Жуткий незнакомец в татуировках стоит за окном сжимая в руках необычный полароид. Парень прыгает с парашютом из самолета но не долетает до земли. С неба падает дождь из гвоздей. В торговом центре снова кто-то стреляет. В последнее время у нас тут странная погода.
По правилам я должен написать что Джо Хилл — автор в жанре ужасов. Потому что это удобная «рамка» для восприятия. Его самые знаменитые работы — недавно экранизированные комикс «Locke & Key» и роман «NOS4A2» определенно подходят под эту категорию. Но такая характеристика будет большим упрощением. Все равно что назвать Massive Attack «электронной музыкой» или Metal Gear Solid «стелсом».
«Странная погода» — это сборник из четырех повестей (ещё одна категория, об этом позже). «Snapshot» начинается как стандартная история про «подросток в маленьком городе против потустороннего», которая под конец берет резкий поворот и становится медитацией на тему времени и памяти. «Aloft» — это как та строчка из Rolling Stones про «You can’t always get what you want». «Loaded» — попытка понять огромный стояк Америки на оружие, бьющая тебя наотмашь. «Rain» — одновременно пародия на «большой» пост-апокалиптический роман Хилла «Fireman» и взгляд на климатические изменения и разрушительные страхи современного общества.
Каждая история про что-то страшнее чем зомби и оборотни. Как говорит сам Хилл, в работе над книгой он брал метафоры и выкручивал их до буквального максимума — от глобального потепления до болезни Альцгеймера. Потому что «люди понимают проблемы только через истории».
«Живи быстро, умри молодым, оставь красивый труп — это дерьмовая идея для человека но отличная — для истории» пишет автор в послесловии к сборнику, признаваясь в любви к формату повести. Потому что в нем есть концентрированная заряженность рассказа с глубокими характерами романов но без «воды» присущей большим книгам. «Странная погода» доказывает этот тезис сполна. Каждая история давит на газ и несется с обрыва вниз. Пока летят приблизительные 200 страниц каждой истории ты настолько увлечен фокусом, что не успеваешь следить за руками и просто сидишь с отрытым ртом.
Моя проблема с тем, чтобы убрать книги Джо Хилла в удобную маленькую коробку с надписью «хоррор» начались ещё с его почти поэтического сборника «20th Century Ghosts» (прочитайте одноименный рассказ оттуда или «Art Pop» чтобы понять о чем я). Он использует жанр как площадку для того чтобы рассказать о том, что видит вокруг и, в отличии от тысяч других, у него получается. Потому что «люди используют истории чтобы понять мир». Часто делая это он выходит «за поля» куда-то в сторону «большой» литературы, но не начинает при этом проповедовать, что само по себе, талант. Не важно чего вы боитесь — психа с магическим фотоаппаратом или безумного президента в твиттере — это будет напряженная поездка. Только будьте осторожнее. В последнее время у нас тут странная погода.