Ну раз на DTF стартовал интересный челлендж, то почему бы не втесаться в него, тем более что мне бросили вызов, да и тема очень интересная. За свою относительно недолгую геймерскую жизнь (почти 20 лет) были игры, которые я полюбил всем сердцем и которые перепроходил по нескольку раз (Half-Life 2 удостоилась 23 перепрохождений — я считал). Конечно, среди них много тех, что были у всех на слуху, но ничего с этим поделать не могу — что мне попадалось на глаза, в то я и играл.
В данном списке будут только одиночные игры. Не потому, что я четко следую правилам (их вроде нет), а потому что не особо люблю мультиплеерные проекты, пусть я в некоторых и провел больше ста часов. Огромных рецензий не ждите, будут лишь краткие выдержки. Самое главное для меня причина, по которому эти проекты навсегда закрепились в моем сердце.
System Shock 2
Впервые с игрой я познакомился где-то в 2013 году. До этого в моем инфополе она носила титул “культового шедевра, который тяжело освоить”. Но так получилось, что мне самому захотелось попробовать и… я пропал на несколько дней.
SS 2 — не просто киберпанк. Для меня, в первую очередь, это космический хоррор. Мрачный, безумный, гнетущий, где мы в одиночку бродим по огромной станции и сражаемся с мутантами. Геймплей для меня чистый алмаз. Можно отыгрывать роль морпеха и класть врагов в стиле Рэмбо. Можно, напротив, пойти по пути “космического мага” и кастовать файерболы. Можно и то и то одновременно. Можно стать хакером и взламывать всё, что можно взломать. А можно стать химиком и открывать для себя новые способности и оружие. У игры столько возможностей, что каждое последующее прохождение может отличаться от предыдущего.
Но самое главное — это атмосфера. Колючее чувство одиночества и вечной опасности. Изолированный мир, где ты можешь полагаться только на себя и где всё на свете хочет тебя убить. Ты вроде наслаждаешься созерцанием технологий будущего, но на деле не может забыть предрассудки человеческих отношений, приведших к тому, с чем нам придется разбираться на протяжении всей игры.
Ну и, конечно же, SHODAN. Настоящая мистресс, мечта любителей экстремальных отношений, абсолютно невменяемый и харизматичный ИИ, которого просто невозможно быть.
И конечно очень жаль, что судьба серии так быстро оборвалась. Обещанного триквела, судя по всему, не будет. А так хотелось бы узнать, что ещё нового придумает SHODAN, чтобы отомстить человечеству.
Quake
Удивительно, но я никогда не играл в мультиплеер Quake. Так получилось, что в моём мухосранске играли только в КС и Варкрафт, а про кваку знали лишь 2.5 задрота. В том числе и я. Просто однажды мне попался диск с четвертой частью, и мне захотелось посмотреть, а что было до неё. Так я встретился с первой игрой серии.
Как шутер, Quake — достойный наследник DOOM’a и большой шаг для id Software. Игра, где нет ничего лишнего кроме оружия и врагов. Несмотря на жутких врагов, я никогда не воспринимал игру, как хоррор. Скорее как темное фэнтези или мистический боевик.
Уровни — моё почтение. Благодаря дизайну, каждый из них хочется исследовать досконально, каждый запоминается. Все эти замки, пещеры, склепы, канализаций сделаны настолько дотошно, что хочется возвращаться к ним снова и снова. Прибавьте сюда шикарный по тем временам (да и по нынешним тоже) ганплей и вы получите шутер мечты. По-крайней мере, для меня.
Silent Hill 2
Я обожаю классическую квадрологию SH, но именно вторая часть навсегда останется в моем сердечке. Для меня это не просто survival horror, где нужно бояться и вздрагивать, выживать и не сдаваться. Для меня, это тяжелая психологическая драма про человека, который запутался в самом себе и идет навстречу не то спасению, не то искуплению. Когда ты впервые узнаешь, что главный герой — Джеймс — ищет давно умершую жену, ты заинтригован. Мертвецы же не пишут писем, так? Тогда почему жена зовет в Сайлент-Хилл? Может, произошло чудо? Или это дурацкий розыгрыш?
И что интересно, с каждым новым прохождением я раз за разом искал намеки на предшествующие события; и находил их. Я с интересом следил за персонажами, которых Джеймс встречал на своем пути, и пытался понять их и разобраться в их проблемах. В этой игре нет положительных личностей, каждый из них хранит в сердце мрак, которым пугает их Сайлент-Хилл. Как пугает и Джеймса.
Для меня не важны монстры или загадки — это лишь элементы геймплея, и не более. Главное — это путешествие в сердце тьмы. С каждой новой локацией настроение игры становится мрачнее, ощущение безысходности кажется навязчивым и живым, а мир вокруг будто душит игрока свои гнетущим окружением. И атмосфера… О, эта атмосфера. Карусель ужаса и лживых фантазий; настоящий Ад, сотканный из осколков человеческой психики. Обожаю искать в этой игре символизм, благо что почва для этого сделать более, чем богата.
И саундтрек. Лучший в серии, лучший в карьере Акиры Ямаоки. Достаточно послушать раз, чтобы захотеть ещё.
Manhunt
Manhunt в свое время стала для меня настоящим испытанием. Я не очень любил стелсы за их медлительность и сложность, когда малейшая ошибка приводила к необходимости начинать всё сначала. Но вот Manhunt меня зацепила и долго не опускала. Так получилось, что игра попала ко мне в тот период, когда я увлекался слэшерами и прочей чернухой. Все эти маньяки, безумцы, кровь, насилие казались для меня чем-то крутым и пугающим. Благо, что и игра и от Rockstar Games удовлетворяла мои интересы и показала мне, насколько сильно может пасть человек, если поддастся своим звериным инстинктам.
В этой игре нет ничего святого — вечный мрак, холодные заброшенные улицы Карцер-Сити, одиночество и террор. Мы бродим по трущобам и грязным улицам, следуя приказам нашего невидимого покровителя, по совместительству режиссера снафф-фильмов. Нас гложит собственная беззащитность. Единственное, что мы можем сделать — убивать, убивать и ещё раз убивать. Убивать со вкусом, с расстановкой, не жалеть никого. В ход пойдет всё — собственные руки, ножи, топоры, осколки стекла, пакеты, провода.
Играть в Manhunt всё равно, что смотреть “Подопытную свинку” — и там и там пред нашими глазами предстает картина человеческого безумия. И это пугает. Manhunt по праву считается хоррором, ведь нет ничего страшнее, чем люди, лишенные морали.
Во время прохождения я ловлю себя на мысли, что меня и манит и пугает здешняя атмосфера. Мы бродим по городу, населенном психами и извращенцами; по заброшенным больницам, тюрьмам и психушкам, по этому лабиринту невежества и бесчеловечности, и гадаем, как скоро мы выберемся отсюда? Как скоро этот кошмар закончится?
Что интересно, Manhunt заканчивается многоточием и оставляет богатый простор для домыслов… Мне всегда было интересно, что будет дальше с главным героем, сумеет ли Карцер-Сити стать живым городом, а не густонаселенной помойкой? Выживет ли герой и вернется ли к своей прежней жизни? Но ответов не предвидится.
А ещё играть в это чертовски тяжело. Достаточно двух трех ударов, чтобы отправить героя к праотцам. Сложность растет в геометрической прогрессии, и даже когда нам в руки дают огнестрел лучше не становится. А за смерть тут карают нещадно — ведь чекпоинты такие редкие, в врагов так много…
The Matrix: Path of Neo
В детстве я обожал трилогию “Матрица”. Эти фильмы стали для меня настоящим откровением — экшен, графика, сюжет, персонажи, музыка, стиль. И когда мне в школе перепала пиратка PoN, я не отлипал от неё сутки напролет. Мне было плевать на убогую графику, на корявое управление, на постоянные баги и дикую сложность. Главное, что я играл роль Избранного. Главное, что я проходил путь вместе с Нео — от простого программиста до настоящего мессии.
Тогда я полюбил игру всем сердцем. Сейчас же отношусь к ней снисходительно. Как к глупому ребенку, которого хочется и любить и ненавидеть. Да, чтобы играть в это сейчас нужно иметь богатое терпение — вряд ли кому захочется переступать через ужасное управление и чрезмерно мыльную графику. Но я не сдаюсь.
Сейчас для меня PoN всего лишь музей детских воспоминаний. С этой игрой я закончил школу, встретил свою первую любовь, пережил первое расставание, прошел универ, нашел новых друзей, потерял старых… Эта игра переносит меня в далекие нулевые, когда самой большой проблемой была двойка по алгебре. И за эти эмоций я готов терпеть даже самые страшные баги, вроде вылетов или сломанных скриптов.
И если когда-нибудь про эту игру вспомнят, если сделают HD ремастер, я буду счастлив, как никогда.
Half-Life 2
Шутер, который я буду перепроходить до самой старости. Шутер, который познакомил меня с жанром “антиутопия”, который поражал меня своей красотой и возможностями, шутер, чья атмосфера такая же густая и манящая, как шоколадный пудинг. Шутер, чей сюжет впечатляет меня и по сей день. Шутер, который я знаю лучше, чем собственную родословную.
Очень жаль, что Гейб и его команда положили болт на продолжения, но мне чертовски отрадно, что эта игра по-прежнему живет в фанатских сообществах. За все 20 лет своей геймерской жизни я проходил HL2 в разных её ипостасях. Тут были и сюжетные моды, и моды на ганплей и графику (пример, MMod), и моды, возвращающие атмосферу слитой бета-версии, и нуд-моды на Аликс. Я извращался как мог, и всё равно не переставал наслаждаться игрой. Сейчас я прохожу VR версию, и благодаря ней, HL2 раскрылась для меня с совершенно новой стороны.
Играть в HL 2 для меня всё равно, что смотреть годный фантастический фильм. Я очень ценю лор и сюжет, локаций и атмосферу. Непередаваемое чувство азарта и приключений, которые редко сейчас встретишь в современных играх. Чтобы тебя сразу бросали в гущу событий и не давали расслабиться. Чтобы ты прошел долгий путь от маленького человека с монтировкой до лидера восстания. Чтобы своими действиями ты спас человечество и приблизил его к более глобальным событиям.
Именно поэтому я без устали возвращаюсь к этой игре и этой вселенной.
Serious Sam: The First Encounter
Для меня SS в свое время стал настоящим открытием. Однажды мне в руки попал потертый диск от 1С с “Первым пришествием”, и я помню, что месяцами не желал расставаться с ним (игра не шла без диска). Впоследствии я сыграл во “Второе пришествие”, потом с удовольствием помчался в магазин за SS 2, а потом и за SS 3. На сегодняшний день я прошел все основные части по несколько раз, но теплотой в сердце я вспоминаю только “Первое пришествие”. И не потому, что она была первой. А потому, что она для меня особенная.
Почему? Потому что мясо! Потому что драйв! Потому что атмосфера! Древний Египет с его величественными храмами, пирамидами и склепами. Всё такое живое и насыщенное, словно ты действительно попал в эпоху фараонов. А ещё игра дарит настоящее чувство хардкора и напряжения — хренова туча врагов, хренова туча оружия, беги и стреляй и не думай ни о чём, кроме спасения.
А ещё мне нравится сюжет. Да, странно об этом говорить в контексте SS 1, но мне всегда нравилась идея путешествия во времени. А главный герой как раз пришелец из будущего, и, как мы выяснили в SS 3, последний представитель человечества. Теперь ему в одиночку нужно остановить могущественную инопланетную машину, и с этой целью он должен пройти через волны чудовищ. Мы не просто движемся к своей цели, мы — спасаем будущее.
Впоследствии Сэм окажется в джунглях, в космосе, на планете глав.гада, но началом его приключений всегда будет “Первое пришествие”.
American McGee’s Alice
Никогда не был фанатом сказок Льюиса Кэррола, но AMA умудрилась в свое время меня удивить. Раз за разом я возвращаюсь туда не ради сюжета или персонажей, а ради атмосферы. Атмосферы сказочного безумия, гнета, депрессии и приключений. Что ни уровень, то произведение искусства, которое хочется изучать вдоль и поперек. Каждая мелодия врезается в память. Каждый босс — испытание на прочность.
Но главное — атмосфера хоррора. Чистого, безумного, животного. Как в случае с Manhunt, Страна Чудес играет роль не просто декорации, а живого существа, которое хочет вас убить или свести с ума. Особенно меня напрягают последний уровни, где мы бродим по замку Красной Королевы. Мы прошли долгий путь, потеряли всех, кого можно, остались одни, а самое страшное — выхода нет, и никто нам не поможет. Удивительно, что пройдя игру несколько десяток раз, это чувство не угасает.
Здесь нет одинаковых по структуре уровней — где-то надо пройти от А до Б, где-то надо плыть по течению, где ты прыгать по выступам, где-то напрягать мозг. Именно поэтому игра не успевает мне надоесть — каждый раз мне предлагают что-то новое или особенное, и это особенно важно, если проходить AMA раз в пару лет.
The Movies
Я люблю кино. Я люблю видеоигры. И поэтому я люблю The Movies — симулятор киностудии, где мы берем на себя роль продюсера. Настоящий рай для любого киномана, который может пройти долгий и упорный путь от производства немых фильмов до производства блокбастеров 80-х. Мы вольны не только строить студию и декораций, мы вольны выбирать актеров, режиссеров, статистов, сценарий. И если комбинация окажется удачной, то фильм и студию ждет успех. Если нет — кассовый провал и банкротство.
Пока мои сверстники залипали в WoW или Lineage, я залипал в The Movies. Клепал собственные фильмы, будь то трешовый ужастик или производственную драму; изучал основы кинобизнеса, чтобы удержать студию на плаву, экспериментировал с жанрами, актерами. Я жил этой игрой, дышал ею. Раз в два-три года я стабильно ставлю репак с официальным аддоном и проваливаюсь туда на несколько часов, ведь каждое прохождение — это испытание на хитрость и амбиций, а иначе снять кассовый шедевр и не утопить студию в долгах не получится.
Для меня The Movies не просто игра, а детская площадка, в которой я развлекаюсь, воплощаю свои киношные фантазии. Плюс, благодаря многочисленным механикам и возможностям здесь просто невозможно скучать.
Vice City
Про VC скажу кратко. Как и с HL 2, через мои руки прошли десятки модификаций и версий. Моё знакомство с ней началось с пиратского сборника, откуда установился и запустился только KillerKip. Тот самый мод, где транспорт заменили на современный, а в окружение запихали отсылки к популярным фильмам, типа Звездных войнов. По радио играл Рамштайн, саундтрек из Тарантиновских фильмов, Эминем, ТАТУ и тд. Игру я любил, залипал в неё сутками, проходил по несколько раз, и даже миссию с вертолетиком я умудрился пройти с 2-ой попытки (и то потому, что меня научил одноклассник).
С тех пор я несколько раз прошел оригинальную игру в версиях от Фаргуса (с озвучкой от деревянной парочки — и кстати считал её колоритной), 1С и Steam, версию для PS 2, PS 4 и Android. Даже дважды прошел Definitive Edition на свиче и ПК. Короче вы поняли, что я люблю эту игру. Радио, атмосфера, сюжет, персонажи. Вайс-Сити хоть и небольшой по площади, но очень живой и колоритный город, который я изучил вдоль и поперек. Это моя первая и единственная ГТА, которую я прошел на 100 процентов, и не жалею об этом. Игра, в которую стабильно возвращаюсь каждый год и собираюсь сделать ещё один заход на Steam Deck.
Кто-то считает СА лучшей ГТА, кто-то трешку. А для меня таковой всегда будет VC, ибо VC — это жизнь.
MadeMan
В далекой юности в моем селе не было интернета, и посему каждая игра воспринималась, как великая добыча, которую нужно изучить вдоль и поперек. Были как и популярные игры, так и не очень. Про MadeMan сейчас знает 2.5 человека, но в те времена мы с одноклассником проходили её по очереди и делились впечатлениями. И нам было плевать на её оценки, продажи, бюджет…
Сейчас же, глядя на скрины, можно подумать, что за малобюджетный кал? И это будет справедливо. MM — дешевый шутер от третьего лица с уродливой графикой, но на этом её минусы заканчиваются. Я всегда ценил в играх сюжет, а тут его ложкой ешь.
Как и в Max Payne сюжет построен по принципу воспоминаний, выстроенных далеко не в хронологическом порядке. Главный герой — мафиози, который вспоминает свой непростой жизненный путь от обычного морпеха, воющего на полях Вьетнама до полноправного члена криминальной семьи, который пытается разобраться с предателями и спасти свою честь. В наличии очень недурной ганплей, возможность стрелять из двух рук даже с АК-47, атмосфера музыкальных 70-х и мрачных 00-х, миссий во Вьетнаме, bullet-time и саундтрек. Очень жаль, что игра не прошла проверку временем и затерялась среди других подобных проектов. Однако это не мешает мне изредка возвращаться к ней.
Может быть, я когда-нибудь напишу про неё лонг.
Max Payne 1-3
Тоже много про неё не напишу, ибо про её достоинства знают все. Помню, мне досталась пиратка со второй частью, и мои попытки пройти её заканчивались на финальной миссий, где я не понимал, как убить финального босса. Долгое время я мечтал о первой части и вот, когда я наконец достал её… словил самое большое разочарование в жизни. Оригинальная версия от 1С не запускалась на Windows XP. Точнее, запускалась, но стабильно вылетала после каждого уровня. Сыграть мне в неё удалось лишь когда я добыл пиратский сборник с модами, там как раз была версия с патчем 1.5. В саму игру была вшита пиратская озвучка, которую я считал очень атмосферной (и считаю до сих пор). И стоит ли мне говорить, что я запил в неё? О, залип слабо сказано. Я жил ею. Перепроходил несколько раз подряд на разных сложностях, искал загадки с вставки с комиксами. В школе я считался экспертом по этой игре…
Долгое время я мечтал о полноценном триквеле, и, наконец, дождался. К тому времени я заканчивал школу и летом подрабатывал в автосервисе. Когда я получил первую зарплату (2.5 к, солидные деньги на то время), не думая ни секунды побежал в магазин за вожделенным диском. А когда прошел трешку начал перепроходить первую часть. Потом вторую. Потом снова трешку.
Великая трилогия про потерянного человека, вынужденного вступить на тропу войны с криминальным миром. Первая часть — гнетущее путешествие по зимнему Нью-Йорку, вторая (моя любимая) — трогательный нуар-боевик, третья — просто шикарный шутер с недурным сюжетом в духе какого-нибудь “Гнева”. Хоть вторую я люблю больше всех, вся трилогия для меня единое произведение, которым можно наслаждаться бесконечно.
Mafia 2
Многие любят первую Мафию. Она заслуженно считается классикой с потрясающим сюжетом и кристальной атмосферой гангстерских 30-х. А я вот люблю вторую часть, которую в год выхода не критиковал только ленивый. На фоне разгромных отзывов моих одноклассников (которые в свою очередь ориентировались на Мэддисона) я казался какой-то белой вороной, который защищал игру, как мог. А за что её было ненавидеть? За покатушки? Они мне нравились, тем более и город был красивым и живым. За сюжет? Вполне типичная история про восхождение и расплату с крутым главным героем и потрясающей концовкой. За перестрелки? Да они были не лучше и не хуже типичных шутеров того времени.
И спустя 13 лет мое мнение не поменялось. Я ценю Мафию 2 за её атмосферу, за музыку, за декораций. Снежный Эмпайер-Бэй пропитанный песнями Фрэнка Синатры, летний Эмпайер-Бэй с рок-н-роллом и красивыми девушками. Гангстеры, томми-ганы, динамика. Я прошел эту игру больше десяти раз, и всегда воспринимал прохождение, как просмотр годного гангстерского фильма аля “Славные парни”. А за это время Вито Скалетта стал для меня чуть ли не братом родным. Поэтому в спорной Mafia 3 именно появление Вито стало для меня главной мотивацией пройти игру до конца.
Так что Мафия 2 и годный во всех смыслах гангстерский боевик с моралью и драмой; красивый открытый мир, который хочется изучать; музыка и настроение. А самое главное — эстетика.
Postal 2
Эта игра досталась мне на день рождения от одноклассника. Тогда у меня уже почти месяц был компьютер, и кроме как в Мадагаскар, да в Вайс Сити я не во что не играл. Потом настало время постала. Тогда я не очень понимал, что такое треш, и поэтому происходящее для меня казалось каким то пошлым абсурдом. Какая то больница, какой то анализ на сперму, какие то убивающие коты, какие то жареные карлики. Помнится, я так и не выбрался из первого уровня.
Стоп… А причём тут Apocalypse Weekend? А потому что так назывался диск! Потом любопытства ради я полез в папку игры и нашёл там ярлык Постал 2. Запустил. Офигел. Втянулся.
Прошло без малого двадцать лет, а я до сих пор не знаю игр с таким свободным геймплеем и таким жестоким юмором. Открытый мир с кучей возможностей, вроде зайти в любой дом и помочиться на соседа, или ограбить магазин и попинать оторванную голову продавца. На сюжет было плевать, я просто развлекался. Конечно, я прошёл игру несколько раз, даже умудрился пробежать её без убийств за полтора часа. Но сейчас, по большей части, я запускаю её ради того, чтобы побегать по городу и устроить там локальный джихад.
Игра настолько меня зацепила, что в последствии я прошёл всё части, даже трёшку, но понял, что ни одна из них не приблизилась к тому безумию, что была во втором постале. Не было большой той тотальной свободы и веселья, не было больше того черного юмора и насмешек на тенденциями того времени. Не было большего Груздева с его “Привет, вы не подпишите мою петицию”. Да, Апокалипсис не плох, но это линейный шутер далеко не лучшего качества. Да, Paradise Lost тоже пойдет, но гораздо слабее оригинала. Трешка… мде. Четверка — ещё больший мде.
Penumbra 1-2
Penumbra считается для меня эталоном хорроров от первого лица. Игра, где ты в кромешном одиночестве бродишь по заброшенной станции и проникаешься историей этого места. Темные коридоры, холодные пещеры, страшные твари, которые хотят тебя убить… и абсолютная беспомощность. Для меня вернуться в Penumbra означает вернуться в подземный враждебный мир, где никто и никогда не придет тебе на помощь, где единственное, что ты можешь — идти вперед. А на фоне всего разворачивается пусть и линейная, но история человека, который оказался в западне и с каждым шагом терял надежду найти то, ради чего он туда спустился.
Естественно, Penumbra — это в первую очередь атмосфера. Такой густой жуткой атмосферы я редко встречал в видеоиграх. Когда тебе даже физически страшно находится в тускло освещенных коридорах, где собственное воображение рисует тебе всякие ужасы. Где бродят по настоящему жуткие твари, которые будут преследовать тебя, а ты можешь только бежать и молиться. Повсюду ты будешь встречать напоминания о том, что здесь когда-то была жизнь, когда-то жили люди. Но сейчас от них остались лишь дневники да засохшая кровь на стенах.
Иногда я без устали возвращаюсь в Penumbra как раз затем, чтобы снова напомнить себе, что такое атмосферный холодный ужас. Ужас одиночества.
Как достать соседа 1-2
Игра детства, больше и сказать нечего. В первую часть залипал сутками на пролет и оттачивал свое мастерство прохождения на 100 процентов. Мне нравился юмор, атмосфера, персонажи, сами уровни. Живая, яркая, ламповая игра.
Вторая же была легенда в нашей школе. Никто её не мог пройти. Были люди, которые умудрялись брать деньги только за то, чтобы рассказать о правильной последовательности на уровнях. А у меня эта игра почему-то не шла. Точнее, не шла пиратка, лицензионный диск от Руссобит-М запустился без проблем. Вторая часть хоть и понравилась мне, но тех ярких эмоций, как первая часть, так и не подарила.
Тем не менее, дилогию я ценю и лелею. Когда в стиме вышло переиздание, я понял, что это прекрасный повод освежить свои детские воспоминания. И знаете, игра по-прежнему сложная!
***
Вот, собственно, и всё. Вышло, может, немного сумбурно, немного наивно, но я просто постарался передать свои чувства, касаемо игр, которые я никогда не брошу. Надеюсь вы прочитали эту графоманию до конца и почерпнули для себя что-то новое.
Ну а по-традиции я передаю эстафету следующим юзерам:
Дерзайте!