Джим Фицпатрик: человек, нарекший себя “отцом” Команданте

Сегодня речь пойдет о художнике мирового уровня Джиме Фицпатрике родом из Ирландии. В его послужном списке знаменитое изображение Че Гевары, обложки к альбомам рок-группы Thin Lizzy, а также иллюстрации к одной из красивейших настольных игр – Инишу. Но обо всем по порядку 😉

Искусство в жилах с рождения

Его дед, уроженец Корка, политический карикатурист Томас Фицпатрик, был одним из самых известных иллюстраторов викторианской эпохи.

В 1950-е годы Джим рос в северной части Дублина и наслаждался британскими и американскими комиксами, в том числе работами к Тарзану иллюстратора Берна Хогарта, вырезанными из экземпляров газеты Chicago Herald Tribune, которые ему присылал родственник из Америки.

В школе любимым предметом Фицпатрика была история. Она пробудила в нем любовь и связь с ирландскими мифами и легендами, которые впоследствии послужили источником вдохновения для его эпохальной публикации 1978 г. “Книга завоеваний.

Че

Прекрасным солнечным утром летом 1961 года я работал в баре отеля Marine в Килки в одиночку. Я был еще подростком. Я приехал в этот приморский поселок, чтобы поработать в отеле во время школьных каникул из колледжа Горманстаун.

В баре работал парень по имени Сэм, которого местные жители хорошо помнят, потому что он бывал там каждый день, – прекрасный человек. Я с ним болтал. В баре было еще два человека, завсегдатаи, которые разговаривали сами с собой. Вошли эти трое, очень интересные на вид мужчины. Все, что было нужно, – это двери салуна в стиле Клинта Иствуда, потому что они вошли в бар через распашные двери у бокового входа в отель.

На них были зеленые плащи цвета лондонского тумана с погонами – такая штука на плечах, через которую продевают рюкзак. Я сразу узнал Че. Кто были два других парня – загадка. Один парень был очень кудрявый.

Я сказал что-то вроде: “Что тебя сюда привело?”. Он засмеялся. Я сказал: “Я вас узнал. Я слежу за кубинской революцией”.

Кубинская революция была, наверное, самым захватывающим событием в моей жизни. Для меня он был мировой фигурой. Мы смотрели программу Pathé News, и все революционеры, приехавшие в Гавану, сидели на танках с длинными волосами и бородами. Люди моего возраста его боготворили.

Мы поговорили несколько минут, когда он понял, что я знаю, кто он такой. Его английский был неуверенным, но он мог понять меня. Первое, что он сказал: “Вы знаете, я ирландец. Мой отец – Гевара Линч [потомок Патрика Линча, который в XVIII веке уехал из Голуэя в Аргентину]”. Я был ошарашен, потому что совершенно не знал об этом.

Джим Фицпатрик о знакомстве с Че Геварой

Он никогда не был членом какой-либо политической партии или организации, но симпатизировал “официальному” республиканскому движению.

Из-за интереса к немецкой графике Джим Фицпатрик был постоянным читателем журнала Stern, и именно в нем летом 1967 г. он впервые познакомился с фотографией (опубликованной также в Paris Match), которую впоследствии увековечил в виде плаката. Фотография под названием Guerrillero Heroico («Героический партизан») была сделана Альберто Кордой 5 марта 1960 г. на митинге в Гаване в память о жертвах взрыва на военном судне La Coubre.




Сразу после смерти Че Гевары в октябре 1967 года Фицпатрика пригласили принять участие в выставке в Лондоне под названием Viva Che. Джим решил сделать для нее что-то особенное. Он сел и сделал, как ему казалось, самую драматичную из когда-либо опубликованных работ Че – красно-черную. До этого он сделал еще две – черно-белую и психоделическую. Другие художники тоже делали очень хорошие версии Че, но вариант Фицпатрика захватил воображение публики.

Пресса позволила Фицпатрику разрекламировать изображение Че и распространить о ней информацию. Иллюстратор объявил, что она “свободна от авторских прав для широких масс”.

Это была реакция на то, что уже в тот момент у меня его украли – он попал в Англию и распространился оттуда. Я решил, что если они хотят сделать его, что в наши дни называется “вирусным”, то я сделаю так, чтобы он распространялся, поэтому я объявил, что он свободен от авторских прав, придерживался этого и не взял ни цента ни с одной лицензионной сделки”.

Джим Фицпатрик

Друид Морфис

Джима всегда интересовали ранние ирландские легенды и вторжения. Друид Морфис – это странная фигура, немного похожая на Мерлина. В юности он был для Фицпатрика магической фигурой. Картина с изображением друида Морфиса слегка эротична.

Она очень личная, и именно поэтому после публикации в 1984 году ее нет даже на личном сайте художника, но это, безусловно, лучшая работа по мнению самого автора. В ней он достиг пика. Он мог бы добиться большего со многими другими работами, но не с этой.

Черная Роза

Black Rose – это самая знаковая обложка, которую Джим Фицпатрик сделал для рок-группы Thin Lizzy. Все знают это изображение. У многих людей она вытатуирована – от Эксла Роуза до Джонни Деппа.

Филипп Линотт, фронтмен Thin Lizzy, решил, что сделает альбом, основанный на Dark Rosaleen, поэме Джеймса Кларенса Мангана. Dark Rosaleen превратилась в Black Rose. Аллегория к нему относилась к освобождению Ирландии от английского владычества. Филипп сказал Фицпатрику: “Мне нужен образ, который сочетался бы с этой песней”.

Задача состояла в том, чтобы нарисовать черную розу, но ей чего-то не хватало. В один из дней, во время очередного разговора по телефону с Филиппом, Фицпатрика вдруг осенило.

Я вспомнил образ Джозефа Мэри Планкетта, лидера 1916 года, в его стихотворении “I See His Blood Upon the Rose”. Как только я сказал об этом Филипу, он ответил: “Мне чертовски нравится эта идея”. Вот откуда взялась кровь на розе. Ирландская раса – кровоточащая роза – была обескровлена на протяжении сотен лет.

Джим Фицпатрик о создании обложки Black Rose

Тайлту

Тайтлу – картина с изображением огненноволосой королевы-воительницы. Это своего рода икона с изображением прекрасной богини. Лицо, которое Фицпатрик использовал для этого, было его девушкой в то время. Обычно в качестве модели для этих эпосов выступал кто-то из знакомых Фицпатрика. В работах художника всегда есть что-то личное.

Уильям Рори Галлахер

Происхождение изображения Рори Галлахера весьма странно. Однажды один американский фанатик всего, что связано с Рори, сделал заказ Фицпатрику за очень небольшую плату, но художник был рад получить несколько шиллингов за то, что нарисовал Рори Галлахера.

Я приложил немало усилий, чтобы передать его образ, потому что мне хотелось почувствовать его музыку и тексты, на которые люди не обращают должного внимания; он был очень тонким автором. Я хотел запечатлеть его таким, каким он запомнился мне лично. Для меня он был богоподобной фигурой. Это звучит дико, потому что он был таким скромным человеком. Совершенно непритязательным.

Ахед Тамими

Как-то Джим Фицпатрик обратил внимание на Ахед Тамими, 16-летнюю палестинскую девушку, которая была заключена в тюрьму в 2018 году. Ему стало жалко ее, “кто-то должен был встать на защиту этой девушки, которая отстаивала то, во что верила”.

Автору повезло, что у него нашлась очень хорошая копия снимка, сделанного еврейским фотографом. Культовую фотографию, где она держит палестинский флаг, Фицпатрик превратил иллюстрацию и выложил в социальных сетях. Она в миг стала вирусной.

Я послал отпечаток ей в тюрьму. Я распространил его в социальных сетях и в других местах. Помню, ко мне домой пришли два парня с российского телевидения, чтобы взять у меня интервью здесь, в Дублине. У меня в голове крутилось старое изречение из Талмуда: “Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир”. Мысль о том, что эти люди могут так вести себя по отношению к молодой девушке, показалась мне поразительной.

Джим Фицпатрик

Образ удачно получился благодаря интересной детали. У Джима был друг, Лиам Шарп, который в то время занимался иллюстрациями к “Чудо-женщине” для DC Comics. И Фицпатрик решил его разыграть, поместив логотип “Чудо-женщины” и комментарий “Существует настоящая Чудо-женщина” в углу. Авторские права художник, конечно же, передал DC Comics.

Кроме того, Галь Гадот, актриса, играющая Чудо-женщину, проходила военную службу в израильской армии. Таким образом, он убивал сразу двух зайцев.

Когда Ахед вышла из тюрьмы, люди, которые восхищались работами Фицпатрика в Палестине, организовали огромный рекламный щит с этим изображением к ее возвращению домой.

Иниш

Конечно же нельзя оставить без внимания одну из красивейших настольных игр – Иниш. Именно иллюстрации кельтских мифов Фицпатрика легли в основу данной игры.

Эпилог

Джим Фицпатрик – это действительно человек, который оставил свой след в истории искусства. Необычные, цепляющие, иногда провокационные иллюстрации никого не оставят равнодушным. Творчество Фицпатрика уже имеет статус культового и продолжит жить долгие годы после него.

 

Источник

Джим, Команданте, нарекший, отцом, себя, Фицпатрик, человек

Читайте также