Привет, SE7EN! В этот праздничный январский день представляю вашему вниманию полный разбор самой дешёвой новой электрогитары, которую можно приобрести в странах СНГ.
Этот артефакт китайского производства носит кодовое имя GT500 и продаётся под множеством торговых марок, главные из которых — Irin и Tinar. Мой экземпляр пришёл вообще без какой-либо маркировки.
Как легко догадаться, изделие не лишено недостатков и нуждается в доработке перед использованием. Насколько всё плохо, получается ли в итоге годный инструмент, и годится ли GT500 в качестве новогоднего подарка, мы сейчас увидим и услышим.
▍ Китайцы это умеют
В первую же минуту владения этим чудом мне стало ясно, что массогабаритной моделью электрогитары данный китайский шедевр не является. То есть, с габаритами у него всё нормально, а вот масса составляет всего-навсего 2 килограмма 350 граммов! На сегодня это самая лёгкая из моих электрогитар, несмотря на то, что она полноразмерная.
Пенопластовая упаковка, заботливо покрытая перекрывающимися полосами жёлтого скотча, могла показаться пустой.
И это один из секретов подозрительно низкой цены инструмента: меньшую массу дешевле перевозить, если основой транспортировочного тарифа являются не габаритные размеры, а вес.
Несмотря на экзотическую форму, корпус и гриф GT500 точно вписываются в очертания стратокастера, что позволяет использовать одинаковые коробки для разных моделей. Это ещё один фактор снижения расходов: крупная партия идентичных упаковок обходится дешевле как в производстве, так и в складировании и транспортировке.
В отличие от традиционных коробок из гофрокартона, контурная пенопластовая упаковка менее экологична, зато не боится влаги и гораздо лучше защищает товар. На фото можно наблюдать, какие части инструмента упирались в пенопластовую крышку.
Моя праздничная электрогитара прибыла из далёкого Китая без единой царапинки. Но следует отметить, что она приобретена под маркой Tinar, а не IRIN.
Подробности о гитарном конструкторе IRIN, пришедшем ко мне в почти полностью развалившейся однослойной картонной коробке, можно прочитать и посмотреть в осенней статье.
А прямо сейчас на моём «операционном столе» лежит ещё одна электрогитара IRIN, также транспортировавшаяся в гофрокартоне и получившая значительные повреждения.
В комплекте GT500 прилагаются три разноцветных медиатора, тряпочка для полировки, имбусовые ключи для гайки анкерного стержня и сёдел машинки тремоло, рычаг для этой машинки, дешёвый шнур джек-джек и тонкий короткий ремень.
▍ Что это за форма такая?
Форму корпуса электрогитары в виде древесного листа с агрессивно рваными краями придумали дизайнеры японской компании Electric Sound Products. Модель получила название Forest GT и стала выпускаться под марками ESP, LTD, Edwards и Grass Roots.
Как легко догадаться, целевой аудиторией инструментов с такой внешностью стали энтузиасты самых тяжёлых жанров экстремального металла. Соответственно, электрогитара получила 24 лада и машинку тремоло Floyd Rose, позволяющую исполнять умопомрачительные «дайв-бомбы» и изменять натяжение струн как вниз, так и вверх в реальном времени, чисто аппаратным способом без задействования процессорной мощности.
Не все металлисты любят Флойд Роуз, и поэтому существуют варианты с фиксированным бриджем, а также с простой машинкой стратовского типа, однако последние встречаются относительно редко.
Настоящая Forest GT представляет собой электрогитару со сквозным грифом. По сути, это Jackson Soloist видоизменённой формы для тех, кому хочется иметь инструмент, непохожий на Стратокастер.
Однако гриф GT500 привинчен к деке четырьмя шурупами, что характерно для Dinky — другой распространённой модели электрогитар Jackson.
Что интересно, дека имеет эргономический вырез, а пятка грифа — нет. Снова налицо унификация комплектующих с целью удешевления.
Вместо классического некплейта — хромированной стальной пластины, как у стратокастеров и телекастеров — здесь применены отдельные фигурные шайбы, устанавливаемые заподлицо в углубления деки.
▍ Болезнь дешёвых электрогитар
Ввернуть шуруп — что может быть проще? Однако и в этом нехитром деле можно наломать дров, даже если не забивать шурупы молотком.
Отверстия в кармане деки электрогитары должны быть выполнены сверлом диаметром 5 миллиметров, чтобы шуруп не вворачивался в деку, а свободно проходил через неё. Это выглядит так.
Однако горе-рационализаторы из Поднебесной давно приловчились сверлить и деку, и гриф 4-миллиметровым сверлом за одну технологическую операцию. Сверлильщик моего экземпляра даже перестарался, проделал слишком глубокое отверстие и слегка повредил накладку.
Обидно, но не смертельно. Немного работы надфилем, и теперь дефект незаметен ни при осмотре инструмента, ни при игре. Страшнее другое. При сборке моей гитары на китайской фабрике шурупы прочно ввернулись в 4-миллиметровые отверстия деки.
4-миллиметровые отверстия грифа при этом рассверливались. Точно такая же беда уже приключалась с красным даблкатом Harley-Benton DC-200 CH и оранжевым телекастером TERRIS TTL-039 YW.
К счастью, лекарство есть. А точнее, хирургическая операция. Берём гелевый цианоакрилатный суперклей, при помощи которого вклеиваем в повреждённые отверстия зубочистки.
После полимеризации клея откусываем зубочистки и восстанавливаем плоскость пятки грифа при помощи надфиля.
Далее сверлим новые отверстия диаметром 4 миллиметра на правильную глубину.
Теперь отремонтированный гриф можно устанавливать на деку, отверстия в кармане которой расширены сверлом на 5 мм.
▍ Экранирование электрогитары
Но перед этим я заэкранирую полость темброблока. Её чёрные стенки были задуты тем же лаком, что и вся дека.
Этот лак не проводит электричества и не экранирует инструмент от внешних помех и статических разрядов, возникающих при трении электрогитары об одежду музыканта.
Самодельная токопроводящая краска, получаемая путём размешивания литейного графита или графитовой пыли для смазки замко́в в художественном или строительном акриловом лаке на водной основе, решает данную проблему.
Перед нанесением электропроводная краска должна иметь консистенцию густой грязи. Если будете выполнять экранирование как я, без отпаивания проводов, то постарайтесь их не испачкать во избежание неожиданных утечек сигнала звукоснимателей.
Для экранирования крышки гитарного темброблока можно применить медную фольгу в виде самоклеящейся ленты. Будьте внимательны: эти ленты существуют в двух разновидностях — токопроводящие с обеих сторон или только с одной стороны. Я использую ленту с двусторонней электропроводностью.
▍ Звукосниматели и темброблок
Коль скоро зашла речь об электронике гитары, следует отметить, что темброблок собран по простейшей схеме с двумя переменными резисторами — громкости и тембра.
На валы регуляторов насажены нарядные и удобные ручки телекастеровского типа из хромированного металла, выполненные в виде цилиндров с накаткой и куполообразным верхом.
Используется стандартный трёхпозиционный переключатель стратовского типа. Каких-либо отсечек или более сложных вариантов коммутации катушек звукоснимателей не предусмотрено.
Как и полагается в стиле «волосатого» глэм-рока 1980-х годов, которому следует эта гитара, здесь установлено три электромагнитных датчика — два открытых хамбакера в чёрных пластиковых рамках и закрытый сингл посередине между ними на шурупах, ввёрнутых в дерево деки.
Без разборки звукоснимателя и даже без его извлечения из корпуса инструмента можно увидеть керамический магнит.
Вне всякого сомнения, это самые дешёвые датчики. Но их звучание, как это ни странно, весьма радует. Не хватает только стратовского «стекла», но мы с вами знаем, как его получить.
Потребуется потенциометр типа пуш-пул (тяни-толкай) или пуш-пуш (с фиксацией нажатия), осуществляющий простую или продвинутую отсечку катушек хамбакеров.
Любо-дорого посмотреть, как создатели инструмента разместили выходное гнездо под джек. Они взяли стандартную овальную пластину и прикрепили её с помощью шурупов не выпуклой, а вогнутой стороной. Получилось просто идеально.
▍ Дека и фурнитура
Толстые крышки темброблока и пружин механизма тремоло не утоплены внутрь деки, а привинчены шурупами поверх неё. Это нельзя назвать изящным, зато дёшево и сердито.
Шлифовка лакокрасочного покрытия выполнена неаккуратно и не до конца. Лично я нахожу это очаровательным. Как и неутопленные крышки, оно дополняет образ гитары.
Пуговицы под ремень самые обычные, шайбы под ними из пластиката, а не из фетра. Я не следую моде называть такие бобышки «антабками», потому что антабка — это крепление для ремня в виде скобы, а не грибка. Если уж пользоваться терминами, то лучше делать это правильно.
На большинстве «рогатых» гитар верхний держатель ремня стараются разместить как можно ближе к концу рога, а здесь он расположен посередине, из-за чего напоминает глаз какого-то странного существа. Тем не менее, баланс инструмента на ремне нормальный.
Это новая гитара из коробки, и при этом на ней столько царапин. Есть даже выбоина, и она сделана не мной.
Большое перпендикулярное плоскости деки отверстие в кармане под гриф служит не для подвешивания при покраске, как считают многие, а для направляющего стержня деревообрабатывающего станка.
Это старая технология, известная ещё с тех времён, когда точили и фрезеровали при помощи копировальных станков по шаблонам-лекалам.
Одним из известных разработчиков таких станков является великий Андрей Нартов (1693-1756). Благодаря стараниям энтузиастов, его труды оцифрованы и доступны для скачивания из Интернета.
Продольное отверстие — это вход сверла, сформировавшего канал для проводов от звукоснимателей к темброблоку. То же самое мы наблюдали на примере фанерного телекастера TERRIS TTL-039 YW.
Гитара снабжена машинкой тремоло винтажного стратовского типа на шести шурупах, причём эти шурупы ввёрнуты на разную глубину.
Получается, что инструмент за 6760 рублей, включая доставку, отстраивали перед тем, как упаковать и отправить! Либо это сделано затем, чтобы создать видимость отстройки. Как бы то ни было, машинка работает, причём даже в обе стороны, но возвращается в правильное положение не всегда.
▍ Особенности грифа
В этом может быть виноват и верхний порожек, выполненный из красивого глянцевого пластика. Я буду заменять его на канадский Graph Tech Black TUSQ XL PT-6060-00. Размеры совпадают с порожками старых Epiphone Les Paul, выпускавшихся до 2014 года.
Колки самые обычные, и они нормально работают. Смысла в замене не вижу, разве что на запирающиеся (локовые). Тогда станет быстрее и удобнее менять струны.
Перо грифа расположено под углом, что неожиданно для такой дешёвой электрогитары.
Гриф изготовлен не из цельного куска древесины, а склеен из двух частей — верхней и нижней. Это не только дешевле, но и добавляет прочности. Волют здесь не нужен.
Сам гриф кленовый, имеет сучки, но это никак не сказывается на его работе.
В силу некоторого опыта в изготовлении деревянных поделок, я ни с чем не спутаю запах этого грифа. Он слегка пахнет прогорклым, то есть полимеризующимся льняным маслом. Это хорошо, и вот почему.
Во-первых, сохранившийся запах означает, что гриф обработали именно натуральным маслом из семян льна, а не быстросохнущей олифой с токсичным свинцовым сиккативом.
Во-вторых, так получается очень приятный гриф, к которому не липнет рука.
Профиль грифа комбинированный — C-образный в начале и D образный в конце. Радиус накладки модерновый — 14 дюймов.
Этот гриф очень похож на тот, что у «народного» Cort KX100, только вместо благородной ятобы применён техновуд, изготовленный из ультрадешёвого бамбука.
И это меня нисколько не огорчает. Играть приятно, проблем со звоном при низкой высоте струн не наблюдается. И даже острых краёв у ладов не было, что вообще удивительно.
Если гитаристу нужно именно «ехать», а не «шашечки», то этот инструмент — просто бомба. Да, он требует некоторых технических работ перед началом эксплуатации, но то же самое можно сказать и о многих других, гораздо более дорогостоящих электрогитарах.
▍ А как она звучит?
После выполнения всех необходимых операций можно, наконец, сесть и поиграть.
Видео на Youtube
Звукосниматели очень «выхлопные». «Жир» в неке и «сфокусированность» в бридже имеются. Средний сингл приятный. Во второй и четвёртой позиции переключателя наблюдается «твэнг», а не «стекло», потому что отсечки катушек хамбакеров не предусмотрено.
Разумеется, я буду совершенствовать этот темброблок. Но сейчас новогодние праздники, и мне хочется просто поиграть на гитаре для себя с удовольствием.
Этот инструмент такую возможность предоставляет, так что я ни капли не жалею о рискованной покупке. Она оправдала себя на все сто. Ещё одно новогоднее чудо удалось. Надеюсь, что весь новый 2025 год будет таким радостным.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Telegram-канал со скидками, розыгрышами призов и новостями IT 💻