Первый релиз сайд-проекта группы Anaсondaz.
В этом году многое изменилось, привычный порядок вещей остался в прошлом и вряд ли когда-либо вернется. Изменения затронули в том числе и творчество многих музыкантов. Те, кому они пришлись по нраву, продолжают выступать в домах культуры и, если повезет, даже в пустующих в летнее время ледовых дворцах, другие же в лучшем случае довольствуются подвальными клубами азиатской части Стамбула, а некоторые вообще, отложив проблематичную концертную деятельность, сосредоточились на сторонних проектах.
Относящаяся к последним группа Dracondaz с фронтменами Артемом Хоревым и Сергеем Карамушкиным на днях выпустила свой дебютный альбом “Песни Фрайвура” и параллельно представила читателям книгу «Энтони: дорога к дракону». Эти произведения довольно сильно отличаются от того, что они делали раньше, а так как с дистрибуцией их творчества в этом году возникли определенные трудности, других вариантов донести свои мысли до слушателей у авторов практически не осталось. Хотя, принципиально другая музыка в рамках основного проекта Anacondaz звучала бы несколько неуместно, так что почему нет. В обзоре тоже можно было бы расписать все напрямую, без отсылок и метафор на литературном русском, но, пожалуй, не стоит, продолжим в том же русле.
Сами авторы объясняют происхождение концептуального альбома следующим образом.
«К нам обратилось издательство и предложило написать книгу. Они предложили, чтобы это был байопик, про группу, но мы подумали, что нам не сто лет, даже пятнадцатилетие не совсем скоро, и нам еще рано. Да и вообще, мы скучные, у нас за последний год интересных событий произошло больше, чем за двенадцать лет до этого. Мы сказали: «Да какой байопик, вы чего, с дуба рухнули? Давайте мы сделаем художественное произведение.» Так как мы любим Чака Паланика, Сорокина и Пелевина мы решили, что это будет сказка, дарк-фэнтези в фольклорном стиле… В книге есть персонажи, менестрели, и мы подумали: почему бы не записать песенку. Сначала была идея взять уже имеющуюся песню Anacondaz и внедрить ее в книгу. Потом пришла идея сделать новую песню для этого: книжка-то новая и песня должна быть новая. В итоге идея написать одну песню переросла в идею написать альбом… Фолк-бард-рэп. Это точно лучший альбом в дискографии Dracondaz.
Аудиокнига и музыкальный альбом хоть и являются самодостаточными произведениями, при параллельном прослушивании дополняют друг друга. Помимо этого, они щедро сдобрены отсылками к раннему творчеству группы. Мальчик Энтони и раньше упоминался в качестве внимательного слушателя дядюшкиной мудрости, например в песне про акулу он пытался обрести внутреннюю гармонию. Теперь же он выступает проводником по сказочной стране, местами напоминающей одно реально существующее государство. Мифология из отрывков песен складывается в связанное повествование, в котором главный герой по всем правилам фэнтэзи получает квест и отправляется в путешествие полное зачастую довольно странных приключений. Многие персонажи на поверку оказываются не такими, какими кажутся на первый взгляд, тем не менее авторы оставляют пространство для трактовок, но всей правды мы все равно не узнаем.
Краткий синопсис: Энтони и его старший брат Джейк живут в лесу на ветвях старого волшебного дуба, который они ласково называют «Дядюшкой». Это дерево единственное во всем лесу умеет разговаривать, и охотно, хоть и не всегда доступно, делится с ребятами житейской мудростью. Посторонние к ним в чащу добираются не часто, но они их не особенно то и жалуют. Братья собирают валежник, чтобы жечь костер и согреваться, и развлекают себя беседами и вопросами об окружающем мире. Джейк всячески пытается важничать и быть старшим братом, а Энтони смотрит на мир наивными детскими глазами и не перестает задавать вопросы. Однажды в эту идиллию вторгается гонец от Дракона и по совместительству правителя местного государства Фрайвура с призывом старшего брата на службу. Так начинается эта история.
Книга заявлена как темное фэнтэзи, и так оно и есть, маркировка 16+ стоит на обложке не случайно, вероятно из-за главы с единорогами, которая довольно жестокая, хотя этим бедолагам в массовой культуре частенько не везет. В остальном, все в пределах нормы, авторы не перегибают палку с мрачностью, произведение вполне себе можно слушать подросткам. «Неологизмов» в тексте тоже нет. Так что, если они уже знакомы с творчеством группы Anacondaz, в лексическом плане откровений ждать не стоит, после прослушивания аудиокниги ребенок не удивит вас внезапно расширившимся словарным запасом.
«Энтони: дорога к дракону» вышла пока только в аудио формате, печатная версия ожидается в следующем году. Такая практика достаточно хорошо себя зарекомендовала, взять, к примеру, «Пост» Глуховского. Изначально она тоже была заявлена как «аудиосериал», однако спустя год с лишним вышла в твердом переплете. Каждая глава начинается с аккордов одной из песен с музыкального альбома, создавая впечатление набора притч и баек, которые бард травит в промежутках между выступлениями.
Сказка имеет удобную структуру и легко воспринимается, каждая глава практически автономна и рассказывает самодостаточную завершенную историю. Помимо этого, произведение щедро сдобрено подтекстами и двойным смыслом, и не ошибается с выбором метафор и аллюзий. После прослушивания ощущается некоторая двойственность: будто книга до конца не определилась с тем, комедия она или трагедия. Похожие чувства были при просмотре прошлогоднего фильма «Не смотри вверх». Принимая во внимание другие тексты группы все встает на свои места – это повествование о мрачных, печальных и, местами, отвратительных вещах, которое преподнесено так, что порой можно и улыбнуться. Авторы верны ранее выбранному стилю ироничного обыгрывания обыденных ситуаций, и в этот раз добавили еще один фентезийный слой к оболочке из метафор.
Особенно хочется отметить озвучку в исполнении Валерия Смекалова. Его голос лаконично расставляет акценты в увлекательном фэнтезийном повествовании. Временами его интонации чем-то отдаленно напоминают барда Лютика из Ведьмака, что придает произведению дополнительный шарм. Хотя, возможно, персонаж Лютика настолько ярко вписался в массовое сознание, что любой фэнтезийный бард автоматически воспроизводит в голове его образ и напрашивается на сравнение.
Несмотря на завершенность, у произведения есть задел на продолжение. Основной сюжет закончен, выводы сделаны, персонажи прошли уготованный им путь. Вполне возможно авторам еще есть что сказать, вероятно это будет зависеть от успеха этих релизов. Когда-то в середине нулевых группа Эпидемия выпустила концептуальный альбом «Эльфийская рукопись», после чего фэнтезийная вселенная увлекла авторов на целых четырнадцать лет. Посмотрим, как будет развиваться карьера группы Dracondaz. Послушать фолк-бард-рэп программу на большой сцене определенно было бы очень необычно и интересно.