Как два человека из Перми превращают устное народное творчество в цифровое.
Я родился в Пермском крае, в Соликамске. В детстве и юности ездил на реку Язьву в Красновишерск, бывал в Кудымкаре и, конечно, Чердыни — одном из древнейших городов Урала. Это земля с историей, за которой толком никто не следит. Последнее моё посещение Чердыни было печальным: дороги разбитые, дома обветшалые, на улицах пусто. Запустение, забытье — бич всех маленьких исторических городов России.
Дома разваливаются, дороги разбиваются, но история — она остаётся. Историю хранят и передают, пусть теперь уже и не из уст в уста. Независимые пермские разработчики Владимир Белецкий и Михаил Швачко нашли новый способ — их игра с причудливым названием «Человеколось» 17 февраля вышла в Steam.
Путь к великой горе
Порог входа у «Человеколося» очень низкий: пройти игру сможет любой, возраст значения не имеет. Всё, что нужно — идти вперед. Есть несколько пазлов, которые решаются интуитивно — справится даже ребёнок. Игра-медитация: под тягучий, густой эмбиент сын бога Ена спускается в нижний мир, чтобы вернуть людям солнце, а затем идёт к железной горе. К месту, где птиц можно ловить руками, где трава стелется, как волосы, и где светлые избы стоят меж облаков.
Произведение Владимира Белецкого и Михаила Швачко основано на мифах и легендах коми-пермяков, древнего народа, проживающего в основном на северо-западе Пермского края. Но есть и несколько заимствований из саамской мифологии. Эти легенды дадут фору многим самым искусно прописанным вымышленным мирам.
Мир родился из яйца, что снесла утка. Одним из её творений был Ен, бог-лось, давший затем жизнь всему сущему. Вскоре он выбрал себе спутницу — человеческую девушку, и родилось у них семь сыновей, озарённых, что знают тропы духов и видят невидимое. Полу-люди, полу-лоси.
Однажды Ен убил шестиногого лося, что носил в своих рогах Шонди — солнце. Оно закатилось за горизонт и упало в бескрайнее море, в итоге достигнув нижнего мира, где обитают лишь проклятые. Там Шонди и лежит до сих пор, не доставая своими лучами до среднего и верхнего миров.
Первое, что я спросил у Владимира Белецкого: как вообще появилась такая идея — сделать игру по мотивам мифов народов коми. Да, история знает несколько игр, посвященных легендам незнакомых большинству народов, но тему сложно назвать популярной — так сразу на ум приходит только Never Alone, основанный на культуре инупиатов.
Изначально авторы не задумывали никакого особого послания, которое несла бы в себе игра. Источником вдохновения послужила работа геймдизайнера Locomalito — игра L’Abbaye des Morts, в которой катар пытается скрыться от крестоносцев. Причём, выполнена она в стиле проектов для ZX Spectrum.
Им хотелось сделать что-то подобное: поднять серьёзную тему и рассказать о ней с помощью стилизованной игры.
Игра «Человеколось» будто написана сухой пастелью по грубому холсту: фон выполнен мазками плашмя, а главные детали — нарочито подчеркнуты, а затем мягко растушёваны. Пастель имеет свойство бесподобно передавать материальность объектов, и использовать такую художественную технику — чертовски верный подход, когда делаешь игру про переход между мирами людей и духов.
Человеколось, сын Ена, может пребывать сразу в двух формах: быть обычным человеком или же обретать знание. Будучи знающим, он видит то, что скрыто: духов и чудь — например, ящеров, которые сдвигают горы и образуют мосты. Между двумя этими состояниями игрок переключается одной кнопкой, изменяя тем самым окружающий мир.
На своём пути полубог постоянно встречает деревянные идолы. Каждый из них — это одновременно точка сохранения, и новый фрагмент из легенд коми. Авторов консультировал Пермский краеведческий музей.
«Наверное, наша игра — одна из немногих, в титрах которых есть список литературы» — говорит Владимир, а я, хаотично перелистывая в голове список всех пройденных игр, не могу вспомнить больше ни одной.
«Человеколось» — она как Journey, только на основе реальных историй, а не вымысла о падении некоей древней богоподобной расы.
«Человеколось» — пусть с допущениями, но научное исследование, написанное живым языком. Красиво иллюстрированная книга, где каждое слово, каждый элемент — на своём месте. Вещь, передающая древние культуру и верования в формате интерактивной истории, что даёт возможность изучить легенды народов коми тем, кто ни за что и никогда не полезет в научную литературу.
«Основной бюджет и затраты — это время нашей небольшой команды» — сказал мне автор. Глобализация никого не щадит, и благодаря таким произведениям, сделанным практически на голом энтузиазме, у различных увядающих культур есть шанс оставить что-то после себя.
Раньше легенды передавали из уст в уста. Потом — научились писать. Видеоигры — новая веха в народном творчестве, переставшим быть устным. Такие игры нужно поддерживать. Они — вне журналистских оценок. Они — на вес золота.
Источник: