Другая «Тетрадь смерти»: всё о фильмах франшизы

«Тетрадь смерти» — одно из самых культовых аниме произведений, с которого многие ценители японской анимации начинали свой путь становления виабушником. И если вдруг, по какой-то причине вы не смотрели это аниме, то я крайне советую это сделать прямо сейчас. «Тетрадь смерти», являясь брендом невообразимых масштабов, породила несколько адаптаций в виде фильмов, дорам и сериалов. Сегодня я разберу все полнометражки, расскажу, что можно посмотреть, а что лучше пропустить.

Видеоверсия статьи

«Тетрадь смерти» (Death Note), 2006

На дворе 2006 год, аниме «Тетрадь смерти» вовсю крутят на экранах телевизоров, и конечно же идея снять лайв-экшн адаптацию в данный период кажется отличной идеей. Вообще, лайв-экшены по аниме — это весьма распространённая практика. Экранизации получают даже нишевые произведения, что уж говорить об адаптациях популярных аниме. «Бакуман, «Атака Титанов», «Иная», «Невиданный цветок», «Онидзука» и куча других тайтлов имеют лайв-экшены. Если их так много, то почему же мы о них не слышали? Вероятнее всего, все они просто сосут по сравнению с оригиналом, да и направлены они исключительно на японский рынок. Профессиональных дубляжей на другие языки ничтожное количество. До начала работы над статьей, я ни разу не видел упоминаний о лайв-экшнах по аниме. Исключением могут послужить только титаны, но это скорее вызвано оверхайпом по всему, что с ними связано, а не качеством фильма.

И так, «Тетрадь смерти» начинается нарезкой кадров с мест событий. Преступники умирают от сердечных приступов, никто не понимает чем это вызвано, мир в панике, показывается как общество реагирует на происшествия, и это просто лучшая сцена с которой можно было начать этот фильм. Зрителей, незнакомых с оригиналом, сразу же бросают в гущу событий и вводят в контекст истории, а фанатам первоисточника позволяют взглянуть на общественное мнение подробнее. В сериале сцен с реакцией социума было маловато.

Поначалу фильм прямо таки радует тебя новыми сценами. Ядро сюжета не поменяли, ход событий остался тем же, однако мотивы, мелкие детали и сюжетные триггеры где-то заимели большую глубину, где-то были переработаны вовсе. Изменений в истории достаточно, чтобы мне, как зрителю, знакомому с аниме, смотреть было интересно. Они редко переходят грань дозволенного и не уходят в откровенный бред, но редко — это не значит никогда.

Шиори Акино, подружка Лайта, которая, учится вместе с ним, — это первое большое отличие, которое бросается в глаза. Создатели говорят, что, добавляя этого персонажа, они хотели подчеркнуть негативные аспекты Лайта, однако любовная линия, появившаяся вследствии, не привносит в фильм ничего нового и сколько-нибудь интересного, кроме ненужных сцен и откровенно тупых событий.

Вообще, с персонажами тут наблюдаются явные проблемы начиная с каста. Лайт Ягами внешне напоминает Полежайкина из японской адаптации «Папиных дочек», а его батю лишили шикарнейших усов.

Актёрская игра оставляет желать лучшего. В спокойных сценах всё достаточно неплохо, однако когда персонажи проявляют хоть какие-нибудь эмоции, фильм превращается в лютый испанский стыд, на который сложно смотреть с серьёзным лицом. Излишняя театральность мешает восприятию. Из-за неё смерти преступников выглядят максимально карикатурно. Пена изо рта, неуклюжие падения и странная мимика лиц. Некоторые смерти вообще доходят до абсурда, остаётся только добавить мультяшный звук, визуальный эффект с надписью «BOOM!» — и сцена готова. Всё вышеперечисленное разрушает настроение фильма и регулярно заставляет смеяться от абсурдности ситуаций. Такие же эмоции вызывают модельки Богов смерти. Данный фильм отлично показывает то, насколько быстро развивается компьютерная графика, и смотреть на CGI в фильме сложно.

Главный персонаж фильма — это совсем не тот Ягами Лайт, которого мы знаем по аниме. Кира растерял свою расчетливость, возвышенность, остроту ума и аналитическое мышление. Характер Лайта в фильме можно описать 2 словами: обычный школьник. Даже не японский. Просто. Обычный. Школьник. Такого с высокой вероятностью можно встретить, если выйдешь на улицу в конце нулевых. За ним неинтересно наблюдать, он слишком заурядный. Единственная особенность этого персонажа — наличие тетради смерти.

L сохранил большинство черт оригинального персонажа, однако с этим стал каким-то гиперактивным и чересчур эмоциональным. Актёр старается показать Рюзаки как человека, не умеющего находиться в социуме, однако у него скорее получается Эйдзи Ниидзума (чудаковатый персонаж из аниме Бакуман), чем L.

Второстепенные персонажи вызывают схожие эмоции: Мисора Наоми была бездарно слита предрасположенностью к телепатическим способностям и максимально глупым сюжетным твистом в конце первой части, ну а остальные участники событий просто существуют и не представляют какого-либо интереса, играя роль массовки. Только за отцом Лайта порой было интересно наблюдать.

Музыка в фильме отличается от музыки в сериале. Вместо цепляющих композиций играет какой-то сумбурный эмбиент, который ни в какой мере не доставляет так же, как саундтрек аниме. Что именно не позволило использовать оригинальную музыку непонятно, однако её отсутствие сложно не заметить.

Но по итогу, несмотря на все минусы адаптации, это вполне себе неплохой фильм. Он может предложить зрителю немного другой взгляд на события. Но этот другой взгляд скорее будет интересен тем, кто уже видел оригинал.

«Тетрадь смерти 2» (Death Note: The Last Name), 2006

Второй фильм — это прямое продолжение первой части. Сюжетная линия получила развитие, но пошла по другому пути, отличающемуся от оригинальной истории. Изменений в деталях очень много, намного больше чем в первом фильме, что не пошло второй части на пользу.

Продолжение не дополняет события и не делает их глубже, оно просто выкидывает все наработки оригинального сюжета и строит на его месте схожую по структуре, однако абсолютно неинтересную и поверхностную историю. Я понимаю, что без правок в таком случае просто никуда. В угоду формату, изменения необходимы, потому что уместить 24 серии в 2 двухчасовых фильма без корректировки событий невозможно.

Относительно размеренный темп первого фильма давал надежды на такой же темп в продолжении, но вторая часть совершенно другая. Смотря фильм, ты ощущаешь насколько он урезан и сжат в конкретных моментах. И то, что я посмотрел эти части одну за другой, только усиливает это впечатление. Лишние 2 часа хронометража точно бы не помешали истории.

При просмотре второй части видишь очень много глупых сюжетных твистов, и вопрос «Зачем?» селится в голове зрителя до самого окончания фильма. Финал делает последний выстрел в голову здравого смысла, нарушает несколько правил мира и скомкано показывает ключевые события «Тетради смерти». L побеждает не потому, что он гений, а потому, что Лайт до безобразия тупой.

Вторая часть получилась значительно хуже первой и ощущается как отдельные урезанные куски истории, которые сложили вместе кое-как. Такое количество сюжета попросту не помещается в такой маленький хронометраж, что делает этот фильм плохим.

«Тетрадь смерти 3» (L: Change the World), 2008

Третий фильм — это приквел, а не полноценное продолжение, так как тетради упоминаются тут буквально пару раз, и то, в первых 10 минутах фильма. За эти 10 минут нам успевают показать события финала прошлой части глазами L, а также завязку новой истории.

Фильм посвящен последним 23 дням жизни L. После окончания расследования по делу Киры, гениальный детектив даже не думает отдыхать и снова принимается за работу. В этот раз ему предстоит бороться с ещё более сумасшедшими преступниками, нежели Кира, так как теперь цель антагониста — уничтожить всё человечество с помощью улучшенного вируса Эбола.

Фильм имеет очень мало пересечений с оригиналом. Стоит начать с того, что 3 часть потеряла очень важную особенность «Тетради смерти»: серую мораль. Наблюдая за противостоянием L и Киры, мы не можем сходу сказать, что Лайт — плохой человек. Несмотря на то, что он убивает людей, его жертвами становятся только преступники, и, судя по словам персонажей сериала, его действия помогли значительно снизить уровень преступности по всему миру. Однако, никто не давал ему права вершить самосуд. 3 часть не оставляет ни капли серой морали, сразу указывая пальцем на того, кого нужно будет презирать на протяжении следующих 2 часов. Потому что очевидно, что уничтожать человечество плохо. В этом плане 3 часть делает огромный шаг назад. Нам не дают даже немного поразмыслить над мотивами злодеев, потому что здесь не о чем думать. Они плохие, потому что так нужно. Актёрская игра до сих пор оставляет желать лучшего. Антагонисты выглядят очень карикатурно и ведут себя соответственно.

Образ L стал больше походить на оригинальный. Исчезла излишняя инфантильность, присутствующая в прошлых частях. Очевидно, что смерть Ватари в финале прошлой части сильно повлияла на L. Мальчик, если можно так выразиться, повзрослел. Фильм уделяет очень много времени главному герою, что позволяет показать мелкие детали быта гениального детектива. Тут очень много фансервиса, который порадует фанатов L. Фургончик с мороженым позабавил, да и много других деталей заставили испытывать положительные эмоции.

Чего нельзя сказать о сюжете. Вместо детективной истории нам подсунули самый обычный боевик. Герои спасают мир от злодеев, которые придумали план по уничтожению всего человечества. Сюжет этой части и рядом не стоял с историей о тетрадях смерти. Ничего нового, оригинального или интересного фильм не предлагает. Было введено много персонажей, которые выполняют какую-то конкретную функцию. Некоторых из них можно убрать из фильма, по сути ничего не изменив.

Как боевик, фильм снят просто ужасно. Прошлые части тоже не блистали хорошо поставленными экшн-сценами, но им это было не нужно. В первых двух фильмах я обращал внимание на карикатурные смерти персонажей, однако эти сцены занимают ничтожное количество всего хронометража. Здесь же драки и погони занимают чуть ли не половину длительности всего фильма. Смотреть это без улыбки просто невозможно: смерти стали ещё театральнее, бои выглядят неуклюже и мультяшно. Тут даже есть сцена, где L запрыгивает на самолёт.

Но, несмотря на все вышеуказанные минусы, я получил удовольствие от просмотра. Когда понимаешь, что фильм не предложит чего-то хотя бы отдалённо похожего на историю оригинала, начинаешь воспринимать все события в нём как фанфик. Фанфик, в котором гениального детектива запихнули в необычную для него обстановку и заставили делать несвойственные ему вещи. Как шанс в очередной раз понаблюдать за жизнью L, фильм вполне себе неплох, но рассматривать его в качестве достойного продолжения «Тетради смерти» не стоит.

«Тетрадь смерти: Зажги новый мир» (Death Note: Light Up the New World), 2016

Четвёртый фильм рассказывает о событиях, которые происходят спустя 10 лет после смерти Ягами Лайта и L. Король смерти настолько впечатлился похождениями Киры, что приказал своим подчиненным найти нового. 6 тетрадей смерти отправляются в мир людей. Одна из них даже попадает в руки русскому доктору, но, к сожалению, в сюжете фильма он не играет никакой роли. Создаётся специальное подразделение, занимающееся поиском и устранением новых владельцев тетрадей смерти. В него попадают все выжившие участники расследования дела Ягами Лайта, которые все так же выполняют роль массовки, преемник L и ещё несколько новых персонажей.

Завязка кажется весьма интригующей. Не то чтобы увеличение количества тетрадей смерти — это что-то необычное, однако звучит интересно. Сам фильм снят очень красиво. Хорошая операторская работа, огромные и богатые на детали локации, достойные спецэффекты и качественные модели Богов смерти. Даже Рюка проапгрейдили. Но, к сожалению, на этом плюсы фильма заканчиваются.

Несмотря на огромное количество событий, происходящих на минуту хронометража, все они кажутся бессмысленными и неинтересными. Сюжет подается таким образом, что ты не понимаешь что происходит. Много лишних имён, слов и замечаний в диалогах усугубляют ситуацию.

За персонажами неинтересно наблюдать. Рюзаки выглядит как попытка создать улучшенную версию L, однако сценаристы явно неправильно поняли за что фанаты любят гениального детектива. Он не отличается умом, и все, что он может предложить — это кривляния и быдловатое поведение. Все остальные персонажи пресные и не вызывают каких-либо эмоций. Новые Боги смерти имеют очень крутой дизайн, но на этом всё и заканчивается. Последователь Киры не выделяется ничем особенным, тоже пытается подражать своему предшественнику, однако неудачно. За противостоянием сторон неинтересно наблюдать, так как персонажи сами по себе скучные.

Тут нет никакой битвы умов, хитрых уловок и интересных решений. Фильм вторичен до безобразия. Фишки, которые преподносятся как что-то уникальное, являются самоповтором и не впечатлают. Они лишь вызывают мысль о том, что такое уже было в прошлых частях или сериале. Все это работало в первый раз, потому что удивляло, второй раз — нет. И даже финальный сюжетный твист не вызывает никаких эмоции. Тебе просто всё равно.

«Тетрадь смерти: Зажги новый мир» не предлагает чего-то интересного, являясь визуально красивым, но сюжетно вторичным фильмом, поэтому смотреть его стоит только в том случае, если вам совсем нечего делать. Хотя бы на крутую картинку посмотрите.

«Тетрадь смерти» (Death Note), 2017

И вот, последний на сегодняшний день фильм. Снимали его уже не японские творцы, а Netflix, у которой с полнометражками не всегда всё в порядке. Однако на «Тетрадь смерти» возлагали большие надежды. По крайней мере, такое впечатление складывалось на стадии анонса. Я тоже ждал этот проект, потому что анонсировали его в тот период, когда я только только-только увлёкся аниме. «Тетрадь смерти» — это первое, что я посмотрел осознанно. Даже когда вышел трейлер, который разочаровал публику, я все ещё надеялся на что-то хорошее. Но, как говорится, увы и ах.

Перед просмотром я понимал, что это другие сценаристы со своим видением истории, был морально подготовлен к кардинальному изменению характеров персонажей, переиначиванию сюжетных линий, американизации и сжатию истории в угоду зрелищности и формату. Но всё оказалось намного хуже.

В адаптации ворох и тележка глупых решений, чем она и отличается от аниме. Оригинал цеплял битвой умов. Такие титаны эрудиции как L и Лайт не оставят никого равнодушным. За взаимодействием между ними было очень интересно наблюдать. Их решения, махинации, хитрости — всё это впечатляло и приковывало к экрану, однако в фильме этого нет. L и Лайт не хотят думать настолько, что даже Мия, девушка Киры, показалась адекватнее и умнее, чем главные герои.

Одна из первых сцен, в которой Лайт знакомится с Рюком и пробует тетрадь смерти в действии, убивает все надежды на хоть что-то приемлемое. Я понимаю, что сложно сидеть с каменным лицом, если перед тобой стоит сам Бог смерти, выглядящий как самый страшный ночной кошмар, который только можно себе представить, но то, как Лайт реагирует на Рюка, вызывает смех. Крики, истеричные удары по стеклу и кривляния совсем не идут на пользу образу протагониста и ставят его в не самое выгодное положение.

Характер Киры снова претерпел некоторые изменения. В адаптации от Netfix можно увидеть самую худшую версию Лайта. Здесь он глупый и инфантильный подросток, для которого тетрадь смерти — это способ выделиться. Он не вызывает ненависть или уважение, но умудряется своими поступками вызвать желание ударить себя по лицу. В первые 20 минут фильма он успевает показать тетрадь смерти девушке, которая ему нравится. Он даже с ней не знаком и знает лишь её имя. Зачем? Потому что нужно двигать сюжет.

L растерял свою гениальность. В фильме очень часто говорят, что он самый лучший детектив в мире, однако этого не показывают. Все его предположения по поводу расследования словно взяты с потолка. L в оригинале тоже порой делал очень резкие высказывания, однако они всегда были подкреплены хоть чем-то. L в фильме — это ребёнок, которому дали возможность играть в детектива. Авторы потеряли его так же, как и Лайта. Своей капризностью он не может вызвать уважение и заинтересовать зрителя. О чём может вообще идти речь, если ему не доверяют даже остальные персонажи фильма? В аниме каждое слово L — важная крупица, которая помогала в расследовании, а в адаптации он делает выводы по щелчку пальцев сценариста, даже не пытаясь доказать окружающим, что он прав. L не задумывается о том, что может произойти, постоянно рискует без надобности, строит бессвязные цепочки между уликами, и волшебным образом его палец в небо попадает в самое решение задачи.

Как персонаж Рюк выполнен вполне себе неплохо. Бог смерти начал дерзить, пугать и выполнять роль антагониста, когда в аниме был простым наблюдателем. Рюк стал влиять на ход сюжета. Однако выглядит он немного странно. Моделька слишком маленькая и непропорциональная, и нам не дают её рассмотреть.

Но стоит отметить, что фильм снят вполне себе хорошо. Постановка кадра, операторская работа, цветокор. Глаз радуется при просмотре. Также могу похвалить музыку. Саундтрек мне понравился, фильм приятно слушать. Это не совсем то, что ты ожидаешь услышать в «Тетради смерти», однако треки вписываются в атмосферу адаптации.

Нам показали очень много изменений и дополнений в правилах. Мы увидели, что с помощью тетради смерти можно управлять не только людьми, но и предметами да и в целом всем миром, с поправкой на физику. И нововведения вызывают вопросы, на которые, возможно, мы могли бы услышать ответы во второй части, однако кто её будет снимать с такими оценками?

«Тетрадь смерти» от Netflix как решето. Сюжетные дыры видны невооруженным глазом. При просмотре задаёшь себе вопросы, на которые фильм отвечает весьма неохотно, если отвечает вообще. И в итоге мы получаем посредственную адаптацию, которая лишилась всех достоинств оригинала, заменив их на кашу из событий, лишь отдалённо напоминающих что-то смотрибельное.

Несмотря на огромную популярность, франшиза не смогла заиметь фильмы, которые мы бы смогли поставить в один ряд с аниме и мангой. Посмотрев все адаптации, я вряд ли смогу назвать хотя бы одну из них удачной. Возможно, когда-нибудь мы получим достойное кино по «Тетради смерти», однако когда это произойдёт неизвестно, если это произойдёт вообще. Спасибо за внимание.

 

Источник

Читайте также