Впервые о явлении детей на войне как проблематику я, как ни странно, узнал в нулевых, еще до того, как сам очутился в ситуации боевых действий. Это было в те времена, когда интернет был модемный и крайне слабый. А потому мы обменивались, как их тогда называли, болванками с фильмами, играми, программами.
Внимание! Крайне много спойлеров к серии игр Gears of War!
Моя знакомая поделилась диском с аниме – «Full Metal Panic!», или же «Стальная Тревога», которое в узких кругах стало классикой. Главный герой повествования Сагара – сирота, рожденный и выросший в одной из стран Ближнего Востока, раздираемой войной. Именно там его находит командир спецподразделения Мифрил и берётся за его дальнейшую судьбу как воина. На момент старта аниме ему 17 лет, 9 из которых он воевал.
В какой-то момент Сагара вынужден стать телохранителем под прикрытием гражданской школьницы. И тут, собственно, начинается самое интересное. Нам показывают поломанную систему ценностей персонажа. Ведь он никогда не жил на гражданке. Все его осознанное существование вертелось вокруг армейского быта и боевых действий. Большинство трагичных и комичных сцен основываются на непонимании им мирных реалий. Там, где подростки шутят про насилие, подтрунивая друг над другом, он тут же выхватывает пистолет и готов к бою. Ведь он знает, что такое смерть и ранения. Или, например, абсолютно не понимает, как использовать, гражданские вещи. Тот же презерватив для него – это компактная емкость для переноса воды в экстремальных ситуациях, но никак не средство контрацепции. И таких ситуаций море.
С другой стороны, нам отлично показано современное мирное общество, не принимающее прецедент того, что подросток мог реально воевать. Они закрывают глаза на явную военную подготовку, специфические знания и травмированную личность. Объясняют все тем, что Сагара – просто огромный фанат армии и всего с ней связанного. И это тоже довольно реалистичный нюанс. Наше современное общество стыдится признаться в том, что оно может породить такой прецедент. Легче просто закрыть на это глаза и притвориться, что молодой человек странный или психически неуравновешенный.
В общем, советую данный тайтл к просмотру. Картинка, конечно, устарела, но смысла и интересных идей там гораздо больше, чем в конвейерном потоке индустрии последних лет. Плюс существуют неофициальные переводы лайт новел, до которых еще не добрались мои руки.
Переходим к самим Гирзам.
К сожалению, разработчики пятой части не потрудились разъяснить бэкграунд вселенной игры ни в ней самой, ни в даже в начальной заставке. Для меня это странно, так как большинство частей в момент выхода были эксклюзивом икс-бокс. Народ с православной пекарни, не только я один, этому удивлялся, что на форумах, что в стиме.
В общем, мне пришлось немного покопаться и я кратко, насколько возможно, изложу предысторию вам. Если, вы опасаетесь спойлеров про вселенную, перемещайтесь к следующей картинке — под ней уже про персоналии олицетворяющие детей на войне.
Итак, вселенная шестеренок достаточно интересна. Начнем с азов. Планета Сэра достаточно похожа на Землю, однако есть ряд нюансов. Тут уже в античности и средневековье образовались две больших Империи, которые вели длительную кровопролитную войну. Но, вскоре, после почти полного истребления одной из сторон конфликта люди отказались от боевых действий и началась эра тишины – то есть мира.
Время текло, и они приблизились к нашей отметке современности. При этом планету сотрясали: нехватка ресурсов, энергоносителей, финансовые кризисы. Здесь и происходит судьбоносный поворот истории. При разведке нефтяных ресурсов под землей человечество обнаруживает новое доселе неизвестное вещество – эмульсию. Крайне энергонасыщенную, а потому нужную всем. Позже люди поймут, что работа с этой субстанцией опасна для здоровья.
Перемирие, в конце концов, было достигнуто созданием аналогичного нашему ядерному оружию – молоту зари (сети орбитальных спутников, похожих действием ионному удару из игры «comand and conquer: generals»).
Вскоре после известия про новый энергоноситель, государства начинают лихорадочно искать залежи в своих недрах. Оказывается, что во многих государствах этой жидкости кот наплакал. Начинаются «Маятниковые войны» – беспрецедентные по масштабу конфликты всех со всеми за перераспределение заветного ресурса в течении 79 лет. Описывать эту часть истории я не вижу смысла: во-первых она крайне объёмная; во-вторых, нашей темы касается только в разрезе понимания предпосылок.
Мир, однако, продлился недолго. Всего шесть недель. Из недр земли вырвались полчища монстров – саранча. Они появились во всех городах и крупных селениях. При этом они использовали огнестрельное оружие, и у них была тактика.
Четверть населения планеты были истреблены всего за сутки. Как выяснится позже, саранча – это мутировавшие после экспериментов люди, на которых пагубно влияла эмульсия. Над ними тайно ставили опыты, думая, что можно вывести сверх людей или новое биологическое оружие.
Естественно, все это скрывалось. Вот только помимо относительно разумной саранчи в недрах земли также были – ламбенты. Эти ребята также мутировали под паразитическим воздействием эмульсии, но при этом лишились разума. Даже саранча при долгом воздействии становится – ламбентом.
А цель лишь одна – истребление всех человеков.
Как становится понятно позже – это ни хрена не помогло. Конфликт продолжался с переменным успехом дальше. Пока не было выведено против эмульсионное оружие. А вот применив его, стороны таки смогли создать хлипкий баланс. Где-то тут начинается четвертая часть игры.
Именно поэтому она и полезла наверх. В поиске нового дома подальше от тлетворного влияния. Геноцид людей же для них – лишь цена, которую нужно заплатить для дальнейшего существования.Но мы же прекрасно знаем, что люди – вид так просто не сдающийся. В отчаянной попытке отбросить саранчу принимается решение ударить молотами зари по всей слабозаселенной части планеты. Это ведет к уничтожению 9/10 обитаемого пространства Сэры.
Здесь я должен сделать ремарку по поводу протагониста первых трех частей – Маркуса Феникса. Выросший на рассказах отца про армию, он является отличным примером того самого взращённого в милитаризованном обществе Маятниковых войн. Из-за саранчи он потерял мать, а отец, и до того отстраненный, не поддержал мальчика. Это стало для него сильным ударом и закрепило модель одиночки, желающего взять в руки оружие и обрести семью в армии.
В военных структурах Маркус проявляет необычайный талант воина и командира, приобретая там желанную им семью, не без своей специфики, конечно. И лишь после ряда событий: потери ключевых побратимов, пирровой победы человечества над саранчой, – он успокаивается, и женится на члене своего отряда – Анне Страуд, уходя в отставку. У них рождается сын – Джеймс Доминик Феникс.
Интересным в данный момент нашего обсуждения становиться факт того, что в русском языке очень мало прямых аналогов слову «побратим» для женщин, не смотря на их огромный вклад в военизированные структуры. Есть слово «воительница», но оно не передает те сентенции, необходимые в тесных узах армейского братства. Есть, конечно, слово «товарищ», но оно, скорее, идеологическое, при этом подразумевающее любой пол и род деятельности человека.
Однако Анна умирает. Маркус замыкается в себе, предрекая повторить его судьбу сыну, который также как и он получает психическую травму – отрыв от родителей, как на ментальном, так и на физическом уровне.
Мы подходим к отметке, где я обязан рассказать про родственное наследование и социальной роли в семьях военных.
Изначально, воинские династии, еще в древности, обладали привилегированным статусом. Для отца-воина было обязательным зачать и воспитать хотя бы одного мальчика в воинских традициях. В некоторых культурах так и вообще пол ребенка при таком воспитании был не настолько важен. Хотя тут стоит уточнить, что именно для рядового воина. Для знатных господ пол ребенка все же имел значение, так как наследование, как правило, было по мужской линии.
В нашем же времени, частично сохранились такие традиции. На формальном уровне, конечно, такое порицается, так как высокий чин отца или матери военных упрощает многие тяжелые нюансы для ребенка. Но, в кулуарах, между собой, военные постоянно делают услуги для детей высоких чинов в счет облегченных взяток, услуг, или старых отношений. Армейский мир в этом плане тесен и очень коррумпирован.
Мне вспоминается история, свидетелем которой я стал, на военных сборах, когда курсант, сын генерала, учудил дикий пьяный дебош. При этом пострадал другой курсант, получивший резаную рану руки. По справедливости пацан должен был сесть в тюрячку. Однако, его всего лишь отчислили из военного института, а позже через год я узнал, что его восстановили, и он полностью смог его окончить и получить погоны.
Вот такая несправедливая фигня случается.
Другой момент, который умалчивается многими в нашем милитаризованном обществе – при воспитании детей в семье с доминирующим, упертым военным, дети часто получают психические травмы и искривлённое понимание детства. Еще с младых когтей им внушается строгая дисциплина, ворох обязаловки и страх перед тяжкими наказаниями за малейшую провинность. Особенно этим грешат высокие чины (командиры военных подразделений, начальники штабов) и получившие ПТСР без адекватного лечения армейцы.
Их статус сурового воина в структуре не позволяет им, приходя со службы домой, быстро менять модель поведения. При том такие «строгие отцы» романтизировались в литературе и киноиндустрии достаточно давно.
Вы можете со мной не соглашаться, но исследования и реальность подтверждают, что недополучивший свободы и открытой любви ребенок, позже, уже во взрослом возрасте, частенько отрывается на полную. Яркий пример как раз курсант, о котором я рассказывал выше. Спущенный с поводка отца, без постоянного контроля, он тут же нажрался водки, как свинья, и нанес травму человеку.
И не поймите меня не правильно. Есть семьи военных воспитывающие детей правильно, адекватно. Я такие знаю. Вот только из-за специфики своей работы чаще мне встречались именно семьи, где детей подавляли и психически, травмировали чересчур военизированным воспитанием. Именно такое воспитание Феникс младший получил как от родителей, так и в интернате, куда он попал после смерти матери.
Джей-Ди как раз демонстрирует схожие паттерны поведения. Причиной тому становиться желание признания от отца, его заслуг как воина, транзитом через это – получения одобрения, которого не хватало ему в детстве. Ради этого он пускается в дичайшие авантюры, приводящие к смерти сослуживцев. Он не понимает, что Маркус, его отец, уже сформированная войной личность, которая просто не может проявлять заботу и любовь к чаду в открытую. Даже члены отряда Феникса младшего намекают ему об этом, но тот игнорирует факты.
Результатом систематического обезбашенного поведения Джеймса становится серьезная травма. Только после этого он окончательно превращается в копию своего отца. Угрюмый, серьёзный, немногословный воин. Проявляющий заботу только в постоянном контроле над окружающими. Цикл совершил виток.
Другим ребенком войны становиться Кейт Диаз – член отряда Феникса младшего. И тут у нас немного другой коленкор.
Выращенная одинокой, но сильной матерью, она не знала отца. А все что ей удалось выудить из матери, фраза – «Он был очень плохим человеком». К сожалению, в семьях с одним родителем, есть ряд неприятных моментов, которые мы можем наблюдать и здесь. Во-первых, ребенок не знающий, в данном случае отца, в своем сознании идеализирует его, сам того не понимая. Во-вторых, уже в пубертатном периоде подросток ищет себе в пару человека, подходящего по параметрам его идеалу. Естественно, он срисовывает его с фантазии об отце. Для некоторых это становиться сверхидеей. Порой настолько довлеющей над личностью, что сам процесс смены партнера в поисках «того самого, или той самой», можно спутать с аморальным, гедонистическим порывом получения удовольствия от множества сексуальных отношений.
Диаз младшая, в данном случаи, воспитывалась более-менее правильно, с отдушинами, без перегибов в деспотию, оттого поиск имел, скорее, платонический характер. Так мы видим, что фигуру отца в четвертой и пятой части игр презентовали по очереди: дядя, Феникс младший, Феникс старший. Они своим покровительством и защитой отлично вписываются в эту модель отношений.
Не стоит забывать, что Кейт растет в среде, где снаружи населенного пункта присутствует угроза – Коалиция, представители которой мечтают собрать под свое крыло независимые поселения. Соответственно, поселок имеет гарнизонный тип и правила внутреннего распорядка, как в военной части. В таких условиях ребенок в раннем возрасте учится усиленной физической подготовке, стрельбе из огнестрела, тактике боя малых подразделений. Все это вместо того, чтобы получать адекватное детство. Именно поэтому в первой сцене знакомства мы видим её восторгающейся мирной красоте природы. То, что она не может часто наблюдать вокруг.
Отличным примером закрепления милитаризированной модели поведения в юном возрасте является Кирилл Хлебников из Метро: Исход и дополнения к нему же – Два Полковника. Но об этом я расскажу чуть позже, в видео-разборе дополнений к Метро: Исход.
Вторым социальным конструктом, который частично можно наблюдать в поведении как Кейт Диаз, так и Джей-Ди Феникса – замещение собой отсутствующего родителя, если он был ветераном и умер.
Объясню на реальном примере, не редко встречающемся мне в практике. В случаи гибели отца на фронте часто образуются неполные семьи с матерью и одним, или несколькими детьми. В таком случаи старший ребенок, ощущая грусть и горевание матери, приобретает ложное чувство вины. Он и сам, как правило, не понимает, откуда оно. Ведь мало того, что он лишился отца, но также мать перестает обращать на него внимание так, как раньше. Иногда матери даже признаются психологам, что им тяжело смотреть на ребенка без слез, настолько он напоминает им потерянного, любимого мужа.
И тут ребенок, не осознавая происходящего, чувствуя мнимую вину перед матерью, начинает вести себя как отец, в надежде исправить такими действиями ситуацию. Конечно, не полностью, так как подросток или ребенок не может полностью копировать поведение взрослого мужчины. Однако, вместо игр – он начнет убирать жилье. Вместо общения со сверстниками – пойдет готовить обед, или ужин на семью. Вместо капризов – будет стараться говорить матери слова, похожие на те, что говорил ей муж.
Из-за этого, естественно, ребенок теряет юные годы и радость от них. Такие дети быстрее взрослеют, находят работу и стареют раньше их сверстников из-за перенесенной психоэмоциональной травмы.
Подытоживая все вышесказанное. Как ни странно, впервые включая Gears 5, я ожидал увидеть приключенческий боевик, без особой морали и нагрузки на мозг. Даже был готов критиковать его за романтизацию войны и боевых действий как таковых. Но я был приятно удивлен, что в контекст данного произведения разработчики органично вплели проблематику семей военных и детей, ощущающих на себе бремя войны.