницу, Букер убивает нападавших. Это сильно шокирует Элизабет, поэтому она пытается сбежать от него. Первый человек, которого она встретила и первый кому она доверилась, оказывается убийцей.

Букер догоняет Элизабет на фуникулёре и говорит, что так просто уйти из Колумбии не получится. Элизабет успокаивается и идёт с ним дальше. Герои попадают на «Солдатское поле» — парк, где кратко рассказывается история жизни Комстока и история создания Колумбии. Тут Элизабет видит пророчество и понимает, что она его дочь. А её мать была убита Дейзи Фицрой. Чтобы уберечь дочь от такой же участи, Комсток запирает её в башне. Такая внезапная ответственность, Элизабет очень не нравится.

Пройдя через поле, герои попадают на дирижабль, где Букер признаётся Элизабет, что спасает её только из-за карточного долга и вводит координаты Нью-Йорка. За это девушка оглушает его гаечным ключом и снова сбегает.

Лучший спутник

Есть такой термин — comfort character. Персонаж, наблюдение за которым вас успокаивает. Причины успокоения могут быть абсолютно разные, поэтому этим термином можно назвать кого угодно: ничто не мешает вам наблюдать за маньяком, убивающим людей и успокаиваться, но чаще всего так называют персонажей, с определённым набором качеств. Прежде всего это забота, понимание и помощь своим близким.

Всё это Элизабет показывает на протяжении всей игры, немного ужесточаясь к концу. То как она старается помочь народникам, используя свои силы, при этом, до конца не зная как это отразится на неё саму, помощь ребёнку, которого схватила Фицрой, разговор с призраком «матери». Поэтому многие к ней так привязываются. Но, помимо той заботы, которую на проявляет к другим персонажам, важную роль играет то, какую заботу она проявляет к игроку. Понравилась она такому количеству людей, если была бы бесполезна?

Как игровой спутник, Элизабет, к счастью, не требует защиты, поэтому она не будет отвлекать во время перестрелок, а ещё может даже помочь. Если у вас чего-то не хватает, Элизабет тут же это находит и бросает вам. А к середине игры, она начинает использовать разрывы в бою, вытаскивая различные штуки из других реальностей. При этом часто есть выбор этих штук, в зависимости от вашего стиля прохождения. Если вы предпочитаете ближний бой, Элизабет может создать крюк, который поможет подлететь к врагу. Не хотите подставляться под пули, тогда Элизабет создаст автоматическую пушку или стену.

Жестокий мир

Очнувшись после удара ключом, Букер видит, что дирижабль захвачен народниками. Он договаривается с Дейзи Фицрой о том, что она вернёт ему дирижабль, если он найдет оружейника. Чтобы это сделать, Букеру требуется помощь Элизабет, которая все ещё под впечатлением от предательства и не особо доверяет ему. Несмотря на это, она спасает Букера от падения и снова соглашается помогать ему, при условии, что он на самом деле отвезёт её в Париж. Хотя Букер несколько раз разочаровывал Элизабет, у неё пока что недостаточно самостоятельности, чтобы делать всё самой.

В поисках оружейника, Элизабет находит дневник Леди Комсток, из которого узнаёт о том, что та не была её матерью и, возможно, именно из-за неё Комсток запер свою дочь в башне. Оказывается, что оружейник, которого они искали, мёртв и Элизабет, по подсказки Лютесов, открывает разрыв в другую реальность, где он, возможно, останется в живых. Герои идут обратно и по пути видят последствия открытия разрыва. Люди, умершие в прошлой реальности, живы в этой, но у них остались воспоминания о своей смерти.

Элизабет начинает понимать, что её сила, которую она, сидя в заточении, воспринимала скорее как игрушку, оказывается может очень сильно влиять на мир вокруг и на окружающих её людей, как в плохую, так и в хорошую стороны.

После открытия нескольких разрывов, реальность меняется. Теперь, революция народников проходит более успешно. По пути Элизабет восхищается народниками, считая, что они могут сделать ситуацию в Колумбии лучше. Вместе с Букером, она прорывается к дирижаблю и встречает Дейзи Фицрой, которая взяла в заложники ребенка и собирается его убить. Элизабет просит Букера отвлечь её, а сама, пытаясь спасти ребёнка, подходит со спины и убивает Фицрой.

Убийство человека сильно влияет на Элизабет. Во-первых, она начинает лучше понимать Букера, даже спрашивает совета, как справляться с подобным, но, конечно же, кроме как смириться, он ничего не может предложить. Во-вторых, она полностью расстаётся со своей детской наивностью, понимая, что это убийство — это только начало. Как знак изменений, Элизабет меняет одежду и отрезает себе волосы. Букер решает установить координаты на дирижабле, но какие именно, мы не узнаем, Соловей нападает на дирижабль и герои падают вниз.

Возле места падения оказываются Лютесы, которые предлагают способ управлять Соловьём. Чтобы его использовать, Элизабет и Букеру нужно попасть в дом Комстока. Автоматическая система защиты у ворот дома принимает Элизабет за покойную жену Комстока. Однако, чтобы открыть дверь нужны также отпечатки Леди Комсток. Элизабет отправляется к склепу, намереваясь отрезать руку своей мачехи. Букер пытается это предотвратить, но видя её решимость, говорит, что сделает это сам.

В склепе матери, герои попадают в ловушку Комстока, которая вытягивает силы из Элизабет и переносит их в тело Леди Комсток, превращая её в Сирену — существо, находящееся между реальностями. Чтобы её успокоить, героям нужно обнаружить три истины, доступные только через разрывы.

В этих истинах, Элизабет узнает о том, что Комсток не является её отцом. Он, используя машину Лютесов, открывает разрыв в другую реальность, откуда крадет Элизабет. Также Комсток убивает свою жену, так как та узнала об этом.

У ворот дома происходит сражение с Сиреной, после которого Элизабет пытается её успокоить, говоря, что главным виновником всего является Комсток и именно он должен быть главной целью. Призрак исчезает, уничтожив ворота. Герои собираются пойти к дому Комстока, но на них нападает Соловей. В обмен на то, чтобы сохранить жизнь Букера, Элизабет говорит, что вернётся обратно. Соловей её забирает.

Сила Элизабет

Букер сразу же отправляется спасать Элизабет, но попадает в туман, который перемещает его в будущее. Сперва не понятно насколько, но ничего не остаётся как идти вперед. По пути мы слышим разговоры из разрывов и находим множество аудиодневников Элизабет. Становится понятно, что она провела тут гораздо больше времени, чем казалось сперва.

Из разговоров и дневников мы узнаем, что учёные Комстока пытками, психологическим давлением и экспериментами хотели сделать Элизабет послушной и сломать её волю. Через полгода, это так и не удается и вместо пыток, они устанавливают Элизабет устройство, бьющее током при неповиновении.

В конце пути Букер встречает Элизабет из будущего, которой сейчас 92 года. Несмотря на всё то, через что она прошла, желание остановить Комстока она не утратила. Элизабет говорит, что Букер много раз пытался её спасти, но его всё время останавливал Соловей и единственным способом прервать этот круг, было перемещение. Она даёт подсказку по управлению Соловьём и просит Букера передать её другой Элизабет. Букер попадает обратно в настоящее, на полгода вперед от прошлого времени, как раз к тому моменту, когда Элизабет устанавливают устройство.

Сразу становится понятно, что Элизабет сильно изменилась. Как только Букер отключает устройство ограничивающее силу Элизабет, она открывает разрыв и без раздумий убивает ученых. Букер передает ей подсказку и предлагает сбежать из Колумбии. Элизабет резко отказывает, желая убить Комстока. Букер понимает, что она не отступит, но он не хочет, чтобы Элизабет брала это на себя. Убить Комстока он собирается сам.

Чтобы его достать, Букер и Элизабет отправляются на дирижабль «Длань Пророка». Поднимаясь по аэротрассам, они доходят до каюты Пророка, где Элизабет пытается поговорить с Комстоком, но его слова сильно выбешивают Букера, настолько, что он убивает его. Также в этой каюте находится макет «Сифона» — башни, которая ограничивает силу Элизабет. Выйдя наружу, герои видят, что на дирижабль напали народники. Элизабет, в этот момент понимает, что означала подсказка, и теперь она может управлять Соловьём. С его помощью, они отбиваются от народников и разрушают «Сифон».

После разрушения башни, к Элизабет возвращается вся её сила. До этого момента мы не знаем, насколько она была ограничена. Помимо того, что Элизабет становится способна открывать разрыв куда угодно во времени и пространстве, она начинает видеть все возможные реальности, становясь подобно всевидящему Богу. Она понимает, кто такой Букер ДеВитт на самом деле, кто она и как спасти мир от Комстока. Также она видит все предыдущие 122 попытки это сделать. (В эпизоде, где Лютесы предлагают кинуть монетку и отмечают, что выпадает, можно увидеть на доске 122 выпадений орла. Скорее всего, все эти броски тоже сделаны Букером в прошлых попытках спасти Элизабет).

Несмотря на то, что Элизабет уже знает, чем всё кончится, она не говорит этого прямо, а старается, чтобы Букер все понял сам, проведя его по утерянным воспоминаниям. Под конец она, с сожалением, спрашивает уверен ли он. Несмотря на то, что смерть Букера — единственный вариант, Элизабет не хочет терять своего близкого друга, спасителя и отца. Поэтому она и не топит Букера, а оставляет это на других Элизабет, из других реальностей. Это предположение, которое можно сделать из-за того, что у всех Элизабет на шее отсутствует кулон.

Смерть Букера убирает из всех возможных реальностей все возможные появления Захари Комстока. Нет Комстока, нет и Элизабет, поэтому в финале все её вариации постепенно исчезают. Нет Комстока, нет и Лютесов, которые придут за Анной. В конце нам показывают сцену, где не понятно осталась ли дочь у Букера. По моему, да, осталась. И жили они долго и счастливо… До выхода DLC.

Во время игры у меня возникла такая мысль. Почему Элизабет не сбежала сама? В одном эпизоде, она говорит, что в детстве её способности были сильнее, чем сейчас, позже становится понятно, что это связано с Сифоном, который ограничивал силу Элизабет. Но была ли её сила на том уровне, что сейчас. Могла ли она видеть все «двери и исходы» и остались ли у неё воспоминания об этом? В BaS 2 она теряет силу и перестает понимать, что ей нужно делать. К счастью, её воспоминания сохраняются в виде голоса Букера ДеВитта, который указывает ей путь. Могла ли Элизабет из оригинальной игры, в подсознании, сохранить виденья будущих событий и оставаться в башне, зная, что Комстока остановить можно только так?

Также, прежде чем перейти к Burial at Sea, следует поговорить о том, что произошло с Элизабет после концовки. Самым логичным и правильным вариантом будет — она просто исчезла. Смерть Букера стерла всех возможных Комстоков и разорвала все временные петли. Реальность откатилась до первого вмешательства, то есть до похищения Анны. Она остается с Букером и Элизабет никогда не появляется. Так и было до DLC.

Если мы согласимся с предположением о бросках монетки и о том что это 123 попытка спасти Элизабет, то нужно отметить, что это первая попытка завершившаяся удачно: Элизабет жива и получает всю силу, Букер жив. Только при этих условиях можно полностью избавится от Комстока. Если эта единственная удачная попытка, то и эта Элизабет должна сильно отличатся от своих вариаций. И я предположу два главных отличия: это первая Элизабет, которую Букер спас успешно, поэтому она относится к нему гораздо лучше, чем Элизабет из других реальностей, как видно из концовки оригинала. А ещё это единственная Элизабет с неограниченной силой. Если бы какая-либо из 122 предыдущих Элизабет получила бы всю силу, могла ли она разрушить временную петлю? Скорее всего да. Раз этого не произошло, таких Элизабет не было.

Burial at Sea. ep 1

В том же году, вышло первое из двух сюжетных DLC, которые продолжили историю Bioshock Infinite и соединили её с первой частью. Оригинальная игра, со всеми её манипуляциями временем и пространство, оставалась довольно логичной. Но мало в каком произведении с подобной темой, не остаётся каких-нибудь недосказанностей, парадоксов или просто непоняток. Эти дополнения основаны именно на подобных вещах, многие из которых связаны с Элизабет. И первый вопрос, который нужно задать: Элизабет из Burial at Sea — это Элизабет из основной игры?

Да. Возможно. Может быть..? На самом деле, это вполне может быть и любая другая Элизабет, но в концовке основной игры, у всех «ненастоящих» Элизабет не было кулона, а у этой есть. Следуя этой логике, предположим, что это одна и та же.

И второе. Произошло ли что-то с силой Элизабет между основной игрой и BaS 1? Единственное, что могло сдерживать её силу это Сифон, который был разрушен. При этом прошло не так много времени, если учесть, что Элизабет приходит в Восторг в том же платье. Следовательно, её сила, все такая же как и была в концовке Bioshock Infinite: она может открывать разрывы куда угодно и она видит все возможные варианты событий. Просто держите это в голове.

Сразу отмечу. Дизайн. Шикарен. Элизабет в образе femme fatale смотрится великолепно. Особенно идеально вписывается в эстетику первого Bioshock. А любая кат-сцена с неё просто квинтэссенция нуарности.

Итак, после событий основной игры, Элизабет, всё ещё огорчённая смертью Букера, находится в поисках возможных реальностей, где может появится Захари Комсток. И находит такую. В этой реальности Комсток также похищает Анну у Букера, но вместо пальца, разрыв отрезает Анне голову. Комсток просит Лютесов отправить его в другую реальность, где он может всё это забыть. Так он оказывается в Восторге — подводном городе из первой части, где снова берет себе имя Букера ДеВитта и открывает детективное агентство.

Сюда же прибывает и Элизабет. Некоторое время она живет в городе, изучает его, читает местные книги, сливается с окружением, а позже начинает план мести. Она приходит к Букеру и предлагает ему дело — найти пропавшую девочку Салли. Некоторое время назад Букер потерял её в казино и считал умершей, за что сильно винил себя. Видя шанс исправить это, он соглашается, несмотря на то, что Элизабет очевидно что-то скрывает.

Планы и мотивы

Размышлять над мотивами и смыслами поступков всезнающих и всевидящих персонажей довольно сложно. Хоть Элизабет и стала сверхчеловеком, из концовки оригинальной игры, мы знаем, что человеческие чувства она сохранила. Знала ли Элизабет, что после смерти Букера останется ещё один Комсток? Конечно, да. В отличие от первого Комстока, с которым она даже пыталась поговорить, Комстока из Восторга она считает виноватым в смерти своего друга и отца. В основной игре, избавить мир от Комстока нужно было, как минимум, из-за войны, которую он начнёт, а в дополнении это более личное.

Поэтому она задумывает такой изощрённый план мести. Элизабет вполне могла просто прийти к Комстоку и убить его, или же сперва заставить всё вспомнить, а потом убить. Вместо этого она использует в своем плане Салли, чтобы Комсток страдал ещё больше.

Элизабет говорит, что её источник — художник Сандер Коэн знает где находится Салли. В его клуб они и идут. Он оказывается закрыт, так как сейчас там проводится мероприятие для важных гостей. Попасть туда можно только в маскарадной маске. Герои обходят трёх приглашённых и крадут одну из них.

В клубе Сандер Коэн просит их исполнить танец и во время этого оглушает их током. Герои оказываются в Универмаге Фонтейна. Коэн сообщает, что Салли находится в отделе хозтоваров. По пути туда Элизабет расспрашивает Букера о жизни. Он начинает путаться в годах прибытия в восторг — последствия перемещения. Интересно, что Букер просит несколько раз называть его по имени, чего Элизабет, конечно не делает. Для неё Букер уже погиб.

В отделе хозтоваров, они видят, что Салли прячется в вентиляционных шахтах. Элизабет предлагает повысить температуру внутри них и закрыть все люки, кроме одного, тогда Салли ничего не останется как выйти через него. Букер неохотно соглашается. Сперва они закрывает все люки, а позже, чтобы пройти к термостату нужно попасть в магазин, который закрыт с другой стороны. Благо рядом есть вентиляция куда Букер подсаживает Элизабет и она попадает внутрь. Здесь происходит кое-что важное: в вентиляцию Элизабет залезает с кулоном на шее, а выходит уже без. Либо она его просто потеряла, что ломает весь смысл, либо это Элизабет из другой реальности.

Похоже, тут повторяется ситуация из основной игры. Элизабет понимает, что ей нужно убить Букера, но она не может этого сделать, поэтому оставляет это на другую вариацию себя, а сама сбегает.

Пытаясь спасти Салли, Букер всё вспоминает и даже искренне просит прощения у Элизабет. Но она не принимает их. В этот момент Букера пронзает сверлом Большой папочка.

Burial at Sea. ep 2

Второй эпизод начинается со сцены идеального Парижа, слишком идеального, чтобы быть настоящим. Элизабет жалеет, что использовала Салли для мести и чтобы спасти её, она решает отправиться обратно. Лютесы помогают ей, но предупреждают, что в том мире она погибла от рук Большого папочки.

Переместившись, Элизабет сразу попадает в плен к Атласу, который также схватил и Салли. С помощью голоса Букера, который на самом деле, является воплощением утраченных воспоминаний, Элизабет заключает с Атласом сделку. Она возвращает его в Восторг, а он отдаёт ей Салли. Способность видеть будущее и создавать разрывы у Элизабет пропала. Также её мизинец снова на месте. Кроме того, что теперь она не может вернуться, она не видит другие реальности и не понимает, что ей делать. Остаётся только следовать за голосом Букера. На протяжении всего пути у неё будут случаться вспышки утерянной памяти.

Тут можно сделать парочку предположений. Например, что Элизабет из BaS 2 это ещё одна вариация, что объяснит объяснит наличие пальца и отсутствие силы. Плюс, в последней сцене мы видим, что кулона у неё нет. Или же это та же Элизабет, но если это так, потеря силы и смерть должны входить в её план изначально. Мне больше нравится второе. Возможно, Элизабет понимает, что из-за её силы и желания отомстить Комстоку могут пострадать другие люди, например, Салли и чтобы никому больше не навредить, она лишает себя сил сама.

Чтобы доставить Атласа в Восторг, Элизабет решает поднять всё здание, с помощью Частицы Лютесов — технологии, которая держит Колумбию в воздухе. Чтобы попасть в Колумбию, она проходит через разрыв в лаборатории Сушонга. Также Сушонг приказывает ей достать некий образец волос.

В Колумбии мы узнаем несколько интересных вещей, например, что это Лютесы сделали так, чтобы Элизабет убила Дейзи Фицрой. Элизабет воспринимает это с грустной иронией. Это было её первое убийство, но спустя всё то, через что она прошла, это кажется мелочью. Достав образец волос, который оказывается её же, Элизабет возвращается обратно.

Используя частицу Лютесов, она поднимает все здание наверх. И, конечно же, Атлас не выполняет требования, а пытками начинает добиваться у Элизабет информации о неком «тузе в рукаве». Благо, опыт выдерживания пыток у Элизабет есть — она ничего не говорит. Тогда Атлас угрожает пытками Салли. С помощью Букера, Элизабет начинает вспоминать, что уже видела «туз» в лаборатории Сушонга. Атлас приказывает его принести.

В лаборатории Сушонга действительно находится «туз в рукаве». Им оказывается кодовая фраза «Будь так любезен», которой Атлас будет контролировать главного героя первой части. Постепенно случайные вспышки памяти, которые были у Элизабет, начинают обретать смысл. Она понимает, что видит события, которые произойдут через два года. Получив кодовую фразу, Атлас ударяет Элизабет гаечным ключом. Находясь при смерти, она начинает видеть как Джек прибывает в Восторг, как он спасает маленьких сестричек и что всё заканчивается хорошо.

Так подходит к концу история одного из самых интересных игровых персонажей. Начав как наивная девочка, Элизабет идёт в сторону жестокости, желая отомстить своим врагам. Получив силы для этого и попортив некоторые невинные жизни для своей мести, она решает исправить ошибки. Даже ценой сил, подобных Богу и своей жизнью.

Если вам понравилась статья, подпишитесь и оцените другие мои статьи.

 

Источник

Читайте также