Дисней, на который мы смотрели: Часть двадцать вторая. 1950 год. «Золушка»: концепция, мир и персонажи, за кулисами, искусство концепции

Пересмотр фильма для этого лонга доставил мне неожиданное удовольствие и позволил по-новому оценить «Золушку». В эту статью я вложила много трудов, недели поисков информации, составления и разработки статьи. Надеюсь, что вы оцените его и вместе со мной погрузитесь в мир Диснея, который мы любили.

В 1950 году появился долгожданный фильм Уолта Диснея «Золушка», ставший значимым проектом. Это ознаменовало возвращение Диснея к полнометражному анимационному фильму со времен «Бэмби» в 1942 году. После Второй мировой войны зрители захотели вновь увидеть фильм, напоминающий «Белоснежку и семь гномов», который бы поднимал настроение в сложные времена и заставлял снова поверить в чудо.

Дисней, на который мы смотрели: Часть двадцать вторая. 1950 год. «Золушка»: концепция, мир и персонажи, за кулисами, искусство концепции

Аниматор Фрэнк Томас вспоминал: «Такие предложения часто поступали от критиков и людей за пределами студии. Эти настроения сохранялись некоторое время, и, наконец, в 1950 г. состоялся долгожданный дебют «Золушки», который произвел фурор по всей стране».

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Решение Уолта Диснея выпустить «Золушку» в 1950 г. было сопряжено со значительным финансовым риском для студии. Если бы фильм провалился, Дисней мог бы столкнуться с серьезными последствиями. Однако «Золушка», первая анимационная картина, созданная после Второй мировой войны, нашла отклик у зрителей и собрала около четырех миллионов долларов за свой первый релиз, существенно укрепив финансовое положение студии. Последующие переиздания каждые семь-восемь лет укрепляли популярность фильма. Сегодня «Золушка», дублированная на множество языков и обожаемая во всем мире, остается шедевром Диснея.

Впервые концепция фильма была предложена компанией Disney в 1922 году в короткометражном фильме «Золушка». Более поздняя попытка адаптировать сказку в серию «Глупые симфонии» в 1933 году оказалась слишком амбициозной для короткометражного мультфильма. Тем не менее, некоторые удачные моменты из этого проекта попали в полнометражную версию 1950 года.

Всестороннее воплощение классической сказки заняло более двух десятилетий. В середине 1940-х годов критики порицали Диснея за то, что его мастерство, проявившееся в таких ранних работах, как «Белоснежка и семь гномов» и «Дамбо», заметно ослабевает. В фильмах «Салют, друзья!» (1943 г.) и «Веселые и беззаботные» (1947 г.) не было той душевности и теплоты, которая была в предыдущих полнометражках Диснея, и они не вызвали интереса публики. Этот недостаток был вызван отсутствием серьезной драматургии, в результате чего художественные фильмы Disney потеряли свое очарование.

К концу 1940-х годов студия столкнулась с финансовой нестабильностью, и единственным способом выживания стала более совершенная полнометражная анимация. Уолт Дисней столкнулся с необходимостью принять критическое решение, когда в разработке находились три проекта – «Золушка», «Алиса в стране чудес» и «Питер Пэн». Дисней полагал, что два последних проекта не найдут широкого отклика. Вместо этого перспективными показались вечные элементы сказки Шарля Перро с ее сочетанием добра и зла, любви, дружбы, красоты и веры в чудеса.

Риск оправдался – «Золушка» стала двенадцатым полнометражным фильмом студии, премьера которого состоялась 15 февраля 1950 г.

СЦЕНАРИЙ

Истоки Золушки уходят в Древний Египет, где история начинается с того, что очаровательная куртизанка Родопис купается в реке. По необычному стечению обстоятельств орел, пролетая мимо, выхватил ее сандалию и доставил ее фараону. Заинтригованный маленьким размером обуви, фараон женился на Родопис, навсегда изменив ее жизнь.

Спустя столетия итальянский фольклорист Джамбаттиста Базиле в своем сборнике народных легенд «Сказка сказок» изобразил гораздо более мрачную интерпретацию этой сказки. В этой версии Золушка, или Зезолла, не захотела терпеть жестокость мачехи. Она взяла дело в свои руки и убила ее, воспользовавшись крышкой сундука, а ее няня стала сообщницей девушки.

К сожалению, позже няня превратилась в новую притеснительницу, и Зезолле пришлось терпеть мучения шести злобных сводных сестер. Спасение пришло неожиданно, когда в нее влюбился король. Пока слуги короля искали ее, Зезолла сбежала, оставив простую пианеллу с пробковой подошвой — обувь, характерную для неаполитанских женщин. В результате поисков по всей стране состоялась пышная свадьба, и Зезолла стала королевой.

Шестьдесят один год спустя Шарль Перро представил свою версию сказки. Его история послужила основой для современных интерпретаций. В отличие от крестной матери в более поздних версиях, Золушка Перро получила помощь от своей умершей матери, на могиле которой жила белая птица, способная исполнять желания.

Братья Гримм привнесли в сказку о Золушке свою уникальную трактовку. С их точки зрения, жестокие сводные сестры получили по заслугам. Пытаясь влезть в заветную туфельку, одна сестра отрезала себе палец, а другая – сломала каблук. Но их страшные жертвы оказались напрасными, так как голуби предупредили принца: «Посмотри-ка, посмотри-ка, а туфелька вся в крови».

В конце концов птицы выклевали сестрам глаза, положив тем самым мрачный конец сказке.

Персонаж крестной феи, характерный только для версии Перро, придает сказке особый шарм. В других вариантах эта фигура заменяется животными, предлагающими помощь. В Китае это рыба, а в некоторых греческих и азиатских версиях — корова, символизирующая дух матери Золушки.

В диснеевской экранизации, в отличие от литературных предшественников, акцент был сделан на более волшебное и романтическое повествование. Выбор в пользу версии Перро, где Золушка ожидает помощи или чудес, отразил стремление Диснея к более чарующей истории. После выхода фильма на экраны критики высоко оценили приукрашивание классической сказки, свободное от злодеев и элементов хоррора, которые могли бы напугать детей.

АНИМАЦИЯ

Анимация в «Золушке» утонченная и элегантная, соответствующая серебряной эре диснеевских фильмов о принцессах. Персонажи-животные в фильме позволяют интересно менять перспективу, например, следить за действием с точки зрения мыши. Особенно ярко эта динамика проявляется у Жака и Гаса, когда они перемещаются по стенам и лестницам поместья и сталкиваются с внушительным Люцифером.

Подготовительный этап длился почти два года, а анимация заняла около шести месяцев — впечатляюще короткий срок для полнометражного мультфильма. Умелое использование Диснеем техники ротоскопирования в «Золушке» стало решающим успехом, повысив реалистичность анимации. В конечном счете, привлекательность фильма заключается не только в обаянии главной героини, но и в том, что в его анимационный мир органично вписаны референсы живого действия.

При создании персонажей-животных использовался иной подход: предварительные съемки не проводились, что позволило аниматорам дать волю своей фантазии без ограничений.

На фоне художественного оформления мультфильма обнаружились тонкие резонансы, в том числе необычайное сходство мачехи Золушки с Малефисентой, антагонисткой «Спящей красавицы».

Цветовая палитра каждого персонажа была подобрана таким образом, чтобы отразить его индивидуальность. Например, окружение и наряд леди Тремейн были выполнены в темных тонах, — синий и фиолетовый, что создавало тревожную атмосферу.

В фильме используются тени и затенения для создания различных настроений, например, когда лицо Злой Мачехи остается скрытым во время ее представления. Привлекательность картине придают и визуальные элементы, например, танец Золушки в замке под луной или пристальный взгляд леди Тремейн. Несмотря на то, что в «Золушке» не хватает масштабных декораций, ее неизменное визуальное великолепие завораживает. Последовательность превращений, когда крестная фея переделывает платье Золушки в элегантное бальное платье, стала любимой для Уолта Диснея.

Диснеевские аниматоры не просто придумывали движения и внешность своих персонажей из воздуха, — им нужны были осязаемые ориентиры, визуальные подсказки для художественной интерпретации. Поэтому все повествование анимационного фильма изначально исполнялось живыми актерами перед камерами. Эта живая игра позволяла аниматорам изучать и подражать действиям и выражениям актеров, впоследствии внедряя их в свои рисунки. Такая техника использования живых кадров в процессе анимации стала определяющей в процессе создания диснеевских фильмов.

В роли Золушки выступила актриса Хелен Стэнли, которая послужила эталоном для студии Уолта Диснея.

Актеры, сыгравших ключевые роли:

Джеффри Стоун в роли Принца

Мэри Элис О’Коннор в роли Феи

Элеонора Одли в роли Леди Тремейн

Рода Уильямс в роли одной из сводных сестер Золушки — Дризеллы

Хелен Стэнли исполнила двойную роль, не только воплотив Золушку, но и послужив моделью для Анастасии, второй сводной сестры главной героини. Фан факт: хотя Стэнли не стала озвучивать Золушку, она осталась связана со студией Disney, став впоследствии живой моделью принцессы Аврора и героини «Ста и одного далматинца».

Илен Вудс, озвучившая главную героиню, в то время была начинающей радиоведущей. Не зная об этом, ее друзья из музыкальной индустрии попросили ее принять участие в записи их новых композиций. Она спела песни «Моя любовь», «Мечта нечаянно придет» и «Биббиди-боббиди-бу». Эти записи были тайно отправлены в офис компании Disney, где находилось более 300 претенденток. Уолт Дисней был сразу же очарован голосом Илен и установил с ней контакт. 19-летняя девушка, несомненно, была в восторге от того, что сказка о Золушке не ограничивается книгами и фильмами, а становится частью ее жизненного пути. С огромным энтузиазмом Илен приняла предложение Disney.

Выпуск «Золушки» был для студии Уолта Диснея серьезной экономической авантюрой, направленной на восстановление ее финансовой стабильности после сложного послевоенного периода. Журнал Newsweek спекулировал на финансовом положении Disney, но в итоге убедился в потенциальном успехе нового фильма. Бинг Кросби способствовал продвижению картины в своей радиопрограмме, что еще больше усилило ажиотаж среди зрителей.

ПОДРОБНО: ПЕРСОНАЖИ

История Золушки разворачивается на фоне стойкости, дружбы и надежды. Среди невзгод она находит радость и любовь, доказывая, что оптимизм может победить даже перед лицом жестокости.

Сам же настрой героини обусловлен не только ее душевной чистотой, как у Белоснежки, но и является защитным механизмом преодоления трудностей. Осознавая свое бедственное положение, она выказывает разочарование, отвечая Люциферу и пассивно-агрессивно ведя себя с родственниками. Очевидно ее одиночество, отсутствие друзей, жизни вне дома и поддержки, за исключением животных. Но ее внутренний оптимизм не позволяет ей впасть в депрессию. На протяжении всего фильма Золушка смиряется с крайней ненавистью приемной семьи и ее безграничной жестокостью.

Критической точкой становится момент, когда сводные сестры злонамеренно портят платье ее матери, разрушая шанс девушки на нормальную жизнь и доводя ее до слез. Решение леди Тремейн заточить Золушку в темницу выводит ее за эмоциональные рамки, что равносильно похищению.

В этой истории Золушка жаждет свободы и лучшей жизни, она готова согласиться на хотя бы один вечер веселья и сбежать. Королевский бал становится ее шансом, мечтой, исполненной с помощью друзей. В отличие от некоторых принцесс, любовь не является ее непосредственной целью, это лишь бонус, который сопровождает ее веселый вечер. Союз с принцем дает ей возможность начать новую жизнь вдали от гнетущего «дома».

Жак и Гас, верные друзья-мыши, оказывают Золушке необходимую поддержку. Сообразительность Жака дополняет наивность Гаса. Вместе они справляются с трудностями Золушки, перехитрив Люцифера.

На характер и образ Люцифера непосредственное влияние оказал домашний кот одного из диснеевских мультипликаторов. Познакомившись с черной пушистой кошкой Фетси, Дисней попросил сделать эскизы для создания персонажа.

Леди Тремейн, мачеха Золушки, олицетворяет собой самовлюбленность, манипулирование и эмоциональное насилие. За фасадом обаяния скрывается ледяная, злобная женщина, эксплуатирующая своих дочерей и пытающаяся сломить дух Золушки. Анастасия и Дризелла, ее сводные сестры, повторяют жестокость своей матери, хотя им и не хватает ее расчетливости.

Король подталкивает прекрасного принца к женитьбе и рождению внуков, демонстрируя при этом комичную, но эксцентричную манеру поведения.

Прекрасный принц остается загадочным, сцены с его участием ограничены. Но фильм, все же, подчеркивает его смелость, бунтарство и пренебрежение к социальным различиям. Золушка привлекает внимание прекрасного принца тем, что не проявляет интереса к экстравагантности грандиозного бала. Когда он понимает, что она не знала о его королевском статусе и не стремилась к его богатству, симпатия персонажа к ней возрастает. С этого момента он твердо намерен найти ее снова.

Крестная фея в «Золушке» — это кратковременное, но загадочное присутствие, фигура, окутанная волшебной тайной. Добрая и заботливая, она излучает ауру матери.

МУЗЫКА

Саундтреки отражают спокойные тона кино 1950-х годов. Илен Вудс исполняет нежные, романтичные песни «Пой, соловей», «Так это любовь» и определяющую тему «A Dream Is A Wish Your Heart Makes». Хотя к высоким голосам мышей поначалу приходится привыкать, они блистают в своей рабочей песне и в репризе.

Партитура Оливера Уоллеса придает фильму глубину, отражая родословную Золушки, ее трудности, битвы мышей с Люцифером и дворец прекрасного принца, также подчеркивает юмор в сценах с участием мышей и кота.

Сотрудничество Уолта Диснея с джазовыми музыкантами из Нью-Йорка привело к созданию чарующей музыкальной партитуры «Золушки». Успех этого проекта позволил Диснею основать свою звукозаписывающую компанию, первой пластинкой которой стал саундтрек к картине.

ЗОЛУШКА И МОДА

Мультфильм стал капсулой времени, отражающей модные тенденции середины XX века. Платья Золушки, соответствующие эстетике эпохи, вдохновлены стилем New Look Кристиана Диора с его широкими юбками и затянутыми талиями. Культовое бальное платье, созданное Мэри Блэр по эскизам Диора, отразило концепцию трансформации моды эпохи.

Влияние анимации вышло за пределы экрана и отразилось на косметической и парфюмерной промышленности. Бренды косметики брали за основу «Золушку», создав помаду и духи, вдохновленные любимой героиней.

Появление стиля New Look совпало с увлечением Dior ботанической тематикой: многие платья были названы в честь цветов. Это течение прослеживается в платье Золушки, которое характеризуется силуэтом Corolle, напоминающим лепестки цветов, каскадом распускающиеся от талии. Решение Disney поставить превращение Золушки на фоне сада может быть обусловлено именно цветочным вдохновением.

Дополнением к бальному образу Золушки стали аксессуары, напоминающие об эпохе мировой войны, такие как повязки на голову и чокеры. Ранее аксессуары можно было увидеть на плакатах в стиле пин-ап, их носили звезды кино и эстрады. Возможно, на концепцию черного чокера повлияли работы Тулуз-Лотрека.

В эпоху минимализма и утилитарных нарядов, которые многие женщины шили сами, модные дома и дизайнеры взяли на себя роль крестных матерей, превращающих женщин в изысканные образы. Подражая этим настроениям, Диор в своей автобиографии метко заметил, что когда «крестной феи Золушки больше нет, кутюрье выступает в роли волшебника».

ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА

Вышедшая вскоре после «Питера Пэна», «Золушка» не продемонстрировала революционных визуальных новшеств. Зрители и критики уже привыкли к мастерству Диснея, которое было достигнуто в результате многолетней работы над «Белоснежкой и семь гномов» и последующими фильмами. Несмотря на видимость легкости, работа Диснея оставалась далеко не простой.

После выхода на экраны «Золушка» быстро привлекла внимание зрителей, побив рекорды кассовых сборов и составив достойную конкуренцию живым аналогам. Отзывы были разными: одни хвалили возвращение Диснея к сказочной тематике, другие выражали недовольство тем, что он отошел от очарования предыдущих фильмов. Тем не менее, влияние картины было неоспоримым: современная визуальная стилизация, проработка характеров и запоминающийся саундтрек.

Музыка к фильму, в частности трек «Bibbidi-Bobbidi-Boo» был удостоен номинаций на премию Оскар. Финансовый успех картины стал значительным подспорьем для студии Disney и помог поддержать ее деятельность в напряженном году, когда выходило подряд сразу несколько фильмов.

С течением времени влияние «Золушки» не ослабевало, а только укреплялось, что нашло отражение в ее повторном выпуске, вызванном спросом публики, и в ее вкладе в продуктивный год Disney. Резонанс фильма объясняется тем, что в нем прозвучали темы доброты, надежды, сочетания фантазии и реальности. Несмотря на то, что некоторые критики находили недостатки в отдельных элементах фильма, «Золушка» осталась неизменным символом франшизы о диснеевских принцессах, которую ценят за ее привлекательность для юных зрителей и за вечные уроки.

В парке развлечений Walt Disney World во Флориде появился замок Золушки, созданный на основе художественных концепций мультфильма.

История Золушки о преображении, стойкости и торжестве добра над злом продолжает очаровывать зрителей, доказывая, что при правильном сочетании волшебства и сердечности мечты действительно могут сбываться.

P.S. Концепт-арты от Мэри Блер вообще — отдельное произведение искусства

Екатерина Кодуа

 

Источник

Читайте также