Первая часть фильма о приключениях в пустыне, новый эпизод кассовой франшизы и исторические киноленты о дуэлях – год был что надо.
Начнем с мелочей. Один из трендов этого года – гигантские механические люди: металлические помощники, которые, как предполагают беллетристы, когда-нибудь будут работать за нас дома и на фабриках. В пьесе чешского драматурга их называют univerzalni roboti. В итальянском фильме L’uomo meccanico эти roboti ухаживают за женщинами, открывают шампанское и затем, как древние гладиаторы, сражаются на арене. Возможно, рождается новый жанр и следующие фильмы о битвах стальных великанов стоит определять как “мекка”, учитывая название итальянской картины.
Американский аниматор Уинзор Маккей в мультфильме “Домашний питомец” впервые переносит на гигантский экран гигантского монстра. Главные герои начинают заботиться о прибившемся к их дому неведомой зверюшке. Странное животное вырастает и превращается в огромное существо, атакующее небоскребы. На его месте могла бы быть динозавр Герти – одна из постоянных героинь Маккея.
Лидеры проката США в этом году собрали от одного миллиона долларов и больше. На седьмом месте – “Маленький лорд Фаунтлерой”, экранизация классического романа об идеальном американском мальчике, оказавшемся наследником английского аристократа. И мальчика, и его мать играет Мэри Пикфорд: постановщики спецэффектов творят чудеса – в первый раз в истории удвоенная актриса на экране прикасается сама к себе, мать-Пикфорд обнимает Пикфорд-сына. Этот пятисекундный эпизод снимали пятнадцать часов.
Шестое место у “Сироток бури” Гриффита: две сестры, играют которых сёстры Гиш, попадают во Франции 18 века то в лапы распутных аристократов, то на гильотину во время революционного террора. На пятом месте – “Интрижки Анатоля” Сесила Демилля: цензурированная версия смелой австрийской пьесы, исследующей быт и привычки современного Дон Жуана. Из сценария было удалено то, что было привычно для европейца, но могло шокировать простого американца. Безрезультатно: интерес зрителей к непристойному фильму был очевиден, что и стало одной из причин разговоров о создании новой организации, занимающейся цензурой. Осенью, когда был арестован популярнейший комик Роско “Жирдяй” Арбакль, изнасиловавший актрису во время вечеринки с коктейлями, законодатели еще раз убедились в том, что в Новом Вавилоне – в Голливуде – пора многое менять.
Четвертое место – у “Шейха”: мужчины могли беспокоиться о цензуре, а их жены и дочери в это время несколько раз посещали фильм, герой которого, страстный дикарь, похищал юную англичанку, а затем покрывал ее лицо поцелуями в своем шатре. Третье место – у “Трех мушкетеров”: Дуглас Фербенкс кует железо, пока горячо, и выпускает новый костюмный фильм со сражениями на шпагах. Лидер проката этого года – военная драма “Четыре всадника Апокалипсиса” о семье, разделенной линией фронта во время Первой мировой войны. Мораль фильма примитивна, сцены в тылу порой скатываются в мелодраму худшего пошиба, зато спецэффекты, с помощью которых по небесам проносятся четыре всадника, впечатляют.