Серия Crusader Kings от Paradox Interactive является, пожалуй, одной из самых знаковых и интересных глобальных стратегий. В отличии от Europa Universalis и Hearts of Iron (разработанных теми же Paradox), Crusader Kings предлагает игроку сосредоточиться ни сколько на развитии государства, столько на отыгрывании роли правителя и управлении династией. Да, именно династией.
Правитель, за которого вы начинаете играть, не бессмертен и не пройдет с вами путь через века, как в той же серии игр Civilization: болезни, поединки, военные походы, наемные убийцы и, самое банальное, старость рано или поздно сведут вашего персонажа в могилу. И если вы потерялись в круговороте безумной жизни средневекового феодала (а потеряться там есть где) и не озаботились появлением и воспитанием наследника, то игра для вас окончена.
Ролевой аспект Crusader Kings это, пожалуй, главная жанровая находка студии Paradox. Переместить фокус с обезличенной геополитики и экономики, свойственным глобальным стратегиям, на взаимоотношения между непосредственным лидерами средневекового общества позволило привязать, затянуть игрока. Происходящее между странами больше не обезличено: за каждым решением, за каждой войной и претензией, за каждым союзом и заговором стоит другой персонаж, такой же участник этой политической схватки на карте Европы, как и вы.
Именно на этом взаимодействии выстроена основная суть игры — каждый персонаж преследует свои собственные цели, о которых вы, зачастую, можете только догадываться. Выгодная, на первый взгляд, сделка может оказаться кабальной, а «Лживый смутьян» (прим. игра дает краткую характеристику каждого персонажа, в зависимости от их личных качеств) может показать себя как хороший и верный товарищ.
Вы — уникальная личность
Каждый персонаж в Crusader Kings, будь то король или, скажем, придворный доктор, обладают своими чертами характера и особенностями. Некоторые из них врожденные, например, заикание или горбатость, другие можно получить во время особых событий, когда нас, как игрока, ставят в ситуацию выбора, от которого с некоторой долей вероятности персонаж приобретет или потеряет те или иные черты характера. Например, молодой принц решает поупражняться в фехтовании и вам нужно выбрать ему наставника. Если вы ошибетесь, то сын вашего персонажа может получить травму и остаться инвалидом, а то и вовсе погибнуть во время тренировки. Однако, если вы выберете верно, то он приобретет особое свойство, например «Дуэлянт», которые, возможно, спасет ему жизнь в будущем во время какой-нибудь войны, а может быть даже прославит. Конечно, чтобы игра не скатывалась в полный абсурд, при выборе варианта вам покажут вероятность того или иного исхода, однако в некоторых случаях выбор придется делать вслепую.
Во многом именно свойства определяют взаимоотношения между персонажами и то, как к вам будут относиться незнакомцы. Как уже было сказано выше, некоторые свойства персонажи приобретают по мере взросления, а некоторые им передаются от родителей: например, заболевания. Здесь всё как в реальной жизни: если отец ребенка болен, скажем, герпесом, то с некоторой вероятностью болезнь передастся его потомству, а значит, что из-за неосторожных увлечений родителей вполне могут пострадать дети. Тот же герпес ощутимо снижает параметр Привлекательности персонажа и эти штрафы не носят формальный характер — их действительно приходится учитывать. Персонажи с низким показателем привлекательности, например, имеют меньше шансов обзавестись наследником, ведь супружество в игре не обязательно гарантирует любовные отношения между партнерами. Игра вас, конечно же, об этом предупредит, показав примерную вероятность появление наследника.
Кроме характера и индивидуальных особенностей, каждый персонаж обладает навыками, чем-то похожими на S.P.E.C.I.A.L. из серии игр Fallout. Всего их пять:
- Дипломатия — напрямую влияет на мнение других персонажей о нас, а также позволяет устраивать Дипломатические происки;
- Военное дело — показывает, насколько ваш персонаж хорош в командовании войсками (именно в командовании);
- Управление — определяет способности правителя управлять своими землями: определяет количество территорий и степень налогообложения;
- Интриги — показывает, насколько ваш персонаж умеет анализировать других людей, влиять на них и манипулировать ими, а также позволяет плести сложные интриги
- Ученость — определяет эрудицию и мудрость персонажа. Навык влияет на такие параметры как авторитет короны и благочестие.
Отдельно от основных навыков выделена Доблесть, которая определяет личные боевые навыки персонажа. Зацикливаться на подробном описании каждого навыка и того, на что он влияет в игре мы не будем — слишком уж много не нужных моментов придется затронуть. Для понимания основных свойств этих навыков хватит приведенного выше описания. Навыки, как и свойства, частично передаются от родителей и воспитателей (прим. ребенка можно отдать на воспитание другим персонажам. Помним, что каждый преследует свои собственные цели) и могут меняться на протяжении всей жизни вашего героя.
Точечно развивать навыки можно следую определенному Образу жизни. По-сути, это углубленное развитие навыков, которое дает персонажу дополнительные бонусы. Каждая характеристика предлагает вам три уникальные ветки развития, которые вы можете выбрать в зависимости стиля игры. Например, Эмир Иса ибн Ахмад активно изучает Управление. Развив ветку Администратор, он получает одноименно Достоинство, которое дает ему бонусы к Дипломатии и Управлению, а также немного улучшает отношения с его вассалами. Менять Образ жизни можно, но быть хорошим во всём не получится: ваш персонаж просто столько не проживет.
Тем не менее, ролевую систему в Crusader Kings сложно назвать глубокой, она, скорее обширна и вариативна: разнообразных свойств, значений навыков и их комбинаций здесь бесконечное множество и получить двух полностью одинаковых персонажей едва ли получится. Именно из-за этого каждая партия в Crusader Kings в некотором смысле уникальна.
Мы живем в обществе
Карта средневековый Европы целиком усыпана государственными образованиями разной степени развитости и у каждого из них есть свой хозяин, который, зачастую, зубами держится за свои земли, никому просто так их не отдаст, да еще и постарается отобрать территорию у соседей. Одним словом, добро пожаловать в феодальную Европу, где все внутригосударственные взаимоотношения построены на непосредственном подчинении и идут от самого знатного/сильного феодала (которым не обязательно будете именно вы).
Вообще, роли в политической игре здесь достаточно простые и их всего две: либо вы сюзерен (по-сути, самый крупный и сильный феодал, подчинивший всех остальных), либо вассал. При этом, если у вас есть хозяин (сюзерен), то это вовсе не значит, что вы низшее звено иерархической цепи. Вассалы вполне могут иметь больше земель, чем их хозяин, а значит, могут ставить своих вассалов управлять этими землями, становясь, тем самым, «мини-сюзеренами». Действует в Crusader Kings и древний принцип, который все мы помним с уроков истории: «вассал моего вассала — не мой вассал», который отлично описывает то самое прямое подчинение, о котором мы говорили выше. Говоря проще, ваши вассалы подчиняются только вам и ваш сюзерен не может давать им каких-либо указаний.
При этом, с должным навыком и приложенными усилиями, вполне можно выбиться, что называется, с самого дна феодальных взаимоотношений к самому верху. Хорошее планирование и немного удачи позволят вам подвинуть старших товарищей и, если не стать их сюзереном, то хотя бы обрасти землями, подчиненными и богатствами. Это позволит вам стать могущественным вассалом к которому правитель будет прислушиваться и, возможно, даст место в совете, а это уже престижно. Вообще могущественный вассал это особый подвид вассала обыкновенного, с той лишь разницей, что к его мнению прислушивается правитель при принятии тех или иных решений (например, в вопросах законов наследования и религии). Если могущественные вассалы против возможных нововведений, то у вас, вероятнее всего, не получится их ввести.
К слову о совете. Совет состоит из консулов, каждый из которых отвечает за те или иные вопросы и «помогает» правителю с целым рядом вопросов. Всего должностей в совете 5 и к каждой из них привязаны свои навыки:
- Священнослужитель (название зависит от вероисповедания правителя) занимается вопросами религии и отношения между конфессиями. Основной навык: Ученость;
- Канцлер, в чьем ведении дипломатия как в пределах державы, так и вне её. Основной навык: Дипломатия;
- Управляющий, выполняющий задачи бухгалтера и собирающий с ваших земель налоги, а также сведущий в вопросах культуры и развития. Основной навык: Управление;
- Маршал, за которым закреплено все военное дело державы в целом. Основной навык: Военное дело;
- Тайный советник, которому можно поручить особые задачи: плести интриги, помогать вам в заговорах и заниматься разведкой. Основной навык: Интриги;
Таким образом, лучшим кандидатом на должность, скажем, Канцлера будет тот персонаж, у которого очень хорошо развит навык дипломатии. Чем выше навык — тем лучше советник будет справляться с работой и тем больше бонусов вы будете получать. А если так получилось, что советник бездарь и занимает должность только потому, что он родственник или могущественный вассал, то расплачиваться за это будет правитель. Бестолковый священник может нести ересь и гневить религиозный народ, а бездарный канцлер вместо улучшения межгосударственных взаимоотношений все испортит.
Шестое место в совете занимает ваш супруг. За ним, в отличии от консулов, не привязан какой-то строго определенный навык и обязанности. Более того, как таковых обязанностей у супруга нет. Если маршал может заняться подготовкой рекрутов в какой-то отдаленной провинции, то супруг просто дает вам бонус к навыку который вы выберете. Высчитываться это будет по формуле: ваш навык + навык супруга. Полезно ли это? Да и даже очень. Удачно выбранная пассия может закрыть пробелы в способностях вашего персонажа. Например, если он дуб в вопросах религии, а супруга в них хорошо разбирается и имеет показатель учености, например, 10, то следует этим воспользоваться.
Выбрать потенциального консула можно из ваших придворных. У каждого правителя есть свой двор, при котором могут служить простолюдины, безземельные персонажи и дворяне. Основной костяк любого двора формируют родственники правителя: родители, братья и сестры (названные здесь сиблингами), кузены и кузины, а также другие сватья-братья. При необходимости, вы можете нанимать придворных из других земель, а некоторые будут приходить к вами сами и предлагать свои услуги, конечно же, не бесплатно. Придворные, вне зависимости от их происхождения, могут служить в вашей армии рыцарями и командирами, при необходимости, вы можете даровать им титул и часть своих земель, сделав вашими вассалами, а также, вы можете предъявлять их претензии на войне, что в некоторых случаях очень полезно.
При этом, постоянно держим в голове, что это — тоже персонажи вашей партии, а значит, у них есть какие-то свои цели, о которых вы можете даже не догадываться. Два консула, которые, казалось бы, должны работать на благо державы, могут не переваривать друг друга, а может даже вашего персонажа. Вполне вероятен исход, что Тайный советник, которому вы поручили убить оппонента, убьет вас просто потому, что это входило в какие-то его планы (случается такое, конечно, достаточно редко). Вам, как правителю, необходимо следить за настроениями вашего двора, предотвращать внутренние конфликты и очень аккуратно выбирать консулов, ведь если появится необходимость уволить персонажа с должности — он может очень сильно обидеться.
Каждый персонаж имеет личное мнение о других участниках партии. В Crusader Kings оно представлено цифрами в диапазоне от -100 до +100. Вообще, мнение — очень важный параметр. Во многом, именно оно определяет поведение и взаимоотношения других персонажей как к вам, так и к остальным. Возвращаясь к вопросу о несчастливом браке: ваш супруг может быть недоволен вами по вполне объективным причинам (прим. мнение и те факторы, из которых оно складывается у других персонажей о вас вы можете посмотреть). Мнение тоже динамический показатель и может меняться по ходу партии. Вы всегда можете попробовать улучшить отношения с персонажем, сделав ему дорогой подарок и поставив на хорошую должность, но не факт, что в долгосрочной перспективе эта мера окажется полезной.
Ваши придворные и ваши вассалы — не второстепенные участники вашей жизни и уж тем более не мусор под вашими ногами. Плохие отношения могут повлечь за собой очень серьезные последствия. Если не считаться с вассалами, то рано или поздно они могут взбунтоваться и попробовать скинуть вас с престола, а если не уделять достаточно внимания придворным, то не нужно потом удивляться, что ваш сын очень уж похож на соседнего графа (прим. да, некоторые жены в Crusader Kings не отличаются верностью) и под конец жизни решать вопросы наследника-бастарда — то еще удовольствие.
Конечно, многое в Crusader Kings зависит от ваших целей и вашего стиля игры. Это средневековая песочница, которая дает вам возможность погрузиться в водоворот придворных заговоров и благородных рыцарей, первых крестовых походов и становления государств. Как править — решать только вам!
В следующих частях мы поговорим о других аспектах Crusader Kings III.