Двадцать лет оригинальному Xbox: как Microsoft присоединилась к консольной гонке и создала свою первую консоль

История о том, как Билл Гейтс одобрил разработку игровой платформы, чтобы не дать Sony полностью захватить дома американцев.

Двадцать лет оригинальному Xbox: как Microsoft присоединилась к консольной гонке и создала свою первую консоль

Оригинальная Xbox вышла в 2001 году — и с тех пор Microsoft заняла свою нишу в игровой индустрии. Это первый и единственный со времён Atari американский бренд среди консолей, добившийся успеха среди игроков. И хоть его продажи сильно уступали PlayStation 2, двадцать лет спустя авантюра компании кажется успешной.

Bloomberg выпустил материал о том, как Microsoft пришла к идее создания собственной консоли. Компания сильно рисковала, когда перешла на рынок, занятый японскими производителями, но смогла изменить расстановку сил в индустрии. Выбрали из текста главное.

Microsoft наносит ответный удар

История разработки Xbox началась в 1999 году, когда Джонатан Блэкли, на тот момент работавший техническим директором Microsoft, увидел новость об анонсе PlayStation 2.

По словам Джонатана, он бы не обратил внимания на это, если бы не заявление Sony о том, что их консоль станет полноценной заменой ПК с Windows. И тогда Блэкли счёл это прямой атакой на его компанию.

В то время я заезжал в гости к девушке, она тогда переехала в Бостон. На обратном пути я подумал: «Sony только что анонсировала PlayStation 2. В рекламе они заявили, что на ней будет установлена Linux, и сама консоль будет конкурировать с ПК». Сейчас я считаю, что это могла быть ошибка в переводе, или же они совсем не понимали, что не стоит так дразнить Microsoft.

Джонатан Блэкли
технический директор Microsoft

Через некоторое время состоялась деловая встреча руководителей Microsoft, на которой присутствовал и Билл Гейтс. Они предлагали друг другу разные идеи по развитию компании, и самой многообещающей оказалась разработка собственной консоли.

Эту идею предложил Рик Томпсон, которого позже назначили главой Xbox. После встречи он обсудил с Биллом Гейтсом перспективы Microsoft в этой области, и руководители пришли к согласию. Они поняли, что компании стоит защищать свои интересы, иначе все гостиные в домах американцев будут заняты японскими консолями.

И эти опасения не были безосновательными. Sony показывала рекламу с демонстрацией светлого будущего, где люди покупали себе по три-четыре PlayStation вместо персональных компьютеров. И чтобы предотвратить такой исход событий, Microsoft в срочном порядке организовала две команды по разработке собственной игровой консоли.

Первая из них, возглавляемая Джонатаном Блэкли, состояла из разработчиков DirectX. Они назвали свой прототип Windows Entertainment Platform и дали ей рабочее название Midway. Эта группа поставила себе цель создать игровой компьютер в виде консоли на базе Windows.

Вторую команду собрали из людей, работавших ранее над консолью 3DO. Они задумывали сделать более традиционную платформу с кастомной прошивкой и начинкой.

Чтобы отличать прототипы друг от друга, консоль от первой команды часто называли DirectX Box, то есть «коробкой от DirectX». Позже это обозначение сократили до Xbox, ставшего официальным названием устройства.

Через некоторое время Microsoft провела встречу инициативных групп с Биллом Гейтсом и остальными руководителями. И первая команда почти случайно получила одобрение руководства: тем просто не очень понравилась презентация второй группы.

Та команда вышла выступать первой и презентовала свой проект. Я бы сказал, что это была очень традиционная консоль: у неё была кастомная прошивка, кастомное железо, кастомный софт, кастомное всё.

А наш прототип тогда был, по сути, обычным компьютером. И мы выставили тех ребят как людей, которые отклонились от традиционной стратегии Microsoft, и это стало нашим основным аргументом. Так что очевидно, что наша команда победила.

Эд Фрайз
глава внутренних студий Microsoft

Но вскоре сотрудники Microsoft выяснили, что их идею не получится воплотить в должной мере. Комплектующие для персональных компьютеров по отдельности стоили дороже, чем консоли от других производителей, а компания не могла просто так снизить их цену. Против этого выступала, например, Dell, а представители Electronic Arts заявили, что не поддержат эту идею.

Будущему главе Xbox Рику Томпсону и генеральному менеджеру Microsoft Джею Алларду пришлось рассказать Биллу Гейтсу, что их консоль не будет работать на базе Windows. По их словам, встреча прошла на повышенных тонах: основателю компании не понравилось, что его сотрудники не смогли сдержать первоначальное обещание.

Нам буквально требовались полотенца на той встрече, чтобы стереть пот с наших лиц, ведь Билл кричал и орал на нас. Но Билл, будучи Биллом, был очень зол, потому что его ввели в заблуждение, и он имел полное право на это. Через полчаса он сказал: «Ладно, я всё понимаю. А теперь проваливайте, придурки».

Рик Томпсон
первый глава Xbox

К концу 1999 года Рик Томпсон и его коллеги провели ещё несколько встреч с Биллом Гейтсом и Стивом Балмером, который позже стал генеральным директором Microsoft. Казалось, что всё под контролем: команда, работавшая над консолью, регулярно докладывала руководству о своих планах.

Но через несколько месяцев выяснилось, что это не так — разработчикам пришлось защищать свой прототип перед советом директоров Microsoft.

Крики Билла Гейтса и переговоры с игровыми студиями

Разработка Xbox могла закончиться 14 февраля 2000 года. В тот день совет директоров созвал встречу всех высокопоставленных лиц Microsoft, чтобы обсудить дальнейшую стратегию компании. Ничто не предвещало беды до тех пор, пока встречу не пришлось отложить на 15 минут — Билл Гейтс опаздывал.

А когда он пришёл, стало понятно, что всем присутствующим придётся задержаться.

Билл пришёл позже где-то на 15 или 20 минут, и он был взбешён. Он ворвался в комнату, стукнул кулаком по столу и сказал кучу вещей, которые я бы не хотел повторять устно. Суть была такова: «Вы послали к чёрту Windows».

Робби Бах
второй глава Xbox

Но этим дело не ограничилось: основатель Microsoft бросил презентацию, приготовленную командой Xbox, на стол. И затем сказал, что эта консоль — «еб***е оскорбление» для всего, что он сделал для компании.

Сотрудники Microsoft выслушали Гейтса и попытались объяснить ему, почему они решили сделать консоль без Windows. Но тот даже не пытался выслушать их — и затыкал им рот.

Я вмешался и попытался всё объяснить, но Билл наорал на меня и заставил замолчать. Затем Робби Бах начал говорить, и Билл наорал и на него. К тому моменту Джей Аллард начал защищать наше решение.

В это же время Стив Балмер прошёлся взглядом по нашим слайдам и увидел большие красные цифры расходов. Так что он дал Биллу передохнуть и сам стал кричать на нас о том, что из-за этой консоли мы потеряем кучу денег.

Эд Фрайз
глава внутренних студий Microsoft

Встреча началась в четыре часа дня, а время уже приближалось к семи. Все сотрудники уже опоздали на ужин с семьёй, а Гейтс и Балмер продолжали их отчитывать. И в какой-то момент Робби Бах предложил руководству попросту отменить всю затею и прекратить разработку консоли.

И тогда Билл Гейтс напомнил всем присутствующим, что он одобрил создание Xbox не просто так, а чтобы не позволить Sony захватить рынок компьютеров. И в этот момент ему задали вопрос, который изменил весь тон встречи.

Один из вице-президентов, который всё это время сидел молча, спросил: «А что насчёт Sony?». И тут вдруг все в комнате замерли, и я помню, как замолчал на секунду, а у Билла появилось забавное выражение лица, словно он думает. И он сказал: «А что насчёт Sony?». И Билл повернулся к Стиву Балмеру, и тот тоже сказал: «А что насчёт Sony?».

Эд Фрайз
глава внутренних студий Microsoft

Буквально за пять минут Гейтс и Балмер изменили своё мнение. Они сказали команде Xbox, что одобряют новый концепт без Windows и профинансируют все расходы на разработку консоли и маркетинг.

Затем Балмер заявил, что руководство во всём поддержит все идеи разработчиков, и объявил об окончании встречи. Создатели Xbox называют этот вечер одним из самых странных в своей жизни.

Я вышел из здания вместе с Робби и сказал ему, будучи работником компании с 15-летним стажем, следующее: «Это была самая странная встреча, на которой я был». А месяц спустя Билл Гейтс анонсировал Xbox на сцене GDC.

Эд Фрайз
глава внутренних студий Microsoft

Но самое трудное было ещё впереди. Создателям Xbox ещё предстояло убедить игровые студии по всему миру выпускать проекты для их консоли. В лучшем случае их намерения подвергали сомнению, а в худшем — советовали не ввязываться в этот бизнес.

Electronic Arts стала первым издателем, который принял у себя представителей Microsoft. И генеральный директор компании Ларри Пробст заявил на встрече, что у разработчиков консоли нет понимания того, как работает этот рынок, и отказался от сотрудничества. Он пояснил это тем, что Microsoft неоднократно бросала свои неудачные продукты на произвол судьбы, а Electronic Arts не хочет ввязываться в потенциально провальную авантюру.

После неоднократных переговоров с этим издателем Microsoft изменила свой подход в общении с игровыми студиями. Изначально компания рассказывала о финансовой стороне вопроса, но затем сместила акцент на демонстрацию технологий. И после этого Xbox заинтересовала многих разработчиков.

Как только мы увидели полные характеристики, то сразу запрыгнули на борт. Жёсткий диск и объём оперативной памяти очень сильно повлияли на то, что мы могли создавать. Это был большой шаг вперёд по сравнению с PlayStation 2.

Тодд Говард
директор Bethesda Game Studios

Среди студий, выбравших сотрудничество с Microsoft, были и японские разработчики — например, Koei Tecmo. На встречу с Томонобу Итагаки, создателем франшизы Dead or Alive, ездил лично Джонатан Блэкли. И тот уговорил геймдизайнера создавать игры для Xbox лишь демонстрацией технических возможностей новой консоли.

Итагаки остался под таким сильным впечатлением от мощи Xbox, что пообещал создать для платформы новую Ninja Gaiden. Мощное железо убедило и руководство Konami, но понадобилось провести переговоры не совсем обычного рода.

Некоторые из моих встреч были абсолютно уморительными. Я прилетел в Японию, чтобы встретиться с одним из руководителей Konami. Меня заранее предупредили, что этот мужик очень много выпивает. И у нас был переводчик, потому что руководитель не знал ни одного слова по-английски.

За ночь мы выпили целую коробку пива Asahi и бутылку коньяка Courvoisier. В четыре утра я вернулся в отель и пришёл на официальную встречу с Konami в 9. Руководитель пришёл, а остальные — нет. Переводчика я больше не видел. Мужик просто протянул мне руку через стол, пожал мою руку и ушёл, как бы говоря: «Мы в деле».

Рик Томпсон
первый глава Xbox

Хоть Microsoft и удалось начать сотрудничество с рядом студий, ей всё же нужны были эксклюзивные игры. Эту проблему руководство компании решило обойти с помощью покупки игровых студий. И здесь Microsoft потерпела неудачу.

Сначала от сделки отказалась Electronic Arts, а затем — Nintendo. Сначала Microsoft пыталась убедить японскую компанию, что ей незачем заниматься производством консолей, если эту задачу может взять на себя Xbox. Но переговоры прошли безуспешно.

Стив Балмер заставил нас пойти на встречу с Nintendo, чтобы посмотреть, рассматривают ли они сделку с нами. А они просто смеялись что есть мочи. Представьте, что над вами смеются целый час. Вот примерно так и прошла встреча.

Кевин Бахус
директор по связи со сторонними студиями

Следующей на очереди была Square, но и эта компания отказалась от приобретения — из-за низкой цены. Ближе всех к сделке подобралась Midway Games — компания, известная по Mortal Kombat. Однако им пришлось бы избавляться от своих издательских активов и сотрудничества с Sony, поэтому переговоры прекратились.

Неожиданно проблема будто решилась сама собой: Эд Фрайз узнал о студии Bungie, которая была близка к банкротству. На тот момент разработчики уже анонсировали Halo для компьютеров Mac и нуждались в издателе. Microsoft купила Bungie и перевела её сотрудников в свои офисы.

На тот момент приобретение этой компании казалось странной затеей для многих разработчиков: никто не понимал, как шутер от первого лица может стать важным эксклюзивом игровой консоли.

Я получил голосовое сообщение от генерального директора Midway Нила Никастро, где он говорил, что мы самые тупые люди в индустрии. Он сказал, что понимает, почему мы не хотели покупать его компанию, но не понимает, зачем мы купили разработчика игр для ПК.

Все считали, что мы поступили глупо. А ребята из Microsoft Japan сказали: «Мы даже не будем поставлять Halo в магазины. Потому что, как мы все знаем, по всем законам физики игры от первого лица плохо работают на консолях».

Кевин Бахус
директор по связи со сторонними студиями

Более того, сначала Halo: Combat Evolved не впечатляла ни игроков, ни журналистов. Во время демонстрации на E3 2001 года билд игры тормозил и выглядел плохо. А первые прогнозы по продажам показывали, что Halo не была лидером по ожиданиям среди других проектов для Xbox.

Люди из индустрии подходили и говорили нам: «Позвольте нам кое-что уточнить. Тот проект, что вы показывали на E3 2001, та игра, которая выглядела плохо и тормозила и принадлежит к жанру, который плохо себя проявил на консолях, — это ваша игра из стартовой линейки?».

Робби Бах
второй глава Xbox

Но переговоры с издателями — лишь малая часть создания Xbox. Куда ответственнее была разработка самой консоли, и она проходила не без проблем.

Дизайн, презентация и выход Xbox

Громоздкий прототип в виде буквы X, безусловно, запомнился посетителям выставки GDC, но для массового производства он не годился. Команде пришлось придумывать новый дизайн Xbox, который бы воплотил в себе удобство для пользователя и практичность во внешнем виде.

Но Microsoft беспокоило не только это. Сотрудникам пришлось с нуля налаживать производство: искать изготовителей компонентов, находить фабрики, организовывать логистику. Ничем подобным компания ещё не занималась, поэтому это стало неподъёмной ношей для многих продюсеров.

Свои полномочия сложил Рик Томпсон, первый глава Xbox. На его место пришёл Робби Бах, зарекомендовавший себя руководству. В первую очередь он сказал своим сотрудникам посмотреть, из чего сделана PlayStation 2, чтобы иметь представление о внутреннем устройстве консолей.

В былые дни не было специальных компаний, которые показывали разбор устройств. Поэтому нам пришлось взять PS2, разобрать всю консоль и поместить детали на большую деревянную доску. Мы провели полный разбор, изучили каждый компонент и каждую деталь, дали ей оценку и попытались выяснить цену каждой части.

Аарон Гринберг
руководитель бизнес-планирования

Microsoft нашла своего производителя — компанию Flextronics. Специально для Xbox она построила завод в мексиканском городе Гвадалахаре, что позволило бы без проблем начать производство.

Но первые версии Xbox получались нестабильными. Примерно четверть из выпущенных прототипов не работала, а больше всего проблем возникло с DVD-приводом. Консоль царапала диски, и Microsoft пришлось заменить 200,000 приводов, чтобы исправить этот недостаток.

Кроме того, компания прорабатывала идею Xbox Live — онлайн-платформы для игры по сети. Microsoft стала первой компанией, сделавшей ставку на мультиплеер, но изначально Xbox Live не была приоритетной задачей компании.

Всю сеть тестировали на компьютере Бойда Мультерера — ведущего разработчика платформы. К нему приходила фокус-группа, состоящая из геймеров, и именно благодаря им учитывались все достоинства и недостатки Xbox Live.

Но ни мультиплеер, ни технические характеристики не смогли убедить японских геймеров купить Xbox. Виной этому был громоздкий дизайн самого устройства и геймпада, который попросту не помещался в руки местных игроков. Из-за этого Xbox так и не обрёл популярности в Японии.

Окончательный дизайн представили в январе 2001 года, на выставке CES в Лас-Вегасе. В презентации участвовали Билл Гейтс и Дуэйн «Скала» Джонсон. Причём рестлера пригласили после результатов исследования, где выяснили увлечения геймеров — оказалось, что те любят фаст-фуд и шоу WWE. А самым известным участником этой программы был как раз Дуэйн Джонсон.

По плану презентации, Билл Гейтс представлял Xbox вместе с Джонсоном. Но выяснилось, что основатель Microsoft почти ничего не знал о реслинге, поэтому ему написали речь с отсылками к WWE. В итоге эта демонстрация прошла успешно — целевой аудитории понравилось взаимодействие Гейтса и «Скалы».

Дуэйн Джонсон и Билл Гейтс представляют дизайн Xbox

Сотрудники Microsoft вспоминают, что Билл Гейтс произвёл фурор на Tokyo Game Show, куда он приехал показывать Xbox японским геймерам. Первое время тот даже не понимал, насколько популярен среди простых игроков.

В 2001 году мы взяли Билла с собой на Tokyo Game Show, и везде его принимали как рок-звезду. Билл однажды сказал: «Я хочу прогуляться и посмотреть на выставку». А мы ему ответили: «Билл, ты не можешь пойти. Толпа обрушится на тебя». А он сказал: «Я возьму шляпу и надену очки». И мы ему говорим: «Они тебя всё равно узнают. Ты Билл Гейтс, ты в Японии».

Кевин Бахус
директор по связи со сторонними студиями

К запуску консоли стало ясно, что Xbox произвела фурор среди западных игроков. 15 ноября 2001 года Microsoft провела большое мероприятие в честь начала продаж, где главной звездой был сам Гейтс.

В магазин Toys “R” Us на Таймс-Сквер, где продавали первые экземпляры Xbox, заехал основатель Microsoft в куртке с логотипом Xbox. Он играл в консоль на стендах и общался с покупателями и прессой.

Очевидцы поняли, что игровая индустрия изменилась навсегда. Главной игрой для Xbox стала Halo: Combat Evolved, которой предрекали провал. Неожиданно именно шутер смог выделить американскую консоль среди конкурентов.

На следующий день после запуска стало ясно, что Halo — наш главный хит. Эта игра показала, что мы не просто сделали клон PlayStation, а открыли новый рынок где-то между играми про Марио и проектами для ПК.

Эд Фрайз
глава внутренних студий Microsoft

Halo была нашей демонстрацией возможностей. Halo была причиной почему вы, владелец Xbox, были умнее своих друзей с PlayStation 2.

Кевин Бахус
директор по связи со сторонними студиями

Halo за считанные месяцы стала культовой игрой — настолько, что в неё играли даже люди, прежде не интересовавшиеся играми. В Microsoft даже позвонил помощник Тома Круза, который попросил помощи для актёра с прохождением одного из уровней.

Конечно, продажи Xbox сильно уступали конкурентам. Microsoft потеряла миллионы долларов на производстве и не получила прибыли на своей первой консоли. Но зато её фундамент позволил развивать бренд, изменивший расстановку сил в игровой индустрии.

Во времена, когда игры ещё не признавали формой искусства, Microsoft вошла в индустрию невзирая на все риски. И Билл Гейтс считает, что поступил правильно, доверившись своим сотрудникам.

Одна из тех вещей, что я любил и очень люблю в Microsoft до сих пор, — это возможность исследовать новые идеи, которые могут показаться другим людям невозможными в реализации. Вокруг этого мы и построили компанию.

Времена раннего Xbox служат этому отличным примером. Группа людей знала, что игры станут значимыми. И они считали, что Microsoft должна принять в этом участие, даже если бы это означало, что надо сделать что-то совершенно новое.

Билл Гейтс
основатель Microsoft
 

Источник

Читайте также